КАРТОЧКИ по русскому языку к ОГЭ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Андреева Галина Олеговна

                      Замените придаточное предложение обособленным распространённым

определением. Укажите различия между придаточными предложениями и обособленными оборотами. Объясните постановку знаков препинания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                               КАРТОЧКА № 1

Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите крестиком

определяемые слова в главном предложении. Сделайте вывод, в каких случаях определительное придаточное предложение может отделяться от определяемого слова другими словами.

1.Он вынул из вещевого мешка мандолину и заботливо обтёр её куском замши

котор..й хранил для этого. (Л. Славин.) 2. Почтальон с тяжёлой сумкой нёс почту к вилле с пр..крытыми ставнями в котор..й жил замечательный человек нашего времени – Горький. (В. Лидин.) 3. Крымский вечер стоял над те(р,рр)а(с,сс)ой кипарисы спускались к морю (бледно) голубому и (серовато) жемчужному каким оно бывает в тихие летние вечера в Ялте. (В. Лидин.)

* Вспомните правила обособления определений и приведите примеры на разные случаи.

* Назовите правила правописания сложных прилагательных и приведите примеры.

                                                                      КАРТОЧКА № 2

Постройте СПП, подобрав к каждому главному соответствующее придаточное. Запишите полученные предложения, расставляя знаки препинания. В каких из этих случаев можно изменить место придаточного предложения?

Г л а в н ы е   п р е д л о ж е н и я: трава была сочная; на пустыре разбили сад; поездку на остров пришлось отложить; в лесу было тепло; мы надеялись;

я зайду к тебе.

     П р и д а т о ч н ы е   п р е д л о ж е н и я: если у меня будет свободное время; потому что в мае шли дожди; что наша команда окажется победительницей в предстоящих футбольных матчах; так как на море разыгрался сильный шторм;

хотя в тенистых местах ещё лежал снег; который был перед школой.  

                                                               КАРТОЧКА № 3

Прочитайте и укажите, в каких случаях сравнительные союзы присоединяют придаточные предложения, в каких – сравнительные обороты, а в каких – стоят при сказуемом. Перепишите, расставляя запятые.

1. Надо в себе воспитывать вкус к хорошему языку как воспитывают вкус к гравюрам к хорошей музыке (М. Г.) 2. На небе ярко св..ркнула как живой глаз

первая звёздочка. (Гонч.) 3. К концу охоты утки словно на прощань.. стали подниматься целыми стаями. (Т.) 4. Асфальт блестел как чёрная река. (Пауст.) 5. Море как ртуть. (Гонч.) 6. Как пахарь битва отдыхает. (П.) 7. Дергач кричит как будто в самом деле кто (то) дёргает за старую железную скобу. (Ч.) 8. Иней лежал даже на палубе как белая крупная соль и хрустел под ногами. (Пауст.)

9. Для мирной жизни новых поколений

    От Каспия и до полярных льдов

    Как памятники выжженных селений

    Встают громады новых городов. (А. Ахматова.)

                                                                 

                                                   

                                                         КАРТОЧКА № 4

Перепишите, заменяя деепричастные обороты соответствующими придаточными предложениями.

1. Эта книга, сообщая интересные сведения о драгоценных камнях, является очень ценным пособием по минералогии. 2. Работая над подготовкой к докладу, я ежедневно посещал библиотеку (читальню). Имея необходимые материалы для сочинения, ты написал бы его лучше. 4. Не получив специального музыкального образования, он всё (таки) достаточно хорошо играл на рояле.

                                         

                                                                    КАРТОЧКА № 5

                      Замените придаточное предложение обособленным распространённым

определением. Укажите различия между придаточными предложениями и обособленными оборотами. Объясните постановку знаков препинания.

1. По узкой тропинке, которая изв..вается между скал, мы поднимаемся

на площадку. 2. В мусоре, который выбросили из комнаты, попалось

несколько медных монет, сильно позеленевших. 3. Я где (то) читал,

как по одной надписи, которую вырезали на камне, учёные открыли жизнь

целой страны. 4. Почему я вижу звёзды, которые так ярко светятся на

(чёрно) синем болгарском небе? 5. Пахло тёплым ржаным хлебом,

который выпекали в подвале вокзального буфета.

                                                                       КАРТОЧКА № 6

Прочитайте и укажите, в каких случаях сравнительные союзы присоединяют придаточные предложения, в каких – сравнительные обороты, а в каких – стоят при сказуемом.

                                       

1. Вода блестела как чёрное стекло. 2. Сегодня чувствую себя так как будто

гора свалилась с моих плеч. 3. Сосна как дерево смолистое почти не гниёт.

4. Проводите меня на заставу как вашего слугу. 5. Как дерево роняет тихо

листья так я роняю грустные слова. 6. Крутясь плывут они [вьюнки] вместе с водой как недавно плыли льдины. 7. Завтра как сообщили по радио будет дождь.

                                                                     

     

                                                                        КАРТОЧКА № 7

Прочитайте и укажите, в каких случаях сравнительные союзы присоединяют придаточные предложения, в каких – сравнительные обороты, а в каких – стоят при сказуемом.

                                       

1. В то время как все собрались пить чай в саду Митенька незаметно ушёл. 2. Горы как пышные складки на богатой одежде земли. 3. В русской земле столько прелести что всем художникам хватит на тысячу лет. 4. Береги мою сестру как зеницу ока. 5. Стая ласточек так мелькала у воды как будто сеть раскинули над прудом. 6. Он не любил как физику так и математику.

                                                                       КАРТОЧКА № 1

 

                    Что ты знаешь о сравнениях? Вставь сравнения вместо точек.

Пригрело землю весёлое апрельское солнышко. Зашевелилась

на опушке прошлогодняя листва, как будто …, и пробились сквозь неё,

словно … упругие листочки. На тонких веточках берёзы, как …,

заблестели на солнце молодые листочки. Лес наполнился радостными

голосами, как будто…  .

           * Продолжи описание весеннего леса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки по русскому языку

Я работаю над методической темой"Развитие орфографической зоркости на уроках  русского языка". Эти материалы помогают развивать внимательность....

Карточки по русскому языку в 6 классе.

Эти тематические карточки позволяют проверить уровень усвоения материала по теме "Местоимение" и "Имя числительное". Развивают внимание и орфографическую зоркость на уроках русского языка....

карточки по русскому языку

карточки на тему "именительный падеж имен существительных"...

Лингвистические карточки по русскому языку

Лингвистические карточки по русскому языку  - это своеобразный экскурс в историю языка. Он  помогает школьникам сознательно усваивать учебный материал и показывать им, что современные нормы ...

карточки по русскому языку 5 класс

карточки по русскому языку...

Зачетная карточка по русскому языку (2 четверть)

Образец зачетной карточки основных работ за 2 четверть по русскому языку по программе "Школа 2100" для 6 класса...

КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ...