Элективный курс "Русская речь"
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему

Алексеева Елена Анатольевна

элективный курс по подготовке к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.russkaya_rech.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс

«Русская речь»

Пояснительная записка

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся  11 класса и рассчитан на 34 часа, составлен на основе программы С.А. Войтас    и Н.Г. Акоповой «Курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку. 10-11 классы. «Пишем  и говорим правильно».

         Данный курс обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.

Задачи:

 - овладение основными нормами русского литературного языка;

 - создание прочной, надежной базы орфографической навыков;

 -  совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, анализировать, оценивать;

 - обучение анализу текста, его интерпретации;

- формирование языковой и лингвистической компетенций;

- формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

- развитие ассоциативного мышления учащихся.

На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

1. Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).

2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.)

 

Актуальность программы в том, что курс может стать базой для решения  тестов по типу ЕГЭ на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.

Требования к уровню знания учащихся

Ученик должен знать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические,   грамматические, орфографические нормы русского литературного  языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Ученик должен уметь:

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей;

- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

- объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языыыыыка и культуры русского и других языков.

Ожидаемые результаты

Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом (в идеале — в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации); практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и как следствие, планированный выбор профессии.

Содержание курса

Тема 1. Фонетика. Орфоэпия (6 ч)

Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.

Тема 2. Лексика (3 ч)

Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.

Тема 3. Словообразование (2ч)

Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суф-фиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.

Тема 4. Морфология (5 ч)

Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.

Тема 5. Орфография (18 ч)

Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание "Ы/И. после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов -ЧИК/-ЩИК; -ЕК-/-ИК; -К-/-СК-; -Н-/-НН- в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ.

Примерное тематическое планирование

Тема занятия

Количество

 часов

Вид деятельности

1

Фонетика. Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке

1

Повторение основных фонетических правил. Использование транскрипции слов

2

Орфоэпия. Орфоэпические нормы языка.

3

Знакомство с современными орфоэпическими правилами. Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов

3

4

6

Лексика и фразеология. Особенности лексического состава слов.

3

Повторение основных понятий лексики. Работа со словарями синонимов, антонимов. Лексический анализ текстов. Использование  средств выразительности

7

Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов)

8

Трудности лексического анализа    текста

9

Словообразование. Морфемный анализ слов. Способы словообразования. Слова с суффиксами оценки в художественной речи.

2

Сопоставительный анализ слов. Словообразовательный разбор. Работа со словообразовательным словарем.

10

Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.

11

Морфология. Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

5

Различение самостоятельных и служебных частей речи. Определение роли частей речи в тексте. Употребление самостоятельных и служебных частей речи в разговорной и художественной речи

12

13

Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи.

14

15

Правописание предлогов

16

Орфография. Система правил правописания.

1

Повторение основных орфографических правил. Словарные диктанты, различные виды разбора слов. Работа с тестами по орфографии. Исправление искаженного текста

17

Правописание приставок. Трудные случаи  правописания приставок.

2

18

19

Виды орфограмм в корне слова.

4

20

21

22

23

Правописание падежных и родовых  окончаний. Трудные случаи правописания окончаний

3

24

25

26

Трудные случаи правописания суффиксов.

2

27

28

Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ

3

29

30

31

Текстоведение. Способы связи предложений в тексте.

1

Анализ текстов, выявление их стилевых особенностей. Устные и письменные высказывания о теме и проблеме текста. Авторская позиция в тексте. Аргументация собственного мнения с использованием жизненного и литературного материала

32

Стили речи и их особенности. Типы речи и отличительные особенности

1

33

Текст и его анализ. Выразительные средства языка

1

34

Сочинение. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих материалов. Создание текста.

2

Оценка знаний, умений, навыков

Основными формами организации учебной деятельности являются семинары, практические занятия, тренинги, зачеты.

Возможны различные формы контроля.

При традиционном подходе к организации занятий вполне приемлема существующая балльная шкала оценок с проведением итоговой работы в конце курса. Возможна и рейтинговая система, при которой каждому виду работы присваивается определенная сумма баллов и устанавливается соответствие между набираемыми баллами и общепринятыми оценками. Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации учащихся и развитию навыков осознанной самостоятельной деятельности не только на аудиторных занятиях, но и во внеурочное время.

Литература для учителей

1. Антонова Е. С., Воителева Г. М. Русский язык и культура речи. М., 2005.

2. Архарова Д. И., Долинина Т. А., Чудинов А. П. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к. написанию сочинения (задания типа С).. М., 2005.

3. Баранов Щ,. Т., Костяева Т. А. Русский язык. Справочные материалы " М.,2006.

4. Золотарева И.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс.- М.: ВАКО,2005

Литература для учащихся

1. Александров В.Н. Единый государственный экзамен. Русский язык: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. Челябинск «Взгляд», 2005

2.Бабайцева В.В.Русский язык. 10-11 кл.учеб.для общеобразовательных учреждений учреждений филол профиля.М.: Дрофа, 2004

3.  Сенина. Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания: учебно-методическое пособие. – Ростов н/ Д: Легион, 2008

Контролирующие

материалы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Риторика и культура речи"

Программа может быть использована как программа элективного курса при профильном обучении русскому языку учащихся старших классов (9-11 класс)....

Программа элективных курсов по русскому языку для 9-хклассов "Культура речи"

Слово создаёт нас, а мы – слово. При помощи слова мы выражаем свои мысли, чувства, говорим о своих желаниях.Очень скоро каждый из вас выйдет во взрослый мир, где умение грамотно пользоваться словом им...

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (ЭЛЕКТИВНЫЙ) КУРС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» (Тема урока: "Экология души". Написание закадрового текста к мультфильму по заданному сюжету.)

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (ЭЛЕКТИВНЫЙ) КУРС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» ТЕМА УРОКА: «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»  Написание закадрового ( к мультфильму) художественного текста по заданному сюжету. Восстановление и сохранение эк...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Функциональные стили речи» (изучение с использованием Интернет-ресурсов).

Цельданного элективного курса  – обобщение, систематизация и углубление полученных знаний по культуре речи  и стилистике за курс 5 – 8-х  классов, а также знаний, полученных в 9-м...

Программа элективного курса "Стилистика. Основы культуры речи"

Данный элективный курс по предпрофильной подготовке. Поможет обучающимся определиться с выбором профиля. Направлен на развитие коммуникативной культуры обучающихся. Расширит их знания о стилях речи, т...

Элективный курс по русскому языку "Учимся дискуссионной речи"

Цель данного элективного курса: научить детей общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения; вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать св...

Программа элективного курса "Речь, летящая воздушной колесницей"

К сожалению, в школе традиционно больше внимания уделяется речи письменной, хотя в обществе давно назрела необходимость повышения именно речевой коммуникативной культуры.Элективный курс "Речь, летящая...