Методическая разработка урока по теме: "Причастие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Мельникова Лейсан Марселевна

Методическая разработка урока по теме «Причастие как часть речи» поможет учителям и учащимся усвоить особенности причастия как части речи

Цель: формирование представления о причастии как самостоятельной части речи через морфологические признаки.

Задачи:

1.                  Дать представление о причастии как части речи.

2.                  Формировать умения находить причастия в речи, умения отличать их от других частей речи.

Формировать умения определять грамматические, морфологические и синтаксические признаков причастия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_melnikovoy_l.m.docx43.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме: "Причастие как часть речи" 

Цель: формирование представления о причастии как самостоятельной части речи через морфологические признаки.

Задачи:

  1. Дать представление о причастии как части речи.
  2. Формировать умения находить причастия в речи, умения отличать их от других частей речи.
  3. Формировать уменияопределятьграмматические,морфологические и синтаксическиепризнаков причастия.

Формы организации деятельности учащихся:групповая, индивидуальная.

Используемое оборудование: проектор, интерактивная доска, планшетные компьютеры

Ход урока

  1. ОРГМОМЕНТ

Приветственное слово учителя:

Слайд 1

Пусть добрый день длится до вечера! – сказал Иван  Романов

- Я желаю вам хорошего дня и отличного настроения! Я надеюсь на вашу активную работу сегодня на уроке!Здравствуйте, ребята! Присаживайтесьна свои места. Итак, открываем тетради, записываем сегодняшнее число, «Классная работа».

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
  1. Коррекционная работа по ранее изученной теме «Деепричастный оборот»

Сегодня, перед тем, как пойти я гимназию, я заглянула в свой почтовый ящик и нашла там письмо своего знакомого, который рассказал об удивительной истории, произошедшей с ним. Я хочу поделиться с вами фрагментом этого письма:

Слайд 2

«Оказывается, в этом безмолвном мире, кроме меня, есть еще одно живое существо! Гуляя по лесу яувидел маленький желто-зеленый комочек перьев с двумя живыми бусинками глаз. В каких-нибудь четырех шагах птичка перепархивает с места на место оставляя в снегу легкие лунки.

Много я видел разных птиц, но ни одна из них не казалось мне столь прекрасной, как эта пичуга. Отложив в сторону меховую рукавицу я достаю коробку с приманкой и жертвую синице двух личинок жука-короеда. Не отрывая от них глаз-бусинок синица прыгает вокруг, но не решается схватить лакомство.

Синица опустилась на рукавицу, схватила червяка идержа его в клюве полетела в сторону. Через минуту она вернуласьвзяв еще одного короеда ине взлетая с рукавицы проглотила его».  

Работа с текстом письма:

- Какое событие произошло с моим знакомым?(встреча с синицей)

- Какие недавно изученные части речи представлены в этом письме? (деепричастия)

- А давайте вспомним, по каким грамматическим признакам мы узнали деепричастие?(обозначает добавочное действие)

- Морфологические признаки каких частей речи имеет деепричастие? (глагола – вид, возвратность, переходность; наречия  - неизменяемость, зависимость от глагола и синтаксическая роль - обстоятельство)

-Расставьте недостающие знаки препинания.

Слайд 3

Работа у интерактивной доски (1 ученик)

Гуляя по лесу, я увидел маленький желто-зеленый комочек перьев с двумя живыми бусинками глаз. В каких-нибудь четырех шагах птичка перепархивает с места на место, оставляя в снегу легкие лунки.

Отложив в сторону меховую рукавицу, я достаю коробку с приманкой и жертвую синице двух личинок жука-короеда.

Слайд 4

Не отрывая от них глаз-бусинок, синица прыгает вокруг, но не решается схватить лакомство.

Синица опустилась на рукавицу, схватила червяка и, держа его в клюве, полетела в сторону. Через минуту она вернулась, взяв еще одного короеда, и, не взлетая с рукавицы, проглотила его».  

  1. Создание проблемной ситуации

- Молодцы! Мы справились споставленной задачей! А теперь следующее задание!

Слайд 5

Красив, смотря, самый счастливый, считать, дарить, жилой, негодуя, увидев, петь, засыпанная.

- На слайде представлены разные части речи. Ваша задача – распределить эти слова по группам, объясняя свой выбор. Подумайте, слова каких частей речи здесь представлены? (прилагательные, глаголы, деепричастия)

- По каким признакам вы их разделили?

Слайд 6

(прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое?

глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? деепричастия обозначает добавочное действиеи отвечает на вопросы что делая? что сделав?)

- Все ли отличительные признаки были названы? Может быть какие-то дополнения?

- Ребята, а все ли слова мы распределили по группам? С распределением какого слова у вас возникли трудности?(Возникли трудности с распределением словазасыпанная)

- Посмотрите, задание было одно, а ответы получились разные.Как вы думаете, почему так получилось? (Кто-то относит эти слова в группу прилагательных, а кто-то – глаголов)

- А может быть кто-то знаком с этой частью речи? (причастие)

Слайд 7

- Молодцы! Давайте исследуем эту часть речи! Какой вопрос зададим к этому слову?(засыпанная - какая?Это вопросы прилагательного)

- Замените эти слово словосочетанием, близким по значению(засыпанная - которую засыпали)

- От какой части речи образовано это слово?(От глагола засыпать)

- Какой вопрос, похожий на вопрос глагола, можно задать к этому слову?(Что делающая?)

- Признаки каких частей речи вместило это слово?(Это слово вместило в себя признаки

глагола и прилагательного)

3) Определение темы (Учитель не называет тему урока, а помогает детям самим определить, о чем пойдет речь)

- Известный этнограф, крупнейший знаток русского языка Владимир Иванович Даль об этой части речи говорил следующее: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»

Слайд  8 Какую особенность причастия подметил В.И. Даль?

- Какова же тема нашего урока?(«Причастие как часть речи»тему прописываем на доске)

4) Постановка цели урока

- Как вы считаете, какой может быть цель нашего урока?(Узнать, что такое причастие и научиться находить причастие среди других частей речи, определить его морфологические признаки, сравнить причастие с глаголом и прилагательным).

III. ВВЕДЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Первичное закрепление материала

Слайд 9

- Ребята, на дворе конец февраля, весна потихонечку берет свое, но за окном еще лежит снег. Вам предлагаются слова, которые характеризуют существительное «снег».Распределите их на 2 группы. Запишите эти группы в тетради.

Белый, сверкающий, глубокий, сверкавший, пушистый, переливающийся, красивый, лежащий.

- Проверяем. По какому принципу вы их распределили? Докажите.(Распределяют слова в 2 столбика: в первый – прилагательные, во второй – причастия.Затем доказывают свою точкузрения, применяя знания, полученные вначале урока).

Слайд 10

Прилагательные

Причастия

Белый

глубокий

пушистый

красивый

сверкающий

сверкавший

переливающийся

лежащий

- В начале урока мы отметили, что причастие имеет признаки прилагательного Слайд 11

Слайд 11

Прилагательное

Вопрос

Постоянный признак: разряд

(кач.,относит., притяж.)

Непостоянные признаки:

- крат./полн. форма;

- ст.сравнения (полож., сравнит., превосходная)

- род;

- число;

- падеж.

- Запишите словосочетание сверкающий снег и по таблице, которая представлена на слайде, построим рассуждение, которое бы доказывало сходство причастия и прилагательного (работа по цепочке: вопрос – род – число – падеж)


- У вас на столах лежат планшеты, откройте таблицу «Прилагательное и причастие». Сделайте вывод о том, что причастие и прилагательное имеют общие морфологические признаки. Слайд 12

Сопоставительная характеристика

Прилагательное

Причастие

Общее грамматическое значение – признак предмета

Общее грамматическое значение – обозначает временной признак, признак предмета по действию, можно заменить сочетанием «который + глагол.»

Вопрос  

Вопрос

Постоянный признак: разряд

(кач.,относит., притяж.)

-

Непостоянные признаки:

- крат./полн. форма;

- ст.сравнения (полож., сравнит., превосходная)

- род;

- число;

- падеж.

Непостоянные признаки:

- крат./полн. форма;

-

- род;

- число;

- падеж.

- А что вы можете сказать о грамматическом значении этих частей речи? Совпадают ли они? (нет, прилагательное обозначает признак предмета, а причастие - временной признак, признак предмета по действию, можно заменить сочетанием «который + глагол»)

Слайд 13

- Посмотрите на причастия «сверкающий» и «сверкавший». Чем они отличаются?(Временем)А можем ли мы образовать форму будущего времени? (нет)

- Так чем же еще отличаются причастия от прилагательных? (Они имеютформу настоящего и прошедшего времен)

- Итак, что мы узнали о причастии?ЩЕЛЧОК ПО ДОСКЕ(Причастие образуется от глагола, отвечает на вопрос «какой?» («что делающий?»), имеет глагольный признак - образуют форму только настоящего и прошедшего времен).

Физкультминутка

Слайд 14

- Устали? Немного отдохнём! Всем надо встать рядом с партой, постараться не мешать друг другу. Физкультминутка будет, конечно же, связана с темой нашего урока.

-Если услышали причастие, наклоняемся вправо.

-Если глагол — влево.

-Если прилагательное – приседаем.

Успевающий, выполнить,  удивительный, одевать, цветущий, интересный, возвышавшийся, спать, сорванная, увлекаться, красивая.

- Молодцы! Немного отдохнули, теперь можно и поработать. Давайте составим предложения с прилагательным пушистый и причастием сверкающий.(заслушиваем варианты детей)А давайте запишем следующие предложения: Слайд 15

Пушистый снег  падал крупными хлопьями. - Снег  сверкающий, скрипящий, переливающийся  разноцветными искрами, радует глаз.

- Определите синтаксическую роль этих слов (определение)

  1. Закрепление изученного материала

-В планшетах у вас загружен файл «Предложения».

Слайд 16

  1. Я увидела кота, лакающего молоко из миски.
  2. Я увидела кота, который лакал молоко из миски.
  3. Обеспокоенные чем-то птицы сорвались с веток и полетели в сторону озера.
  4. Птицы чем-то обеспокоились, сорвались с веток и полетели в сторону озера.

- Прочитайте их и подумайте, чем они отличаются друг от друга? (в одних предложения – глагол, в других – причастие)

- А теперь давайте запишем предложения, в которых имеются причастия.

- Что общего у глаголов и причастий? Постройте вместе со своим соседом рассуждение, используя таблицу, загруженную в планшетах. Запишите эти признаки в тетрадях.

Слайд 17

Признаки глагола

Признаки причастия

Вопрос -  что делать? что сделать?

Постоянные признаки:

- вид;

- (не) возвратность;

- (не) переходность

- спряжение

Непостоянные признаки:

- наклонение (изъявительное, условное, повелительное);

- время (прошедшее, настоящее, будущее);

- число (в настоящем и будущем времени, в ед. и мн. числе);

- род (в прошедшем времени).

- Кто готов озвучить свой ответ. (дети отвечают). Молодцы! Вы справились с поставленной задачей!

Слайд 18

- А теперь давайте вновь вернемся к словам В.И. Даля. Согласны ли с мнением Владимира Ивановича? Докажите это на примере алгоритма определения признаков глагола и прилагательного у причастия. Упражнение 606 на странице 57 поможет вам систематизировать полученные знания. Ну а в случае затруднения вы можете обратиться к правилу на странице 54-57.

- Какие признаки заимствует причастие у прилагательного?А какие у глагола?

- Молодцы!

Слайд 19

Признаки причастия

от прилагательного

1) вопрос;

2) род;

3) число;

4) падеж.

5) краткая и полная форма

6) синт.роль

от глагола

1) время;

2) вид;

3) возвратность

4)синт.роль

- Таким образом, что же собой представляет причастие? Давайте прочитаем определение на странице 54. (ученик читает определение)

V ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА И РЕФЛЕКСИЯ

Упражнение 607 (2-ое четверостишие)

- Итак, имея алгоритм рассуждения, предлагаю вам выполнить упражнение 607, поработав над 2-ым четверостишием. Заполняйте таблицу, которая у вас представлена на стр.57 в обучающей средеMoodle.

- Кто успешно справился с заданием и желает озвучить свой вариант ответа? (дети отвечают)

- Молодцы! Всех остальных, кто выполнил это задание, я оценю.

Слайд 20

Причастие

В замерших (руслах)

В гудящем (бору)

От какого глагола образовано

Замереть

Гудеть

Признаки глагола

Вид

Совершенный

несовершенный

Время

Прошедшее

Настоящее

Возвратность

Невозвратное

Невозвратное

Переходность

Непереходное

Непереходное

Признаки прилагательного

Число

Мн.ч.

Ед.ч.

Род

Ср.р.

М.р.

Падеж

П.п.

Д.п.

VI  ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Узнать, что такое причастие и научиться находить причастие среди других частей речи)

- Достигли ли мы этой цели?

- А теперь проверим, как вы усвоили знания, полученные на сегодняшнем уроке. В ваших планшетах загружен файл «Итоговый опросник по теме «Причастие как часть речи». Ваша задача: записать номера верных утверждений.

  1. Причастие образуется от глагола. +
  2. Причастие отвечает на те же вопросы, что и прилагательное. +
  3. Причастие имеет только признаки глагола.
  4. Причастие имеет только признаки прилагательного.
  5. Причастие имеет краткую и полную форму. +
  6. Причастие имеет признаки глагола и прилагательного. +
  7. Причастие отвечает на те же вопросы, что и глагол.
  8. Причастие называет признак предмета по действию. +
  9. Причастие называет признак предмета
  10. Причастие может иметь только полную форму.

Слайд 21

- Итак, номера каких предложений вы записали? (1,2,5,6,8) Молодцы! Вы успешно справились с заданием!

Слайд 22

- Хочу закончить наш урок словами Константина Дмитриевича Ушинского «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое».

- Что хотел сказать этими словами Константин Дмитриевич?

- Давайте найдем в этом высказывании причастия (не увядающий, распускающийся, начинающийся, соединяющая, отжившие, живущие). Какова их рольв художественной речи? (Умелое использование причастий в художественном тексте делает его более выразительным, создаёт образную картину, которую легко можно представить)

- Молодцы!

VII ОЦЕНКИ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ

Сегодня стоит оценить работу….

Оценки «отлично» за активную работу на уроке заслуживает….

VIII  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §45, стр.54-56, упр.607 (1-ое четверостишие), 609,610


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Местоимение как часть речи. "

Разработка урока-обобщения по теме "Местоимение как часть речи" ( традиционная технология)....

методическая разработка урока по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи.", 5 класс

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи", 5 класс...

Методическая разработка по теме "Изучение местоимения как части речи с использованием ПК"

Данная разработка является программой по изучению Местоимения в 6 классе...

Разработка урока по теме «Причастие как часть речи» учителя русского языка и литературы Яушевой О.В

На данном уроке учащихся знакомятся с общей характеристикой причастий, с грамматическими признаками данной части речи, формируют умения отличать причастия от  прилагательных;развивают...

Методическая разработка теста по русскому языку для 7 класса по теме «Причастие как самостоятельная часть речи»

Методическая разработка теста по русскому языку для 7 класса по теме«Причастие как самостоятельная часть речи»...

Методическая разработка урока по теме "Частица как часть речи"

Знакомство с новой служебной частью речи "Частица"...