Рабочая программа по учебному курсу. Русская словесность 7 класс
рабочая программа (7 класс) по теме

Сопина Татьяна Васильевна

 

Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка.

Предметом изучения является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова. Поэтому цель изучения словесности – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.

Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. Вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи:

·         изучение законов употребления языка;

·         овладение умением воспринимать произведение словесности как целостное явление искусства слова;

·         овладение умением творческого употребления родного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «ИВАНО-ЛИСИЧАНСКАЯ СОШ»

Согласовано

Руководитель МО

___________Сопина Т.В..

Протокол № ___ от

«____»___________2012г.

Согласовано

Заместитель директора   по УВР МБОУ «Ивано- Лисичанская СОШ»

___________ Лаптева С.И.

«____»____________2012 г.

Утверждаю

 Директор МБОУ  «Ивано-

Лисичанская СОШ»

__________Галайко И.Н..

Приказ № ___ от «___»____2012 г.

Рабочая программа курса

«Русская словесность»

7 класс

Разработала учитель русского языка и литературы

Сопина Т.В.

2012-2013 уч.год

Пояснительная записка

Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка.

Предметом изучения является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова. Поэтому цель изучения словесности – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.

Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. Вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи:

  1. изучение законов употребления языка;
  2. овладение умением воспринимать произведение словесности как целостное явление искусства слова;
  3. овладение умением творческого употребления родного языка.

В основе курса лежат положения федерального компонента государственного стандарта  основного среднего образования по русскому языку и литературе (Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5).

Данная рабочая программа разработана на основе программы  Р.И.Альбетковой  (Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005),  Изменения, внесённые в программу  Р.И.Альбетковой, связаны с меньшим количеством отводимых на её изучение часов (34 часа вместо предлагаемых 68 часов).

Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – как явления искусства слова.

7 класс – это третий год изучения словесности. Учащиеся знакомятся с разновидностями употребления языка, формами словесного выражения, стилистической окраской слов,  особенностями произведений фольклора, эпических, лирических и драматических произведений.

Механизм формирования ключевых компетенций на уроках словесности таков: сначала обучающиеся рассматривают ресурсы языка, которые служат материалом словесности, а затем – произведение как результат употребления языка. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком – к смыслу, идее произведения словесности.

Программа предусматривает  практическую направленность изучения словесности, что помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык. В программе предполагается и создание учащимися собственного произведения, что позволяет совершенствовать и читательские умения, и умения чётко и ярко выражать свои мысли.

Сказанное выше предполагает использование в классно-урочной системе преподавания личностно-ориентированный подход, а интеграционный характер самого предмета – использование интеграционной технологии, что соответствует цели гимназического образования.

Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа. Контроль знаний и формирования умений осуществляется с помощью разнообразных устных и письменных заданий, в том числе и творческого характера, а также в форме практических зачётных работ, которые, как и в учебнике, называются «Играем со словами».

К концу учебного года  обучающиеся 7 класса должны получить сведения о лексических единицах языка, о средствах художественной изобразительности, об особенностях произведений устной словесности и произведений эпоса, лирики, драмы; продолжать совершенствовать работу со словарями; выразительно читать; создавать собственные тексты, в которых употребляются изучаемые явления словесности.

Преподавание ведётся по учебнику Альбетковой Р.И. (Альбеткова Р.И. Русская словесность. 7 класс. – М., 2010.)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения русской словесности ученик должен

знать/понимать

  1. богатство лексики русского языка;
  2. особенности употребления лексики русского языка;
  3. средства художественной изобразительности и их роль;
  4. эпические жанры народной словесности и особенности их языка;
  5. особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;

уметь

  1. определять лексическое значение слова;
  2. определять виды лексических единиц;
  3. находить в текстах и определять роль изобразительных средств;
  4. различать жанры народной словесности;
  5. различать эпические, лирические и драматические произведения;

 

аудирование и чтение

  1. выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;
  2. пересказывать прозу;
  3. работать со словарями;
  4. находить в текстах лексические единицы;

говорение и письмо

  1. строить диалог;
  1. создание собственных текстов различных типов речи;
  2. создание собственных текстов различных жанров;
  3. употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания значения произведений словесности  в жизни человека и общества;
  2. творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

                       

                                 Тема  урока

Дата

проведения

    1

 Введение. Слово и словесность.

     2

Разновидности употребления языка.

Разговорный язык, его особенности и разновидности.

     3

Литературный язык и его разновидности.

Нормы употребления языка.

     4

Язык художественной литературы.

     5

Проверочная работа по теме «Разновидности употребления языка». Анализ текста (упр.10 стр.57).

     6

Формы словесного выражения в нехудожественной словесности.

     7

Диалог и монолог в художественной словесности. Сказ.

     8

Стихи и проза, их различие.

Ритм и интонация в стихах и в прозе.

 

     9

                           

Стих и смысл. Значение традиций в стихотворной речи.

   10

Стилистические возможности лексики, фразеологии и грамматики. Стилистическая окраска слова.

    11

Стиль в художественной словесности.

Стиль писателя, стиль произведения, эпохи и народной поэзии.        

    12

Стилизация и пародия.

    13

Практическая работа по теме «Стилистическая окраска слова. Стиль».    

    14

Роды, виды и жанры произведений словесности.

    15

Устная народная словесность, её эпические виды и жанры.

    16

Лирические виды и жанры народной словесности. Особенности словесного выражения содержания.

    17

Драматические виды и жанры народной словесности. Особенности языка и стиха ( раёк ).

    18

Духовная литература, её жанры.

Библия и особенности её стиля.

    19

Жанры библейских книг.

    20

Использование библейских тем, жанров и стиля в русской литературе.

     21

Практическая работа. Анализ текста.

     22

Эпические произведения, их виды и жанры.

Герой эпического произведения.

Языковые средства изображения характера.

     23

Сюжет и композиция эпического произведения.

Художественная деталь.

     24

Проверочная работа по теме «Эпические произведения».

     25

Лирические произведения, их виды.

Изображение и выражение в лирике.

     26

Лирический герой. «Ролевая лирика».

     27

 

Композиция лирического стихотворения.

Образ – переживание в лирике.

     28

Анализ лирического произведения.

Практическая работа.

     29

Драматические произведения, их виды.

Герои драматического произведения и языковые средства их изображения.

     30

Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.

     31

Лироэпические произведения, их своеобразие и виды.

     32

Проверочная работа по теме «Роды, виды и жанры произведений словесности».

     33

Взаимовлияние произведений словесности. Эпиграф. Цитата. Реминисценции. Использование фольклорных

жанров.

     34-35

Резерв. Итоги года.

                           

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Материал словесности. Слово и словесность

    Язык и слово. Значение языка в жизни человече ства. Многогранность понятия слово.

    Словесность как словесное творчество, способ ность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведения искусства слова, со вокупность всех словесных произведений — книж ных и устных народных. Словесность как совокуп ность наук о языке и литературе.

    Русская словесность, ее происхождение и раз витие.

  ///  Работа со словарями различного типа; обога щение словарного запаса; определение темы и ос новной мысли произведения; выразительное чтение произведений.

Разновидности употребления языка

    Разговорный язык, его особенности. Разновид ности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и професси ональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литера туре.

    Литературный язык. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицисти ческий стили.

    Язык художественной литературы  как особая раз новидность употребления языка. Язык как «матери ал», из которого строится художественное произведение и язык как результат художественного творче ства, важнейшая сторона произведения словесности.

  /// Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их употребление. Создание Текстов официально-дело вого, научного и публицистического стилей. Пони мание роли употребления разновидностей языка в художественном произведении.

Формы словесного выражения

    Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорно го и литературного языка в устной и письменной форме.

    Диалог и монолог в нехудожественных ви дах письменности. Формы словесного выражения  в художественном произведении. Повествование, описание и рассуждение в произведении словес ности.

    Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.

    Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.

  /// Выразительное чтение повествования, описа ния, рассуждения, диалога в художественном произ ведении. Рассказывание о событии с использовани ем диалога. Выразительное чтение сказа. Создание собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи). Выразитель ное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.

Стилистическая окраска слова. Стиль

    Стилистические возможности лексики и фразеологии.  Слова и выражения нейтральные и сти листически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выра жений.  

    Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

    Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений.

    Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народ ной поэзии, иного автора, определенного жанра.

   Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.

  /// Работа со словарями. Употребление стилистически окрашенных слов. Понимание стилистической выразительности различных средств языка и умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения. Создание стилизации и паро дии.

Произведение словесности. Роды, виды и жанры произведений словесности

  Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произве дениях. Понятия рода, вида и жанра.

  /// Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.

Устная народная словесность, ее виды и жанры

  Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот.

    Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словес ности.

    Лирические виды народной словесности: песня, частушка.

    Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словес ности.

    Драматические виды народной словесности: на родная драма, театр Петрушки.

    Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.

  /// Умение видеть особенности словесного выра жения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.

Духовная литература, ее жанры

 Библия: уникальность жанра этой Книга. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности.

    Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, пса лом.

    Своеобразие стиля Библии.

    Использование библейских жанров и стиля в рус ской литературе.

  /// Чтение Библии. Понимание библейских текс тов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского по вествования. Умение видеть своеобразие стиля в раз личных библейских текстах. Умение заметить ис пользование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.

Эпические произведения, их виды

    Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.

    Литературный герой в рассказе и повести.

    Языковые средства изображения характера: опи сание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, рассуждение-монолог героя и автора, диалоги ге роев.

    Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.

    Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизо дов, картин, героев. Художественная деталь.

   Автор и рассказчик в эпическом произведении.

  /// Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различ ных средств изображения характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев. Использование в нем различных средств  словесного выражения содержания.

Лирические произведения, их виды

    Виды лирики.

    Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.

    Лирический герой. «Ролевая лирика».

    Композиция лирического стихотворения.

    Образ-переживание в лирике.

  /// Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Умение передать в вы разительном чтении идейно-художественное своеоб разие стихотворения. Сочинение-эссе, раскрываю щее личное впечатление о стихотворении, об ис пользовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.

Драматические произведения, их виды

    Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.

    Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).

    Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драма тическом произведении.

  /// Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное чтение драматиче ского произведения. Создание режиссерского плана эпизода. Создание сценки с использованием специ фических языковых средств драматического рода словесности. Сочинение: анализ  эпизода  пьесы.

Лиро-эпические произведения и их виды

    Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть  и  роман  в стихах, стихотворение в прозе.

    Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, нали чие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное  выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.

    Повести в стихах и стихотворения в прозе — со единение в них признаков лирики и эпоса.

    Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойствен ных лирике и эпосу.

  /// Понимание смысла произведений лиро-эпиче ских жанров: их героев и сюжета, созданных посред ством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение лиро-эпических произведений. Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.

Взаимовлияние произведений  словесности

  Использование чужого слова в произведении: ци тата, эпиграф, реминисценция.

    Использование пословицы и загадки, героев и
сюжетов народной словесности в произведениях
русских писателей.        

  /// Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение пере дать это понимание в выразительном чтении произ ведений. Использование мотивов народной словес ности в собственном литературном творчестве.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ:  анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих  словесных работ.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.

  1. Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005.

  1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. 7 класс. – М., 2010.

  1. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации  к учебнику «Русская словесность. 7класс». – М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "Русский язык" 5 класс базовый уровень

Рабочая программа по учебному курсу "Русский язык"  5 класс базовый уровень, составленная на основе "Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы", авторы-составители М.Т. Ба...

Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 6 класс. Базовый уровень

Рабочая  программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрыва...

Рабочая программа по учебному курсу. Русская словесность 6 класс

Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка....

Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 7 класс. Базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственногостандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Програ...

Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 8 класс. Базовый уровень

Настоящая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений Ру...

рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"

Рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"...

Рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» ФКГОС (основной общий уровень) УМК Р.И. Альбеткова

Данная рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» разработана для обучения в 6-9 классах МОУ «Должанская ООШ». В основе курса лежат положения федерального компонента государственного ст...