Программа "Юный лингвист"
методическая разработка по русскому языку по теме

Андреева Галина Олеговна

Социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, одаренных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи. Раннее выявление, поддержка и развитие одаренных детей и подростков – приоритетная задача в современном обществе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа "Юный лингвист"104 КБ

Предварительный просмотр:

                  Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

                «Нижне-Нарыкарская средняя общеобразовательная школа»

                   ПРОГРАММА

                                                                 

                             

                 

школьные картинки к презентации

                                                                                                                 Автор:

                                                                                                          АНДРЕЕВА Г.О.

                                                 2013-2018 учебный год

                                               

                                                  ПРОГРАММА

                                         «Юный лингвист»

Цель: развитие и поддержка одаренных детей, приобщение учащихся к искусству слова.

Исполнитель Программы «Юный лингвист»: Андреева Г.О., учитель русского языка и литературы

Перечень разделов Программы «Юный лингвист»:

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.

II. Цели и задачи Программы.

III. Сроки реализации Программы.

IV. Оценка эффективности реализации Программы.

V. Основные направления.

VI. План мероприятий по реализации программы «Юный лингвист»:

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.

Одним из немаловажных аспектов методической работы стало стремление педагогического коллектива школы обратить внимание на уровень развития детей, на их подготовку к жизни в современных условиях. Основанием разработки стало постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 732  «О федеральной целевой программе Дети России на 2003-2006 годы», а также Письмо № 2405 Голодец от 26 мая 2012 г.

Социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, одаренных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи. Раннее выявление, поддержка и развитие одаренных детей и подростков – приоритетная задача в современном обществе.

Русский язык – сложный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. До недавнего времени при изучении русского языка внимание обращалось в основном на подробное рассмотрение грамматических сведений и правил орфографии и пунктуации. Сегодня формируется новая идея, предусматривающая учет в преподавании многофункциональности самого языка. Ни для кого ни секрет, что в последнее время интерес к русскому языку значительно снижен. Важная задача школы – пробудить интерес учащихся к знаниям, повысить их престиж.

В школе уже действует программа Одаренные дети, в соответствии с которой проводятся творческие конкурсы, конференции, олимпиады, фестивали, спортивные соревнования, обеспечивается поддержка участия одаренных детей. В 2013 -2016 учебном году учащиеся школы стали победителями фестивалей, конкурсов, соревнований как муниципального, так и окружного и  всероссийского уровней.

II. Цель Программы «Юный лингвист».

Основной целью Программы «Юный лингвист» является создание оптимальных условий для выявления и поддержки одаренных и талантливых школьников в области русского языка, их дальнейшего интеллектуального развития и профессионального самоопределения.

Основные задачи Программы «Юный лингвист»:

- осуществление необходимых мероприятий для выявления, развития и поддержки одаренных детей;

- обучение школьников взаимодействию и сотрудничеству;

- развитие познавательного интереса у учащихся к предмету;

- обеспечение личной ответственности обучающихся за успешность своего обучения;

- демонстрация и пропаганда достижений учащихся;

- активизация творческой, познавательной, интеллектуальной инициативы обучающихся, вовлечение их в исследовательскую деятельность.

III. Сроки реализации Программы

Программа действует в течение пяти лет со дня её реализации (до 2018 г.).

IV. Оценка эффективности реализации Программы

Реализация мероприятий Программы позволит:

- увеличить число своевременно выявленных одаренных детей;

- совершенствовать систему работы с одаренными детьми;

- обеспечить развитие потенциальных способностей одаренных детей;

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется по следующим показателям:

- увеличение количества учащихся, добившихся высоких результатов по русскому языку;

- увеличение количества детей, участвующих в олимпиадах, фестивалях, конференциях, конкурсах.

V. В качестве основных направлений работы с одаренными детьми определены:

•    Нормативно-правовое регулирование работы с одарёнными детьми:

 - Основными документами о правах ребенка и обязанностях взрослых

по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка, Международная

конвенция о правах и основных свободах человека, Декларацией ООН о

правах инвалидов).

- Конституцией  РФ.

- Законом РФ “Об образовании”» (с изменениями и дополнениями).

- Федеральными законами, указами президента РФ, постановлениями

правительства РФ, распоряжениями, приказами, инструктивно-

методическими, информативными материалами по вопросам  образования,

 воспитания, охраны здоровья, профориентации, занятости, социальной

защиты детей.

- Президентской программой “Дети России”.

- Федеральной программой “Одаренные дети”.

- Национальной образовательной инициативой "Наша новая школа".

- Национальной доктриной образования в РФ на период до 2025 года.

- Положением о всероссийской олимпиаде школьников.

- Требованиями ФГОС нового поколения и рекомендациями по их

реализации.

•     Выявление и сопровождение одаренных детей.

•    Методы и формы работы с одарёнными детьми:

- межпредметная связь русского языка с литературой, историей, музыкой, мансийским языком, ИЗО;

- обеспечение углубленного изучения русского языка и литературы;

- использование ИКТ;

- элективные курсы, спецкурсы, внеклассные мероприятия.

VI. План мероприятий по реализации программы «Юный лингвист»:

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки

Исполнители

1.

Выявление и формирование научного общества «Юный лингвист».

Октябрь каждого года обучения

Андреева Г.О. совместно с кл. рук.

2.

Выборы помощников-консультантов научного общества.

Ноябрь каждого года

Андреева Г.О.

3.

Проведение конкурса детского литературного творчества Проба пера, издание сборника детских творческих работ.

Ежегодно

Андреева Г.О. совместно с кл. рук. и библиотекарем

4.

 Участие в муниципальных, межрегиональных, всероссийских и международных конкурсах, выставках, смотрах, фестивалях.

Ежегодно

Андреева Г.О. совместно с кл. рук.

5.

Организация познавательных (заочных) экскурсий в мир Лингвистики.

Ежегодно

Андреева Г.О. совместно с кл. рук. и библиотекарем

6.

Олимпиады: Муниципальная, Окружная, Всероссийская, УРФо.

Ежегодно

Андреева Г.О. совместно с кл. рук.

7.

Семинары.

Ежегодно

Андреева Г.О. совместно с кл. рук.

8.

Участие в предметно-творческих проектах.

Ежегодно

Андреева Г.О. совместно с кл. рук.

9.

Публикации в СМИ творческих работ учащихся.

Ежегодно

Андреева Г.О. совместно с кл. рук.

10.

Иллюстрирование художественных произведений.

Ежегодно

Андреева Г.О. совместно с кл. рук.

11.

Дистанционные олимпиады.

Ежегодно

Андреева Г.О. совместно с кл. рук.

12.

Участие в Интернет-викторинах «Никто не забыт, ничто не забыто», «История православной культуры», Международных, Всероссийских  Окружных и муниципальных конкурсах по предмету литература, дистанционных олимпиада «Вопросита».

Ежегодно

Андреева Г.О. совместно с кл. рук.

13.

Выпуск лингвистической газеты, сотрудничество с газетой «Школьный калейдоскоп».

Ежегодно

Андреева Г.О. совместно с кл. рук.

14.

Исследовательские работы по разным темам.

Ежегодно

Андреева Г.О. совместно с кл. рук.

15.

Проектирование

Ежегодно

Андреева Г.О. совместно с кл. рук.

16.

Участие школьников во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок», Образовательном портале «НИКА», totaltest и других.

Ежегодно

Андреева Г.О. совместно с кл. рук.

17.

Участие в Интернет-конкурсах «АРТ-ТАЛАНТ», «Книжный базар».

Ежегодно

Андреева Г.О.

18.

Участие в окружном детском литературном Конкурсе, посвящённом мансийской сказительнице А.М. Коньковой.

Ежегодно

Андреева Г.О

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы «Юный лингвист»:

- ожидается развитие личности, способной к логическим  рассуждениям и языковой интуиции, способной самостоятельно решать лингвистические задачи, открывать  многие лингвистические понятия и явления;

- через разнообразие формы работы происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России, любящего свой язык, культуру.

                                      Состав научного общества «Юный лингвист»

№ п/п

        ФИО учащегося

Класс

Поручения

1.

Енизорова Екатерина

5

Консультант

2.

Ильиных Алёна

5

Консультант

3.

Моргун Валерия

5

Консультант

4.

Маркосян Карина

6

Консультант

5.

Адин Илья

7

6.

Гресев Максим

7

Консультант

7.

Кобыляцкий Кирилл

7

Консультант

8.

Пашин Юрий

7

9.

Уфимцева Полина

8

Консультант

10.

Попова Яна

11.

Немальцев Сергей

12.

Лизунова Полина

13.

Молчанов Владимир

Использованная литература:

  1. Семёнов П.П. План работы по реализации программы «Одарённые дети». Научно-практический журнал для администрации школ. Управление современной школой. Завуч. №2, 2012, с. 43.
  2. Генералова Н.С. Методы работы с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы. Научно-практический журнал для администрации школ. Управление современной школой. Завуч. №8, 2009, с. 75.
  3. Методический журнал /Русский язык/ . Издательский дом /Первое сентября/ №9, 2014, с. 15.  

 Интернет – словеснику:

–    «Лингвистика для школьников»: http://lingling.ru/

  • Министерство образования РФ:     http://www.informika.ru/;   http://www.ed.gov.ru/ ;      http://www.edu.ru/
  • Тестирование online: 5 - 11 классы :      http://www.kokch.kts.ru/cdo/
  • Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое:      http://teacher.fio.ru
  • Новые технологии в образовании:      http://edu.secna.ru/main/
  • Путеводитель «В мире науки» для школьников:       http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
  • Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия:       http://mega.km.ru
  • сайты «Энциклопедий энциклопедий», например:      http://www.rubricon.ru/  ;     http://www.encyclopedia.ru/
  • www.bio.1september.ru - газета «Русский язык» - приложение к «1 сентября»

Интернет – ресурсы  для учащихся:

 -  сайт «Лингвистика для школьников»: http://lingling.ru/

Литература для учащихся:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О.А.Булатов. «Лаборатория Исследователей - лингвистов: Межкультурная коммуникация» Программа лингвострановедческого факультатива-семинара

Программа - "почасовка" факультатива-семинара лингвострановедческой направленности для "продвинутых" учеников 8 и 9 классов. Программа призвана сформировать основу для дальнейшего всестороннего р...

КВН по русскому языку "Юные лингвисты"

Занимательные формы работы по русскому языку...

КВН по русскому языку "Юные лингвисты"

Занимательные формы работы по русскому языку...

Социальная адаптация учащихся в системе занятий НОУ «Лингвист» и учебного курса «Русская словесность»

Статья раскрывает формы и результаты  работы по социальной адаптации обучающихся в рамках дополнительного образования...

Программа городского летнего профильного лагеря «Лингвист»

Эта программа – программа организации жизнедеятельности детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет в городском летнем профильном лагере «Лингвист». Лагерь ставит своей задачей развитие у детей спосо...

Выдающиеся ученые лингвисты

Презентации о ученых-языковедах. Работы учеников....