Итоговое сочинение 2015
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему

Котова Анна Валерьевна

Итоговое сочинение 2015

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Итоговое сочинение 2015378.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Спор поколений: вместе и врозь»

Темы данного направления нацеливают на рассуждение

  • о семейных ценностях,
  •  о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

На мой взгляд, нецелесообразно предлагать ученикам прочитать объемные произведения по данному направлению. Куда плодотворнее вспомнить «мысль семейную» в романе Л.Толстого «Война и мир», произведения, изученные в 7-9 классах. Уверена, что многие педагоги для уроков внеклассного чтения брали повести А. Алексина.

Каждое произведение А.Алексина  может стать уроком жизни для подростка, потому что главный мотив его творчества – проблема взаимоотношений между детьми и взрослыми: утверждение взаимного доверия, настоящей любви, таланта человечности.

           Анатолий Алексин.

«Звоните и приезжайте», «Поздний ребенок», «Мой брат играет на кларнете», «Раздел имущества»,и др.

Юные герои всех этих повестей ведут неустанную борьбу за то, чтобы людям, с которыми их столкнула жизнь, и прежде всего близким, родным, было всегда хорошо.

Герой повести «Звоните и приезжайте» всеми силами оберегает свою мать от встречи с её одноклассником, который теперь стал  известным музыкантом. Так мальчик борется за то, чтобы, как он думает, у мамы не пробудилась вновь симпатия к однокласснику Сергею Потапову, в которого, по словам бабушки, мама была в школе влюблена. Поэтому он прячет в портфель пригласительные билеты, присланные родителям из школы, где должна состояться встреча одноклассников,  и говорит маме, что забыл. «Забыл! Не обратил внимания! – возмущается мама. – Это хуже всего! Потому что говорит о твоем равнодушии». Но не равнодушием, а озабоченностью судьбой семьи продиктован поступок героя.  Вот эта атмосфера взаимоозабоченности настроением, благополучием, успехами друг друга покоряет нас, читателей. Вспомним, как не только папа-хирург, «физически ощущавший страдания своих пациентов», но и мама, и бабушка – все озабочены судьбой, здоровьем, по сути, чужого человека, приехавшего в их дом из Сибири. Какое счастье испытывают все герои, когда исследование показало, что той страшной болезни нет! Какую гордость испытывает мальчик за своего отца, когда узнает, как высоко ценят его талант хирурга, его преданность делу! Это и есть главное: гордиться отцом,  стремиться быть на него похожим, ведь в этой атмосфере уважения друг к другу и рождается фамильная гордость.

«Раздел имущества»

Материал для работы с классом:

А.Г. Алексин всегда старается проникнуть в самые глубины души, в ее потайные уголки и поднять на поверхность то, что было скрыто. Так он раскрывает характеры Верочки, главной героини повести, ее матери Софьи Васильевны, отца и бабушки Анисьи Ивановны. Все они – члены одной семьи. Обычная ли это семья? (Не совсем, потому что в этой семье болен ребенок)

Болезнь Верочки объединяет всех, живущих под одной крышей. Кажется, что все должны сплотиться, объединить свои силы. Но здесь не все просто. Каковы отношения между родителями? (В этой семье главой является мама Софья Васильевна. Она была экологом, «без устали боролась за окружающую среду». Но «борясь с отравлением природы, самой природой не восхищалась, не замечала ее красот». Маму называли «крепким специалистом». Папа Верочки работал экскурсоводом в музее. С годами он «пригнулся», говорил вполголоса, «а при маме даже и в четверть». «За музейные ценности папа боролся так же, как мама за окружающую среду»).

Итак, мы видим, что за внешним лоском скрываются сложные отношения. Волевая мама подавляет мягковатого папу. Тем не менее, они как родители хотят, чтобы их единственный ребенок поправился и включился в жизнь общества. Анисия Ивановна тоже заинтересована в выздоровлении внучки и всячески пытается помочь ей. Отличаются как-то методы лечения родителей и бабушки? (Родители смирились с болезнью Верочки, и методика их лечения основана на «неполноценности» их дочери. Анисия Ивановна же видит во внучке обычного ребенка, разговаривает с ней как  с  равной, всегда говорит: «Ничего страшного!»).

Мы видим, что родители и бабушка по-разному подходят к вопросам лечения Верочки. Родители считают, что при девочке можно говорить все, что угодно, потому что она «не понимает». Так, папа рассказывает о своем разочаровании в жизни, мамин коллега Антон Александрович признается Софье Васильевне в любви на глазах Веры. Бабушкины методы резко отличаются от родительских. Чей способ лечения, на ваш взгляд, более человечный, гуманный? (Анисии Ивановны)

Как вы думаете, почему? С чем это связано? (Бабушка была медсестрой и знает, что такое воля к жизни, желание жить).

Да, Анисия Ивановна повидала немало случаев, когда люди были на грани жизни и смерти, видела, что такое любовь к жизни. И как говорит сама Верочка «бабушка сумела убедить меня, как, наверное, убеждала не раз тяжелобольных, что там, за труднодоступными хребтами, долина спасения». Внучке становилось легче, когда бабушка просила ее принести коробку с нитками, чтобы обучить Верочку шитью. Любой человек чувствует себя нормальным, когда с ним обращаются как с обычным, нормальным человеком.

Но родители тоже старались. Родители всегда являются для нас эталоном, образцом для подражания. Были ли случаи, когда Верочка усомнилась в искренности своих родителей? Когда ей было трудно понять поведение своих родителей? (У бабушки была старшая сестра тетя Маня. Это была добродушная женщина, живущая в одиночестве, в деревне. Тетя Маня всегда отправляла своим родственникам соленые грибы и варенье. Но болезни настигла эту женщину. Благодаря Верочке Софья Васильевна с мужем решили приютить родственницу у себя. Но смерть опередила Анисью Ивановну и ее внучку. К моменту их приезда о тете Мане напоминал холмик с крестом под «накренившейся крышей дуба». Несколько дней не могли написать письмо в город, потому что трудно сообщить такое. Внезапно пришло письмо от Софьи Васильевны, в котором она просит не привозить тетю Маню).

Именно содержание этого письма заставило Верочку по-иному взглянуть на своих родителей. Если раньше она этого не замечала, но теперь все изменилось.

Мамины фразы об «одностороннем движении», ее желание «выглядеть всегда красиво» выдали ее. За внешней красотой скрывалась фальшь. Оттого Верочке больнее принять это, потому что произошло все неожиданно.

Так в чем же заключается «человеческий подвиг» бабушки? (Он заключается в том, что она обращается с внучкой как со здоровым ребенком) Анализируя эти обстоятельства,  можно понять, почему Верочка решает остаться с бабушкой. Как получилось, что в этой семье делят не только мебель, но и ребенок становится частью имущества?  

Там же в суде Вера слышит слова судьи «судиться с матерью – последнее дело». Тогда же все меняется. Уезжает бабушка. Значит, суда не будет. Только горькая правда о том, что «нужен тот, кто нужен. Нужен, когда нужен. Нужен, пока нужен» предстает здесь уже открыто. Ничего уже не изменить.

Почему А.Г. Алексин отдает право повествования подростку? (Дети воспринимают все иначе, более остро, они не хитрят, болезненно относятся ко лжи и фальши).

«Мой самый счастливый день» - очень короткий рассказ А.Алексина, поэтому ученики без труда его прочтут.

Тезис: Любовь и уважение к родителям, внимание и забота о близких, понимание и поддержка  друг друга  - залог дружной и счастливой семьи.

Вопросы для обсуждении:

- О ком этот рассказ? 
- Что произошло в семье мальчика? 
- Что решил сделать мальчик, чтобы помирить родителей? Удалось ли это ему? 
- Как вы объясните название рассказа? 
- О каких качествах характера героя мы можем сказать? 
- Могли бы вы назвать один из дней своей жизни тоже счастливым? 

- Кто как понимает счастье? 
- Что такое счастье для каждого из вас? 

Борис Екимов «Ночь исцеления»

-Какие темы поднимает в этом рассказе Б.Екимов?

  • Тема памяти, «эхо войны» в жизни людей, переживших ей (направление «Вопросы войны»);
  •  тема сострадания, истинного милосердия (направление «Чем люди живы»),
  • тема взаимоотношений в семье (направление «Спор поколений»).

Материал, замечательно раскрывающий тему, связанную с войной, можно найти здесь: http://festival.1september.ru/articles/537045/, по двум другим темам - можно найти в разработке: http://literature.area7.ru/?m=6028

А.П.Платонов «Третий сын»

Сюжет прост: в городе умирает старуха. Её муж вызывает телеграммой шестерых сыновей. Сыновья приезжают, участвуют в панихиде, а на следующий день хоронят мать.

Тема рассказа: отцы и дети, материнская любовь, жизнь и смерть, смена поколений.

Основные элементы композиции: экспозиция- телеграмма о смерти матери; завязка – приезд сыновей; развитие действия – панихида, ночное веселье сыновей; кульминация – поступок третьего сына; развязка – похороны.

Сыновья – это громадные мужчины в возрасте от 20 до 40 лет. Два моряка, физик, артист, студент(агроном), начальник цеха аэропланового завода с орденом на груди «за свое рабочее достоинство». Это были настоящие мужчины. Целый «строй», «гвардию» подарила стане мать. Днем, собравшись у гроба матери, сыновья чувствуют  отчаяние, испытывают одиночество и страх, неудобство и стыд (когда появляется поп). Ночью же эти чувства сменяются другими, об этом говорят глаголы «хохотал, запел, засмеялись, захохотали».

Читателю вполне понятно чувство обиды старика и испуг внучки. Автор, словно оправдывая братьев, пишет: «Видимо все братья любили друг друга и радовались своему свиданию». Но тревога охватывает, когда читаем: «Уже много лет не съезжались они вместе, и в будущем неизвестно, когда  ещё съедутся.  Может, только на похороны отца?» Если они так любят друг друга, прочему не захотели встретиться при других обстоятельствах?  Рассказ называется «Третий сын», так как именно слова третьего сына заставили умолкнуть смех и даже пение в соседней с гробом комнате, а затем его обморок  над гробом матери позволил братьям переосмыслить что-то и остро почувствовать потерю. Но не только с ним связаны надежды автора, а с маленькой девочкой – его дочкой-, которая никогда не видела своих бабушку и дедушку, а теперь, лежа на кровати в той же комнате, где стоит гроб, произносит единственно верные слова: «Мне бабушку жалко.. Все живут, а она одна умерла».

Рассказ заканчивается похоронами, но если отец в начале рассказа горевал, плакал, то в финале «был доволен и горд тем, что его также будут хоронить эти шестеро могучих людей, и не хуже». Любовь жива: и братья опомнились, и есть внучка – символ будущего.

В Распутин  «В ту же землю»

В этом же ключе можно рассматривать и рассказ В Распутина  «В ту же землю».

Вопросы для обсуждения:

 - Какое впечатление производит чтение рассказа «В ту же землю»? Какие страницы читать тягостно, неприятно, страшно? Где  возникает чувство облегчения, очищения (катарсиса)? Что вызывает восхищение, сочувствие, жалость?

- Сделайте перечень социальных, нравственных, философских проблем рассказа. В каких соотношениях друг с другом они находятся?

Приходим к выводу, все проблемы взаимосвязаны, завязаны на современной писателю жизни, подводят к мысли – а как жить дальше? Каков выбор современного человека?

Ответ прост. Спасти мир может только доброта. Распутин пишет о  Таньке, неродной внучке главной героини, которая в горькую минуту захочет быть родной, быть вместе. Именно она, девочка, предлагает Пашуте открыть дверь в комнату, где лежит умершая старенькая бабушка: «Она там совсем одна». Может быть, в этом выход – открыть двери своей души навстречу добру, близким людям, живым и мертвым?

 Этот же рассказ можно взять для аргументации экологической темы из направления «Человек и природа».

Ирина Крамшина «Сыновний долг».

Если в рассказе Платонова мать как будто стояла рядом с каждым из плачущих сыновей и горевала, что своей смертью заставила их страдать, то в рассказе современной писательницы И.Крамшиной мы видим  иной образ матери. Не случайно рассказ начинается со  всем известной строчки: «Попрыгунья-стрекоза…» Долгие годы героиня совершенно не занималась воспитанием своего сына, пристроив его при помощи богатого любовника в круглосуточный интернат при Дипкорпусе. Теперь же больная и практически обреченная на смерть женщина переосмысливает свою жизнь и сама выносит себе приговор: «Какая я мать? Никудышняя. Ехидна. Кукушка… Десять лет пробыл в интернате. Словно в тюрьме. Срок отбыл. Иногда ленилась по выходным его домой забирать». Парцеллятивные предложения показывают, как нелегко даются вздорной, эгоистичной и истеричной Рэне эти признания. Именно этим оправдывает она равнодушие сына. Именно так она расценивает отношение его к себе.  Трудно передать словами её изумление, когда сын, от которого она скрывает свою болезнь, сообщает ей, что взломал стол, где она хранит историю своей болезни, теперь все знает и даже знает, как ей помочь. «Донором выступлю я. – Жестко, тоном, не терпящим возражений, сказал Макс.  – У нас с тобой одна группа крови. Мы близкие родственники. Ближе некуда. Ведь так?... Да не реви ты, дурная. Ничего сверхъестественного я не делаю. Это мой долг… Я хочу, чтобы ты понянчила моих внуков».

Наверное, это и есть  самое важное в семейных отношениях -  любить, несмотря ни на что, уметь понимать, принимать  и прощать и всегда чувствовать себя в долгу перед своими родителями.

Советую также прочитать рассказ И.Крамшиной «Эквивалент счастья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на 2014/2015 учебный год

Тематические направления сочинения по литературе для выпускников 2015г....

Особенности формулировок тем итогового сочинения-2014/2015

Особенности формулировок тем итогового сочинения-2014/2015...

Критерии оценивания итогового сочинения-2014/2015

Критерии оценивания итогового сочинения-2014/2015...

Программа курса "Подготовка учителей литературы к проведению итогового сочинения -2015"

Программа курса "Подготовка учителей литературы к проведению итогового сочинения-2015" содержит Тематически и Учебно-тематический планы. Кроме этого в помощь учителю литературы дана оценка одного из с...

Примерные темы и произведения для аргументации (итоговое сочинение-2015)

В материале предложены примерные темы для итогового сочинения по 5 направлениям (2015-2016 уч. год) с основными произведениями русской классики, подходищими для аргументации...

Итоговое сочинение 2015

Материалы  для  написания  итогового  сочинения  по  литературе...

Примерные темы итогового сочинения 2015-2016

Варианты тем итогового сочинения по 5 направлениям...