Рабочая программа по учебному курсу. Русская словесность 6 класс
рабочая программа (6 класс) по теме

Сопина Татьяна Васильевна

 

Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка.

Предметом изучения является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова. Поэтому цель изучения словесности – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.

Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. Вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи:

·         изучение законов употребления языка;

·         овладение умением воспринимать произведение словесности как целостное явление искусства слова;

·         овладение умением творческого употребления родного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «ИВАНО-ЛИСИЧАНСКАЯ СОШ»

Согласовано

Руководитель МО

___________Сопина Т.В..

Протокол № ___ от

«____»___________2011г.

Согласовано

Заместитель директора   по УВР МБОУ «Ивано- Лисичанская СОШ»

___________ Лаптева С.И.

«____»____________2011 г.

Утверждаю

 Директор МБОУ  «Ивано-

Лисичанская СОШ»

__________Галайко И.Н..

Приказ № ___ от «___»____2011 г.

Рабочая программа

 Сопиной Татьяны Васильевны  

по учебному курсу «Русская словесность»

6 класс

 

2011-2012 уч.год

Пояснительная записка

Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка.

Предметом изучения является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова. Поэтому цель изучения словесности – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.

Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. Вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи:

  1. изучение законов употребления языка;
  2. овладение умением воспринимать произведение словесности как целостное явление искусства слова;
  3. овладение умением творческого употребления родного языка.

В основе курса лежат положения федерального компонента государственного стандарта  основного среднего образования по русскому языку и литературе (Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5).

Данная рабочая программа разработана на основе программы  Р.И.Альбетковой  (Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005),  Изменения, внесённые в программу  Р.И.Альбетковой, связаны с меньшим количеством отводимых на её изучение часов (34 часа вместо предлагаемых 68 часов).

Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – как явления искусства слова.

6 класс – это второй год изучения словесности. Учащиеся знакомятся с возможностями употребления языка, средствами художественной изобразительности,  особенностями произведений фольклора, эпических, лирических и драматических произведений.

Механизм формирования ключевых компетенций на уроках словесности таков: сначала обучающиеся рассматривают ресурсы языка, которые служат материалом словесности, а затем – произведение как результат употребления языка. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком – к смыслу, идее произведения словесности.

Программа предусматривает  практическую направленность изучения словесности, что помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык. В программе предполагается и создание учащимися собственного произведения, что позволяет совершенствовать и читательские умения, и умения чётко и ярко выражать свои мысли.

Сказанное выше предполагает использование в классно-урочной системе преподавания личностно-ориентированный подход, а интеграционный характер самого предмета – использование интеграционной технологии, что соответствует цели гимназического образования.

Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поскольку в 6 классе на уроках словесности нет необходимости заучивать теоретический материал, контроль знаний и формирования умений осуществляется с помощью разнообразных устных и письменных заданий, в том числе и творческого характера, а также в форме практических зачётных работ, которые, как и в учебнике, называются «Играем со словами».

К концу учебного года  обучающиеся 6 класса должны получить сведения о лексических единицах языка, о средствах художественной изобразительности, об особенностях произведений устной словесности и произведений эпоса, лирики, драмы;продолжать совершенствовать работу со словарями; выразительно читать; создавать собственные тексты, в которых употребляются изучаемые явления словесности.

Преподавание ведётся по учебнику Альбетковой Р.И. (Альбеткова Р.И. Русская словесность. 6 класс. – М., 2010.)

 Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

В результате изучения русской словесности ученик должен

знать/понимать

  1. богатство лексики русского языка;
  2. особенности употребления лексики русского языка;
  3. средства художественной изобразительности и их роль;
  4. эпические жанры народной словесности и особенности их языка;
  5. особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;

уметь

  1. определять лексическое значение слова;
  2. определять виды лексических единиц;
  3. находить в текстах и определять роль изобразительных средств;
  4. различать жанры народной словесности;
  5. различать эпические, лирические и драматические произведения;

 

аудирование и чтение

  1. выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;
  2. пересказывать прозу;
  3. работать со словарями;
  4. находить в текстах лексические единицы;

говорение и письмо

  1. строить диалог;
  1. создание собственных текстов различных типов речи;
  2. создание собственных текстов различных жанров;
  3. употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания значения произведений словесности  в жизни человека и общества;
  2. творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества

Календарно-тематическое планирование

 

№  п/п

Календар

ные сроки

Тема учебного занятия

Контроль знаний и умений

Тема 1. Употребление языка  

1

Стилистические возможности общеупотребительных и диалектных слов

 

2

Специальные, заимствованные слова, неологизмы

3

Употребление существительного, прилагательного, глагола

4

Практическое занятие « Играем со словами»

Практическая работа

Тема 2. Средства художественной изобразительности

5

Сравнение, аллегория, эпитет

6

Метафора, олицетворение

7

Синекдоха

8

Гипербола

9

Порядок слов в предложении.  Инверсия

10

Повтор

11

Риторический вопрос и риторическое восклицание

12

Антитеза

13

Практическое занятие « Играем со словами»

Практическая работа

Тема 3. Юмор в произведениях словесности

14

Что такое юмор. Комическая неожиданность

15

Соединение несоединимого. Остроумная речь

16

Практическое занятие « Играем со словами»

Практическая работа

Тема 4. Произведения устной народной словесности

17

Особенности стиха и языка былин

18

Легенды и предания

19

 

Практическое занятие « Играем со словами»

Практическая работа

Тема 5. Эпическое произведение

20

Особенности эпического произведения

21

Литературный герой, его характер

22

Герой и автор

23

Язык эпического произведения

24

Практическое занятие « Играем со словами»

Практическая работа

Тема 6. Лирическое произведение

25

Язык  лирического  произведения

26

Двусложные размеры

27

Трёхсложные размеры

28

Аллитерация

29

Рифма

30

Практическое занятие « Играем со словами»

Практическая работа

Тема 7. Драматическое произведение

31

Особенности языка драматического произведения

32

Характер героя в пьесе

33

Сюжет

34

Практическое занятие « Играем со словами»

Практическая работа

35

 

 Итоговое занятие

 

Содержание курса программы 6 класса

Тема 1. Употребление языка  

Стилистические возможности общеупотребительных и диалектных слов. Специальные, заимствованные слова, неологизмы. Употребление существительного, прилагательного, глагола

Обучающиеся должны знать: богатство лексики русского языка; роль лексических единиц в произведениях словесности; стилистические возможности изученных языковых единиц.

Обучающиеся должны уметь: различать изучаемые языковые единицы; находить в текстах лексические единицы; выразительно читать тексты; строить диалог; употреблять лексические ресурсы в собственных высказываниях; работать со словарём.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих  словесных работ.

Тема 2. Средства художественной изобразительности

Сравнение. Аллегория. Эпитет. Метафора. Олицетворение. Синекдоха. Гипербола. Порядок слов в предложении.  Инверсия. Повтор. Риторический вопрос и риторическое восклицание.

Обучающиеся должны знать: смысл изучаемых средств художественной изобразительности и их роль в создании произведений словесности.

Обучающиеся должны уметь: различать изучаемые средства художественной изобразительности и находить их в текстах; выразительно читать тексты;   употреблять средства художественной изобразительности  в собственных высказываниях.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих  словесных работ.

Тема 3. Юмор в произведениях словесности

 Что такое юмор. Комическая неожиданность. Соединение несоединимого. Остроумная речь.

Обучающиеся должны знать: особенности использования юмористических приёмов при создании произведений словесности.  

Обучающиеся должны уметь: находить в произведениях словесности элементы юмора; использовать в собственных произведениях словесности юмористические приёмы.  

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих  словесных работ.

Тема 4. Произведения устной народной словесности

Эпические жанры устной словесности. Былины. Особенности стиха и языка былин. Легенды и предания.

 

 Обучающиеся должны знать:  особенности  эпических жанров устной словесности.

Обучающиеся должны уметь: различать виды народной словесности; рассказывать  и читать былины, легенды, предания.  

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих  словесных работ.

Тема 5. Эпическое произведение

Отличие эпического произведения от лирического и драматического. Литературный герой, его характер. Герой и автор произведения. Особенности языка эпического произведения.

Обучающиеся должны знать: особенности  эпического произведения; способы создания литературного героя.

Обучающиеся должны уметь:  отличать эпическое произведение от лирического и драматического; выразительно читать и пересказывать  эпические произведения; создавать собственные эпические произведения словесности.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих  словесных работ.

 

Тема 6. Лирическое произведение

 Понятие о литературном  лирическом произведении, его жанрах. Особенности языка  лирического произведения. Стихотворные размеры: двусложные и трёхсложные. Аллитерация. Рифма.

Обучающиеся должны знать:  особенности лирического произведения;  стихотворные размеры.

Обучающиеся должны уметь: отличать  лирическое произведение от эпического и драматического; выразительно читать  лирические произведения; создавать собственные  лирические произведения словесности.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих  словесных работ.

Тема 7. Драматическое произведение

 Понятие о литературном  драматическом произведении, его жанрах. Особенности языка драматического произведения. Характер героя в пьесе. Сюжет.

Обучающиеся должны знать:  особенности драматическом  произведения;  стихотворные размеры.

Обучающиеся должны уметь: отличать драматическое  произведение от эпического и  лирического; исполнять пьесу по ролям;  создавать собственные сценки.  

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих  словесных работ.

 

Перечень учебно-методических средств обучения

 

  1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.

  1. Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005.

  1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. 6 класс. – М., 2010.

  1. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации  к учебнику «Русская словесность. 6 класс». – М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "Русский язык" 5 класс базовый уровень

Рабочая программа по учебному курсу "Русский язык"  5 класс базовый уровень, составленная на основе "Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы", авторы-составители М.Т. Ба...

Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 6 класс. Базовый уровень

Рабочая  программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрыва...

Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 7 класс. Базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственногостандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Програ...

Рабочая программа по учебному курсу. Русская словесность 7 класс

Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка....

Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 8 класс. Базовый уровень

Настоящая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений Ру...

рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"

Рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"...

Рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» ФКГОС (основной общий уровень) УМК Р.И. Альбеткова

Данная рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» разработана для обучения в 6-9 классах МОУ «Должанская ООШ». В основе курса лежат положения федерального компонента государственного ст...