Урок русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Язева Татьяна Валерьевна

Дан первый урок по теме "Правописание приставок пре- и при-" с использованием ЭОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_yazevoy_t.v.rar207.08 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока с использованием ЦОР

Тема:  «Правописание приставок пре- и при-».

Учитель:  Язева Татьяна Валерьевна.

Место работы: МОУ «СОШ» пгт. Кожва г. Печора Республика Коми.

Должность: учитель русского языка и литературы.        

Предмет: русский язык.        

Класс: 6 класс.        

Номер урока в теме:  1.

Базовый учебник:  Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык.     6 класс / Научный редактор акад. РАО Н. М.Шанский.    

Цель урока: установить правила написания приставок пре- и при-.

Задачи:

- обучающие: изучить правило правописания гласных в приставках пре- и при-; формировать умения и навыки по правописанию приставок пре- и при-;

- развивающие:

  • формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, давать монологический ответ;
  • способствовать развитию положительной мотивации и навыков целеполагания и контроля в учебно-познавательной деятельности;
  • уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками при выполнении учебной задачи, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации и как условие интериоризации;

- воспитательные: воспитывать у учащихся чувство любви к родному языку для развития духовно-нравственной личности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся:  фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска, ЦОР, используемые на уроке.

Структура и ход урока:  таблица № 1.

Таблица 1.  СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

( мин.)

1.

Организационный момент

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата, пожелание успехов.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности.

Приветствуют учителя.

1 мин.

2.

Определение темы и целей урока. Моти-вация уча-щихся.

Актуа-лизация  знаний.

Динамическая пауза.

№1.

Гипертекстовое определение «Приставка».

Определение темы урока и ее практической значимости определяется путем фронтальной беседы с учащимися.

Слово учителя:

-Вам предлагается сделать выбор: определить тему урока самим или услышать ее от учителя.

Слово учителя:

-Нашу работу на уроке будем оформлять в Информационной карте урока.

Задание. Запишите слова: предмет, реформа, интерьер, солдат, терраса, атмосфера, вежливость, коммуникабельность,  атмосфера. (Информационная карта задание №1). (Приложение №1). Подчеркните первую букву в словах. Какое слово получилось? (Приставка). О чем мы будем сегодня говорить? Что такое приставка?

Демонстрация определения «Приставка».

Итак, мы продолжаем говорить о приставке.

Задание. На доске записаны слова: о…деру, …бить, по…мигнуть, в…пахать, бе…цельный, пр…рвать, пр…клеить, пр…огромный, ра…сеянный. Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы и распределить слова на три группы по характеру приставки. (Информационная карта задание №2).

Что получилось? Слова распределены на три группы по характеру приставки: I – неизменяемые приставки, II – приставки, оканчивающиеся на з- и с-, III – приставки при- и пре-, написание которых мы не смогли прокомментировать.

Итак, какая цель стоит перед нами на сегодняшнем уроке?

 

Учащиеся делают выбор.

Учащиеся работают индивидуально.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся сверяют правильность своего ответа с гипертекстовым определением.

Учащиеся работают индивидуально У доски – трое.

Учащиеся отвечают на данный вопрос: написание данных слов и комментарий к условиям выбора орфограммы и станет учебной задачей нашего урока.

Гимнастика для глаз.

3мин.

3.

Введение новой информации.

Динамическая пауза

№ 2.

Электронный учебный модуль информационного типа (и-тип) «Правописание гласных и согласных в приставках». (Стр.1-5).

№5.

Электронный учебный модуль информационного типа (и-тип) «Правописание гласных и согласных в приставках (приставки пре- и при-)».

Изучение нового материала.

Формирование навыков различения приставок пре- и при-.Формирование умения определять лексическое значение приставок пре- и при-.

1.Работа с электронным учебным модулем «Правописание гласных и согласных в приставках».

Слово учителя:

-Попробуйте догадаться, от чего зависит написание приставок пре- и при-, сделайте выводы, заполните таблицу на определение значения приставок пре- и при-.

2.Слово учителя:

-Задание. Распределите слова на 5 групп, обосновав свой выбор (Приложение №2). Ответ оформите в Информационной записи №3. В таблицу внесите только по три примера слов на каждую группу.  

-Давайте сравним нашу таблицу с таблицей учебника (параграф 32). Одинаковые получились таблицы? Сможете ли вы, пользуясь таблицами, вывести правило: когда в словах пишется приставка при-, а когда пре-?

3.Задание. Сравнить полученный итог в группах с авторской концепцией, представленной в учебнике по русскому языку для 6 класса под редакцией Н. М. Шанского. Откройте учебник, найдите параграф 32 и прочитайте внимательно теоретический материал по теме урока и сравните формулировку значений приставок пре- и при- по учебнику и вариант группы. Сверьте свой ответ с образцом рассуждения в учебнике.

4.Слово учителя:

-Предлагаю совершить виртуальное путешествие: давайте заглянем на урок русского языка по теме «Правописание гласных и согласных в приставках (приставки пре- и при-)» и послушаем  гипотезы наших сверстников о правописании приставок пре- и при-, сравним с нашими ответами и поможем им выполнить задание, уже знакомое нам.

Учащиеся работают с ЭУМ.(Оценивает ЭУМ «правильно- неправильно»).

Делают вывод о том, что написание гласной в приставках пре- и при- зависит от их лексического значения.

Учащиеся работают в группах.

Учащиеся выступают с итогами своей работы: один учащийся из группы озвучивает слова и значение приставки, представитель 6 группы обобщает сказанное всеми и делает вывод.

Рассуждения учащихся.

Учащиеся вслух читают правило. Делают корректировку в записи значений приставок пре- при-.

Учащиеся выполняют задания, сверяют свои гипотезы с гипотезами сверстников, выполняют задание на определение значение приставок пре- и при-. (Оценивает ЭУМ «правильно-неправильно»).

Гимнастика для глаз.

14 мин.

4.

Первичное закрепление материала. Применение полученных знаний.

Динамическая пауза

№4.

Электронный учебный модуль контрольного типа (к-тип) «Правописание гласных и согласных в приставках». (Стр. №2, №4).

№3.

Электронный учебный модуль практического типа (п-тип) «Правописание гласных и согласных в приставках».  ( Стр. №1, №3).

№3

Электронный учебный модуль практического типа (п-тип) «Правописание гласных и согласных в приставках». (Стр.4).

Формирование умения правильно писать слова с приставками при- и пре-, объяснять условия выбора орфограмм. Закрепление знаний путем выполнения тренировочных упражнений.

Слово учителя:

-Предлагаю минутку игры. Задание: прослушайте аудиозапись (диск) стихотворений из «Радионяни» (Приложение  №3), запомните как можно больше слов с приставками пре- и при-.

Слово учителя:

-А сейчас заглянем в «странный» текст. (Текст на бумажном носителе). (Приложение №4).

 Как вы думаете, почему абзацы в данной записи пронумерованы?

В Информационной карте записи №4 поставьте цифры в таком порядке, чтобы данная запись стала текстом.

Докажите, что перед нами теперь текст? Озаглавьте его. Какова тема текста? В чем заключается основная мысль текста? Чему учит нас этот текст?

Найдите в тексте слова с приставками при- и пре-, добавьте их в свою таблицу (Информационная карта задание №3), исходя из значения приставки.

Слово учителя:

-Предлагаю на выбор выполнить задания одного из модулей: ЭУМ №4 стр.2, 4 или ЭУМ №3 стр.1,3.

Слово учителя:

-Выполним задание №4 из ЭУМ «Правописание гласных и согласных в приставках»: восстановим слова в предложениях с помощью приставок пре- и при-. О чем заставляют нас задуматься данные предложения, взятые из художественных текстов? Какая общая мысль объединяет эти предложения?

Учащиеся работают в группах (устная работа). Каждая группа озвучивает по одному слову. Выигрывает группа, назвавшая последнее слово.

Учащиеся работают по группам.

Устно отвечают на вопрос.

Работают в информационной карте.

Устно отвечают на вопросы.

Работают в информационной карте.

Учащиеся индивидуально выполняют задание и делают вывод о правописании приставок пре- и при-.(Оценивает ЭУМ «правильно-неправильно»)

Учащиеся индивидуально выполняют задания и еще раз делают вывод о написании приставок при- и пре-. (Оценивает ЭУМ «правильно-неправильно»).

Гимнастика для глаз.

15 мин

5.

Контроль усвоения знаний.

(Диагностика процесса усвоения учебного материала).

№11.

Электронный учебный модуль «Тест. Вариант 1».

№6

Электронный учебный модуль «Тест. Вариант 2».

№7.

Электронный учебный модуль «Тест. Вариант 3».

Слово учителя:

-Для проверки степени усвоенности темы предлагаю выполнить тесты по вариантам.

Слово учителя:

-Предлагаю сверить свои ответы с образцом и оценить себя по шкале оценок. (Приложение №5) Результат занесите в Информационную карту (задание №5).

Класс делится на три варианта. Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Самоконтроль.

Ученики проверяют и оценивают свои работы.

5 мин

6.

Объяс-нение  домашнего зада-ния

№4.

Электронный учебный модуль «Правописание гласных и согласных в приставках» (стр.5).

№3.

Электронный учебный модуль «Правописание гласных и согласных в приставках» (стр. 2).

№8.

Электронный учебный модуль «Тест».

№4.

Электронный учебный модуль «Правописание гласных и согласных в приставках» (стр. 3)

№9.

Анимированная озвученная ситуация (№140).

№10.

Анимированная озвученная ситуация (№159).

 Слово учителя:

-Для того чтобы закрепить полученные знания, желательно выполнить домашнее задание:

1.Параграф 32 (выучить правило).

2.На выбор:

а) Продолжить сказку Л.Толстого «Три медведя», используя слова с приставками пре- и при-.

б) Продолжить текст, используя слова с приставкой пре-.

в) Выполнить тест (опережающее задание).

г) Решить учебную задачу: претворить или притворить (открытие нового знания)

д) Решить речевые ситуации: как нужно было поступить девочкам-подружкам. Найти слова на при-, пре-. С какой новой проблемой встретились? (Открытие нового знания. Работа с этимологией слова).

Учащиеся  записывают домашнее задание.

3 мин

7.

Подведение итогов урока.

Слово учителя:

-Какую цель урока ставили?

-Удалось ли ее решить?

-Каким способом (или способами) мы ее решили?

-Приобрели ли новые знания?

-Как вы думаете, есть ли еще «тайны» у приставок пре- и при-?

Учащиеся отвечают на вопросы.

3 мин

8.

Рефлексия.

Слово учителя:

-А теперь оцените свой вклад в достижение поставленной цели урока, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Закончите предложение, появившееся на экране (Приложение №6):

1.Сегодня я узнал…

2.Было интересно…

3.Было трудно…

4.Я выполнял задания…

5.Я понял, что…

6.Теперь я могу…

7.Я почувствовал, что…

8.Я приобрел…

9.Я научился…

10.У меня получилось…

11.Я смог…

12.Я попробую…

13.Меня удивило…

14.Мне захотелось…

15.Урок дал мне для жизни…

Учащиеся по кругу высказываются одним предложением.

2 мин

Приложение к плану-конспекту урока

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса        

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Гипертекстовое определение «Приставка»

Мультимедиа

Гипертекстовое определение

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3d02a2b1-3cfc-497c-9e2f-18be74a86903/%5BRUS5_046%5D_%5BTD_375%5D.htm 

2.

Электронный учебный модуль информационного типа _(и-тип) «Правописание гласных и согласных в приставках»

ЭУМ и-типа

Работа с ЭУМ

http://fcior.edu.ru/card/15478/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah.html 

3.

Электронный учебный модуль практическоготипа (п-тип) «Правописание гласных и согласных в приставках »

ЭУМ п-типа

Работа с ЭУМ

http://fcior.edu.ru/card/15485/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah.html 

4.

 Электронный учебный модуль контрольного типа (к-тип) «Правописание гласных и согласных в приставках»

ЭУМ к-типа

Работа с ЭУМ

http://fcior.edu.ru/card/15644/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah.html

5.

Электронный учебный модуль информационного типа (и-тип) «Правописание гласных и согласных в приставках» (приставки пре-, при-)»

ЭУМ и-типа

Работа с ЭУМ

http://fcior.edu.ru/card/15673/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah-pristavki-pre-pri.html 

6.

Электронный учебный модуль «Тест. Вариант 2» 

Электронное задание

Работа с тестом

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7dcd2cec-cc0e-47ea-ac10-e9fbca78c01c/8.1.4_var2.doc 

7.

Электронный учебный модуль «Тест. Вариант 3»

Электронное задание

Работа с тестом

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d437cf67-4823-4b4b-b13d-f87458e32187/8.1.4_var3.doc 

8.

Электронный учебный модуль «Тест»

Электронное задание

Работа с тестом

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a33e33e3-549e-4d7e-abe1-9c143ea7ee89/8.1.4_all.doc

9.

Анимированная озвученная ситуация (№140)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c6b08ce5-3df2-44a3-8960-a5ab8268c18e/%5BIS-RE_05-06%5D_%5BMA_022W%5D.swf 

10.

Анимированная озвученная ситуация (№159)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f6dca31e-922f-4265-8d0e-2334b706a241/%5BIS-RE_05-06%5D_%5BMA_022R%5D.swf 

11.

Электронный учебный модуль «Тест. Вариант 1»

Электронное задание

Работа с тестом

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bcbc0b3b-4bdc-4bff-ad4f-4f8337392a1c/8.1.4_var1.doc 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и литературы «В разнообразии приставок таится разнообразие смысла» К.И.Чуковский.

Цель урока: выявление семантической роли приставок и закрепление их правописания на основе художественных текстов А.С.Пушкина....

урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"

Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок.

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок....

Рабочий лист к уроку русского языка 6 класс . "Правописание приставок пре-/при-"

В данный рабочий лист включены разноуровневые задания по теме: "Правописание приставок пре-/при-"...

Урок. Русский язык 10 класс/Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.

Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.Учитель: Ширяева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 109 Приморского...

Урок русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"

Тема урока: Буквы Ы и И в корне слова после приставокКласс: 6Тип урока: Открытие новых знанийЦель урока: Формирование умения определять условия выбора гласных Ы и И после приставок Задачи урока:П...

Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"

Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"...