ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья по русскому языку на тему

Известный отечественный психолог А.Н. Леонтьев писал: «Человеческая жизнь – это система сменяющих друг друга деятельностей. Процесс обучения как передача информации от учителя ученику противоречит природе человека, так как только через собственную деятельность человек способен познать мир».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vologzhanina.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

(обобщение педагогического опыта)

Известный отечественный психолог А.Н. Леонтьев писал: «Человеческая жизнь – это система сменяющих друг друга деятельностей. Процесс обучения как передача информации от учителя ученику противоречит природе человека, так как только через собственную деятельность человек способен познать мир».

Так, задача учителя в новых условиях, условиях реализации ФГОС, изменилась. Сегодня нам нужен другой выпускник – человек, способный учиться и переучиваться, готовый к самостоятельным действиям и принятию самостоятельных решений. Для достижения данного результата в деятельности педагога должно происходить слияние двух аспектов – развитие духовно-нравственной сферы личности учащихся, с одной стороны, и повышение их мотивации обучения, с другой.

На современном этапе важно именно педагогическое взаимодействие учителя и ученика. Сегодня педагог просто не может себе позволить авторитарный подход. Педагог – лишь «провокатор» деятельности учащегося, помощник в овладении последним новыми умениями и навыками.

Царский циркуляр №44 от 25.05.1917 г. гласит: «Заключение имеет целью перевоспитание. Чтение книг может пробудить добрые задатки, дать толчок к исправлению». Возможность реализации такого понимания основной задачи преподавания в школах при исправительном учреждении дает именно урок литературы.

Выходя за рамки классического урока и привычных для него целей и задач, для меня как педагога приоритетным становится

  • развитие понимания учеником самого себя, а также – его способности к самораскрытию и самоанализу;
  • сохранение учащимся собственного достоинства; формирование его адекватной самооценки;
  • формирование позитивного жизнеутверждающего настроя и уверенности в завтрашнем дне.

Педагогическая работа проводится мной в трех основных формах: собственная урочная деятельность, внеклассная работа по предмету и работа классного руководителя (в рамках проведения классных часов).

Планируя свою работу, я столкнулась с необходимостью не просто корректировки, а полного пересмотра наработанного дидактического и лекционного материала с учетом особенностей контингента обучающихся. Опыт показывает, что построить урок правильно без применения основных принципов корректного подхода к ученику как к личности, находящейся в особых условиях в данный жизненный период, невозможно. Кроме этого, возникает необходимость в поиске ресурсов для повышения учебной мотивации и развития познавательной деятельности как устойчивого стремления учащихся к пониманию и обоснованию фактических явлений действительности, что полностью соответствует требованиям ФГОС.

Таким образом, главной задачей на уроке становится создание учебной ситуации на основе конкретного жизненного опыта. Предметом изучения теперь является уже не тема, сформулированная учителем, как таковая, а непосредственно сама жизнь. Соответственно, и ученик из объекта обучения превращается в сотрудника, который не просто получает абстрактные академические знания, но приобретает определенный жизненный опыт. Проблемная ситуация, созданная в рамках урока, позволяет учащемуся быть не пассивным созерцателем происходящего, а исследователем, что, в конечном итоге, делает его способным видеть проблему и решать ее.

Главное в подобного рода работе – уметь оттолкнуться от потребностей ученика, от его личного жизненного опыта и интересов, (это ломает привычный педагогический стереотип), и планировать не свою работу как учителя, а сотворчество с учеником; спровоцировать его в учебной ситуации на диалог, а в идеальном случае – способствовать  его самораскрытию. Задача педагога состоит не в том, чтобы дать учащимся готовый ответ, а в том, чтобы помочь им самим выйти на определенный социально значимый вывод; суметь организовать работу таким образом, чтобы каждый этап урок, в конечном счете, работал на одну цель – формирование способности делать правильный выбор в конкретной жизненной ситуации.

Например, при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» педагогом организовывается дискуссия, в рамках которой учащиеся делятся своим опытом пережитого, своими мыслями, пытаясь проводить параллели между своей судьбой и судьбами героев романа. Итогом такого рода обсуждения являются выводы, (которые проговариваются самими учащимися, а после – резюмируются педагогом), касающиеся таких моментов, как

  • неотвратимость наказания за нарушение общепринятых законов;
  • «…каждому воздается по делам его…»;
  • преступник может избежать наказания, но не страха перед ним;
  • не так страшно наказание, как ожидание его;
  • явка с повинной – победа общественной христианской морали над теорией Раскольникова.

Таким образом, урок уходит от традиционной формы. Более того, каждый из них является уникальным, так как сами учащиеся становятся его соавторами, что развивает их личностное начало, раскрывает творческий потенциал. Все это, в свою очередь, способствует достижению главной цели, поставленной ФГОС. Более того, такой метод работы позволяет достигать самого важного в функционировании школы при исправительной колонии – успешной социальной реабилитации и адаптации бывшего осужденного к дальнейшей жизни в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС

В этом материале представлены методы и приемы, используемые при технологии проблемного обучения на уроках химии....

Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС

Стандарт нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, включая в метапредметные требования освоение межпредметных понятий и универсальных...

Технология проблемного обучения на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО

Выступление по теме самообразования «Технология проблемного обучения на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО»...

Проблемное обучение на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО

Методическая разработка на тему: "Проблемное обучение на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО". В работе раскрыта сущность технологии проблемного обучения. Приведены примеры и пр...

«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

laquo;ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»...

Методическая разработка на тему: «Проблемное обучение на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО»

Методическая разработка на тему:  «Проблемное обучение на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО»...

технология проблемного обучения на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Формирование у учащихся метапредметных и личностных результатов относится сегодня к важнейшему требованию, определенному ФГОС и предполагает активное включение учащихся в процесс обучения....