Проект Кухня морфологического разбора глагола
проект по русскому языку (7 класс) на тему

Хмелёва Оксана Михайловна

При изучении русского языка одной из тем, вызывающих затруднение у учащихся, является тема «Морфологический разбор глагола». 

Возникла идея  изучить алгоритм морфологического разбора изнутри, узнать его «кухню».  «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой в  переносном значении определяет слово «кухня» как «скрытая сторона какой-нибудь деятельности, чьих-нибудь действий (разг.)».

Мы поставили перед собой цель разработать кулинарно-лингвистический мастер-класс, итогом которого  станет созданиеалгоритма морфологического разбора глагола.

В ходе проведения кулинарно-лингвистического мастер-класса были определены постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола (ингредиенты теста и начинки пирожного «Мечтаешь»), разработан рецептурный лист изготовляемого блюда (алгоритм морфологического разбора глагола). Научный эксперимент получил апробацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл efremova_yu._kuhnya_morfologicheksogo_razbora.docx261.89 КБ

Предварительный просмотр:

(Лингвистика)

ЕФРЕМОВА Юлия Анатольевна

Краснодарский край, Тимашевский  район, станица Медвёдовская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени Луначарского муниципального образования Тимашевский район, 7 класс

КУХНЯ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ГЛАГОЛА. КУЛИНАРНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС

Научный руководитель: Хмелёва Оксана Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2

Введение

При изучении русского языка одной из тем, вызывающих затруднение у учащихся, является тема «Морфологический разбор глагола».  Она представляет собой обобщение изученного о глаголе, систематизацию знаний в области лексического значения, морфологических категорий и синтаксической функции этой самостоятельной части речи. Проведённые нами тестовые исследования позволили определить, что даже у успевающих учеников возникают проблемы с запоминанием порядка разбора (морфологический разбор выполнен верно – 68%), отнесением основных признаков глагола к постоянным или непостоянным (выполнено верно – 64%) (Приложение 1).

Возникла идея  изучить алгоритм морфологического разбора изнутри, узнать его «кухню».  «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой в  переносном значении определяет слово «кухня» как «скрытая сторона какой-нибудь деятельности, чьих-нибудь действий (разг.)»[1].

Гипотезой нашего исследованиястало предположение: если рассмотреть процесс морфологического разбора как процесс или действие, знакомое каждому, а также облечь его в яркий образ, то учащиеся будут посвящены в кухню морфологического разбора глагола и им не составит труда выполнение этой нелёгкой задачи.

Мы поставили перед собой цель: разработать кулинарно-лингвистический мастер-класс, итогом которого  станет созданиеалгоритма морфологического разбора глагола.

Задачи исследовательской работы:

- определить вид кулинарного изделия (то есть форму глагола), над «изготовлением» которого мы будем работать  в рамках кулинарно-лингвистического мастер-класса;

- разработать рецептурный лист, где будут прописаны ингредиенты-категории, составляющие тесто, и ингредиенты-категории, входящие в состав начинки;

- раскрыть особенности каждого ингредиента-категории;

- осуществить процесс приготовления пирожного, то есть осуществить морфологический разбор глагола.

Предметом исследования стал морфологический разбор глагола (постоянные и непостоянные признаки глагола).

Объектом – алгоритм морфологического разбора глагола.

Методы исследования: работа со словарями и методической литературой, сопоставительный и аналитический методы.

Работа актуальна, поскольку создаёт условия для формирования интереса к изучаемому предмету, позволяет осуществлять процесс обучения с увлечением.

Часть1.

Кулинарным изделием для проведения мастер-класса мы выбрали пирожное «Мечтаешь». Пожалуй, никто из ребят не откажется от такого лакомства, а название нашего кулинарного шедевра определяет характер подростков, раскрывает особенности их психологии, создаёт позитивный настрой.

В качестве необходимых ингредиентов мы взяли морфологические категории глагола: вид, спряжение, переходность, возвратность, наклонение, время, род, число, лицо.   Исследуем их свойства, результаты данного этапа работы применим для составления рецептурного листа (Приложение 2).

Вид – это морфологическая категория глагола, которая указывает на отношение действия, обозначаемого глаголом, к внутреннему пределу этого действия. Действие без указания на его внутренний предел обозначают глаголы несовершенного вида, и действие с указанием на его внутренний предел обозначают глаголы совершенного вида: мечтать-помечтать.Все глаголы в любой форме имеют значение вида. На смысловом уровнекатегорию вида легко различить по вопросу: глаголы  несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? (мечтать) и совершенного вида - на вопросчто сделать? (помечтать). Глаголы совершенного и несовершенного вида различаются не только категориальным значением, а и словоизменением и грамматической сочетаемостью. Глаголы несовершенного вида в изъявительном наклонении обладают возможностью образовывать все временные формы  (мечтать  мечтал  мечтаю  буду мечтать), они имеют полный набор временных форм причастий (мечтающий, мечтавший). У глаголов совершенного вида в изъявительном наклонении нет формы настоящего времени (помечтать  помечтал  помечтаю) и причастий настоящего времени. Глаголы совершенного виданикогда не сочетаются с глаголами, обозначающими какую-либо фазу действия (начать, закончить, продолжить и др.), и со словами и оборотами типа долго, часами, ежедневно и др. Сравним: продолжу мечтать, долго мечтаю.  Категория вида закреплена за каждым глаголом [2]. Следовательно, этот компонентв рецептурном листе мы можем использовать в качестве ингредиента для теста.

Категория переходности выражается в значении действия, которое направлено на предмет и изменяет или производит его. Переходный глагол – это глагол, имеющий значение действия, которое направлено на предмет и изменяет или производит его (проверить работу, вырыть яму). Непереходной глагол – обозначает движение или положение в пространстве, или нравственное состояние, или физическое. Выделяют глаголы, которые могут выступать как переходными, так и непереходными (редактор правит рукопись – миром правит сам человек). Синтаксическое различие переходных и непереходных глаголов связано с лексическим значением. Переходные и непереходные глаголы обычно сочетаются: первые - с существительными и местоимениями, обозначающими объект действия без предлога в винительном падеже (читать журнал, лечить девочку); вторые - с дополнениями, которые выражаются существительными и местоимениями, с предлогами или без них исключительно в косвенных падежах (играть на улице, ходить по двору). Также при непереходных глаголах может использоваться винительный падеж, но без предлога и несущий значение времени или пространства: туристы идут день и ночь. Кроме этого, объект действия при переходных глаголах может выражаться и в родительном падеже, но только в таких случаях: при обозначении части объекта: купить воды, выпить чаю; если при глаголе есть отрицание: не имею права, не читал книгу. Переходные и непереходные глаголы имеют такие основные различия. Как правило, эти глаголы не обладают особыми морфологическими признаками. Но все-таки, определенные типы словообразования выступают показателями переходности или непереходности глагола. Итак, переходный глагол - это: все глаголы, имеющие аффикс -ся (убедиться); отыменные глаголы, в которых выделяется суффикс -е- или -нича-(-ича-): привередничать, обессилеть, жадничать. К переходным можно отнести глаголы, которые образовались от прилагательных с помощью суффикса -и-: озеленить, чернить. Существуют отдельные случаи, когда, присоединив приставку к непереходным бесприставочным глаголам, образовывают переходные глаголы. Примеры: вредить и обезвредить. Если в предложении нет дополнения, то переходный глагол выполняет функцию непереходного: Ученик хорошо пишет (указывается свойство присущее данному лицу). Непереходные глаголы содержат особую группу возвратных глаголов, их формальный признак – это суффикс -ся (помыться, возвращаться).

 Значение категории переходности возникает у глагола в «момент его рождения», данный ингредиент мы также добавляем в тесто-основу[2].

Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам. В зависимости от личных окончаний в русском языке принято различать два спряжения — I и II, которые отличаются друг от друга гласными звуками в окончаниях: несёшь, поёшь, говоришь, молчишь, несёт, поёт, говорит, молчит, несём, поём, говорим, молчим, несёте, поёте, говорите, молчите, несут, поют, говорят, молчат.

I спряжение

II спряжение

-У (-ю)

-ем

-у(-ю)

-им

-ешь

-сте

-ишь

-ите

-ет

-ут (-ют)

-ит

-ат(-ят)

Если окончание ударное, спряжение определяется по окончанию: зовёшь, ведёшь — I спряжение, горишь, спишь — II спряжение.

Но большинство глаголов при спряжении не имеет ударения на личных окончаниях. В таких случаях спряжение определяется по инфинитиву (по тому гласному, который стоит перед суффиксом инфинитива).

Ко II спряжению относятся те глаголы с безударным личным окончанием, у которых 1) инфинитив оканчивается на -и-тъ (возить, пилить, тратить и др.), кроме глаголов брить, стелить, редко встречающихся глаголов зиждиться («основываться, строиться») и зыбиться («колебаться, качаться, покрываться зыбью»). (Глаголы зиждиться изыбиться употребляются только в форме 3 лица ед. и множ. числа, остальные формы не употребляются.); 2) глаголы-исключения, у которых инфинитив оканчивается на -е-ть (смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть) и на -а-ть (гнать, держать, слышать, дышать).

Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Следует помнить, что приставочные глаголы, образованные от бесприставочных, относятся к тому же типу спряжения, что и бесприставочные (гнать — догнать — перегнать — выгнать и т. д. — II спряжение). Глаголы с -ся (-сь) относятся к тому же типу спряжения, что и без -ся (-сь) (гнать — гнаться — II спряжение).

В русском языке есть и разноспрягаемые глаголы, у которых одни формы образуются по I спряжению, а другие — по II. К ним относятся: 1) хотеть — в единственном числе изменяется по I спряжению (хочу — хочешь — хочет), а во множественном числе — по II (хотим — хотите — хотят); 2) бежать, который имеет все формы, как у глаголов II спряжения (бегу — бежишь — бежит — бежим — бежите), кроме 3 лица множ. числа — бегут (по I спряжению); 3) чтить — изменяется по II спряжению(чтишь — чтит — чтим — чтите), кроме 3 лица множ. числа (чтут), хотя есть и форма чтят, которая сейчас употребляется реже, чем чтут; 4) брезжить(«рассветать, чуть светиться») — употребляется только в форме 3 лица единственного числа (брезжит — II спряжение) и множественного числа (брезжут — Iспряжение): Рассвет чуть брезжит; Слабо брезжут звёзды на небе.

Нехарактерную для глаголов I и II спряжений систему окончаний (архаическую) имеют глаголы есть, надоесть, дать, создать (и их приставочные производные:переесть, заесть, сдать, отдать, предать, воссоздать и др.).

 ед. ч.

 ем   ешь   ест 

 дам  дашь  даст

мн.ч.

 едите   едим    едят

дадите  дадим  дадут

Глагол быть также своеобразен. От него в современном русском языке сохранились редко употребительные формы 3-го лица ед. и множ. числа настоящего времени —есть и суть: Прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками; Самые обыкновенные, принимаемые почти всеми историками общие отвлечения суть: свобода, равенство, просвещение, прогресс, цивилизация, культура (Л. Толстой), а будущее время образуется от другого корня: буду — будешь — будет — будем —будете — будут.

Следует помнить, что глаголы спрягаются (изменяются по лицам и числам) только в настоящем и простом будущем времени. Если форма будущего сложная (у глаголов несовершенного вида), то спрягается только вспомогательный глагол быть, а основной глагол берётся в инфинитиве. Глаголы в прошедшем времени не спрягаются (не изменяются по лицам) [3].

Особенность изменения глагола по лицам и числам, то есть спряжение, закреплено за каждым глаголом и выражается в системе личных окончаний. Этот ингредиент используем для теста.

Возвратность. – категория глагола, которая указывает, что действие субъекта направлено на самого себя. Определяется по постфиксу – ся. Возвратные и невозвратные глаголы имеют не только грамматические отличия, но и отличаются друг от друга на лексическом уровне. Поэтому берём этот компонент в качестве постоянного и используем его для основы нашего пирожного.

Возвратность.  Возвратный глагол обозначает действие, обращенное на себя. Он образуется с помощью частицы (постфикса) -ся (-сь). Можно выделить такие основные черты этих глаголов. Во-первых, они могут происходить как от переходных глаголов (одевать – одеваться), так и от непереходных (стучать – стучаться). Но все-таки возвратные (переходные глаголы после добавления постфикса -сь (-ся)) в любом случае становятся непереходными (одевать – одеваться). Во-вторых, эти постфиксы прибавляются: -ся - после согласных (моются, мылся, мыться), -сь - после гласных (одевались, одевалась). Стоит обратить внимание, что причастия всегда пишутся с постфиксом -ся (одевающийся, моющийся). В-третьих, возвратные глаголы образовываются тремя способами: суффиксально-постфиксальным – прибавлением суффикса и постфикса к основе (рез+ви(ть)ся), приставочно-постфиксальным (на+пить_ся), постфиксальным (мыть+ся).

Возвратные и невозвратные глаголы имеют не только грамматические отличия, но и отличаются на лексическом уровне. Поэтому берём этот компонент в качестве постоянного и используем его для основы нашего пирожного [4].

Категория наклонения – это грамматическая категория глагола, обозначающая отношение действия к действительности. Различают три наклонения: изъявительное, условное и повелительное. Изъявительное наклонение выражает действие, мыслимое говорящим как вполне реальное, фактически протекающее во времени (настоящем, прошедшем и будущем). Условное наклонение выражает действие глагола, которое говорящий мыслит как желаемое или возможное, но зависящее от какого-то условия. Это наклонение образуется посредством сочетания формы прошедшего времени глагола с частицей бы. Повелительное наклонение выражает волю говорящего - просьбу, приказание или побуждение к совершению действия, обозначенного глаголом, и характеризуется особой повелительной интонацией. Основной формой этого наклонения является форма 2-го лица единственного или множественного числа.Данный ингредиент не является постоянным, поэтому используем его для начинки.

Категория времениобозначает отношение действия ко времени его осуществления. Поскольку время изменчиво, категория не отличается постоянным характером. Используем её в качестве начинки.

Формы лица глагола выражают отношение действия, обозначенного глаголом, к говорящему лицу.Различаются три лица глаголов: первое, второе и третье.Форма первого лица единственного числа обозначает действие говорящего: пою, зайду.Форма первого лица множественного числа обозначает действие группы лиц, в которую входит и говорящий: поём, зайдём.Форма второго лица единственного числа обозначает действие собеседника: поёшь, зайдёшь. Форма второго лица множественного числа обозначает действие группы лиц, в которую входит и собеседник: поёте, зайдёте.Формы третьего лица единственного и множественного числа обозначают действия того или тех, кто не участвует в диалоге, т.е. не является говорящим или собеседником: поёт, зайдёт, поют, зайдут.

Категорию лица и числа глаголы имеют только в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении. Глаголы в прошедшем времени и в условном наклонении  не имеют категории лица, но изменяются почислам и родам: (я, ты, он) вёл\ \ — мужской род, (я, ты, она) вел\а\ — женскийрод, (я, ты, оно) вел-\о\ — средний род[2].

Эти непостоянные категории берём для начинки.

Часть 2.

С ингредиентами, входящими в рецепт пирожного, мы определились. Нам осталось лишь определить количество необходимых нам компонентов.

Итак, пирожное «Мечтаешь».

В состав теста входят следующие постоянные признаки:

  1. Что делаешь? – мечтаешь; мечтаешь долго, можно начинать и продолжать мечтать. Значит, глагол «мечтаешь» несовершенного вида.
  2. Мечтаешь о чём-то вместе с кем-то. Глагол не употребляется с существительным или местоимением без предлога в винительном падеже. Это непереходный глагол.
  3. Употребляется без постфикса -ся – это невозвратный глагол.
  4. Мечтаешь, окончание безударное, проверяем спряжение по неопределенной форме глагола, (что делать?) – мечтать, относится к I спряжению.

Какие же непостоянные признаки мы используем в качестве начинки?

  1. Мечтаешь – выражает действие, мыслимое нами как вполне реальное. Глагол употребляется в изъявительном наклонении.
  2. Действие протекает в настоящем времени.
  3. Ты мечтаешь – глагол употреблен в форме 2-го лица единственного числа.

В предложении глагол «мечтаешь» выполняет функцию сказуемого.

Заключение

Нам удалось разработать не имеющий аналогов в лингвистике мастер-класс, в рамках которого мы удачно осуществили научный эксперимент.

А насколько он удался, покажет апробация данного алгоритма морфологического разбора при изучении русского языка в 6 классе.

Список использованной литературы

  1. http://ozhegov.textologia.ru.
  2. http://www.tutoronline.ru/blog/kategorija-vida-glagola
  3. http://www.lingvotech.com/spriazenieglagola
  4. http://fb.ru/article/146534/perehodnyiy-glagol
  5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. — М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век», ООО «Издательство» Мир и Образование», 2004. — 896 с.

Приложение 1.

Приложение 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Морфологический разбор глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: «»Цель урока: определить и закрепить с учащимися порядок морфологического разбора глагола.Задачи урока:Образовательная:учить определять морфологические признаки глагола;определить и закреп...

Презентация к проекту Кухня морфологического разбора глагола

При изучении русского языка одной из тем, вызывающих затруднение у учащихся, является тема «Морфологический разбор глагола». Возникла идея  изучить алгоритм морфологического разбора изнутри,...

Морфологические признаки глагола(раздаточные таблицы) и план морфологического разбора глагола

Данный материал позволит быстро вспомнить основные морфологические признаки глаголов, а также (при необходимости) его легко распечатать для индивидуальной работы учащихся....

Проверочная работа по русскому языку по темам: морфемный и словообразовательный разбор, морфологический разбор глагола, синтаксический разбор предложения

Данную поверочную работу можно использовать в 6 классе после прохождения разделов: "Прилагательное" и "Глагол". А также при подготовке к ВПР....