Социальная адаптация учащихся в системе занятий НОУ «Лингвист» и учебного курса «Русская словесность»
статья по теме

Статья раскрывает формы и результаты  работы по социальной адаптации обучающихся в рамках дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soc_adaptaciya_pedsovet.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная адаптация учащихся

 в системе занятий НОУ «Лингвист» и учебного курса «Русская словесность»

         В основе исследования современного образования лежит идея о социальной культуре, сущностью которой является осознание человеком своей биопсихосоциальной целостности, осознание общества как полисубъектной системы.                                                         Она может быть представлена так: усложнение социальной структуры общества; непредсказуемость последствий социальных факторов; постоянно меняющийся темп и направление социальной динамики; усиление вариативности индивидуального и группового поведения; раздробленность и разнонаправленность общественного сознания; усиление роли духовной сферы общественной жизни.                                                         В связи с этим хочется отметить, что не только процесс обучения, но и свободное время играет ключевую роль в развитии личности подростка. С одной стороны – это процесс расширения возможностей путём приобретения знаний, навыков, а с другой стороны – это использование приобретённых способностей для совершенствования их в культурной и творческой деятельности. Благоприятной средой для социальной адаптации являются дополнительные  занятия на основе  выбора учащимися учебных курсов и занятий в школьном НОУ.                Социализация членов секции НОУ «Лингвист» начинается с отношения к занятиям, проявления самостоятельности, а также готовности к диалогу и работе в группе. Занимаясь проектно-исследовательской  деятельностью вместе с детьми, мы трудились над следующими темами: «Пути повышения  речевой культуры современного русского языка: искоренение сквернословия в молодежном социуме», «Территориальный говор как средство изучения традиций семейного уклада народа», «Возможности сатиры Н. В. Гоголя в воспитании нравственной культуры школьников». Цель которых - приобретение учащимися социокультурного опыта, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности в рамках предмета русского языка и интеграции в других областях через самостоятельную интерпретацию полученной информации.

Особое место в данном направлении деятельности занимает сотрудничество с ВУЗами города. Планируя эту работу, мы остановили внимание не только на возможности профориентационной работы, но и на возможные варианты тесного сотрудничества педагогов, членов НОУ  школы со студентами и преподавателями вузов. В этой связи в планирование деятельности НОУ включаются совместные мероприятия: традиционная школьная конференция «Мы – будущее XXI века», заседания секции НОУ с представителями студенческой молодежи БГТУ им. В. Г. Шухова, посещение вузов и выставок в Дни науки.        СЛАЙД 5. Кроме того, традиционным стало выступление членов НОУ на студенческих международных научно-практических конференциях.

А) Т.о. занятия в секции НОУ обогащают социальный опыт: учат деловитости, умению преодолевать трудности, достойно переживать успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах, расширяет контакты с молодыми исследователями, учит взаимодействовать с преподавателями и учеными.

 Б) Говоря о системе занятий учебного курса, следует отметить что гуманитарные предметы больше других из школьной программы способствуют процессу социализации. И если на ранних этапах ребенок осознает, что есть ЧЕЛОВЕК-ЛИЧНОСТЬ, есть ОБЩЕСТВО и между ними есть КОНТАКТ, то уже на следующих этапах он способен оценить КАЧЕСТВО этого контакта.                                                                         В 5-8 классах на занятиях учебного курса «Русская словесность» учащиеся реализует две языковые функции: информативную и воздействия. Задача учителя – помочь детям, во-первых, ориентироваться в подобных вопросах, формировать свои убеждения и свою точку зрения, а во-вторых, научиться анализировать информацию, полученную извне: по большому счету, подтолкнуть ребенка к критическому осмыслению полученной информации.                                                                                 Интересен ракурс тематики творческих работ учащихся. Темы – узкие и широкие – все же достаточно разнообразны: о взаимоотношениях между учителями и учениками, выясняют, что такое «класс» и кто в нем становится лидером, интересует вопрос о разновидностях неформальных молодежных организаций и причинах их появления.                 Таким образом, контактируя с миром, ребенок не только получает социальный опыт, но и учится его анализировать и оценивать. Мне кажется, что вербальное выражение своих чувств, переживаний способствует более глубокому их осмыслению, а именно осознание и рефлексия помогают сформировать такую систему убеждений, которая соответствует общечеловеческим ценностям.                                                                                В заключении хотелось бы рассмотреть уровень социализированности учащихся, посещающих секцию НОУ и занятия элективного курса, по выполнению функции познания, успеваемости и отношения к учёбе:

Отношение к учёбе учащихся 8 «А»,  6 «Б»  классов, посещающих занятия секции и курса

№п/п

Показатели отношения к учёбе

Количество ответов в %

1

Учусь с полной отдачей

50

2

Учусь спокойно

30

3

Учусь, но без заметного старания

16

4

Делаю вид, что учусь

4

«С каким настроением ты чаще всего ходишь в школу?»

№п/п

Варианты ответов

Количество

ответов в %

1

С хорошим, хочу учиться

35

2

С нормальным, понимаю, что учиться надо

61

3

С неважным, интереса к учению не испытываю

4

№п/п

Мое отношение к труду

Количество ответов в %

1

Труд – тяжкое бремя, жёсткая необходимость

1

2

Труд – предназначение человека, то, для чего он приходит в этот мир

85

3

Учусь, но без заметного старания

14

Данные показывают позитивное отношение большинства подростков к выполнению функции познания, успеваемости и отношения к учёбе.  Примечательно отношение к труду не как к зарабатыванию на жизнь, а как к процессу реализации себя, своих способностей, творческого потенциала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу. Русская словесность 6 класс

Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка....

Рабочая программа по учебному курсу. Русская словесность 7 класс

Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка....

Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов:  пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание п...

Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе

Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой...

Рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» ФКГОС (основной общий уровень) УМК Р.И. Альбеткова

Данная рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» разработана для обучения в 6-9 классах МОУ «Должанская ООШ». В основе курса лежат положения федерального компонента государственного ст...

Рабочая программа учебного курса «Русская словесность» 5 класс

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чу...

Рабочая программа учебного курса "Русская словесность" в 9 классе

Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает в себя все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стан...