Открытый урок в 5-ом классе.“Падежные окончания существительных на –ия, -ий, -ие.”
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Саргсян Анаит Левони

               Урок рефлексии в 5-ом классе.

Тема “Падежные окончания существительных на –ия, -ий, -ие.”

Тип урока: урок рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_refleksii_v_5-om_klasse.docx33.05 КБ

Предварительный просмотр:

               Урок рефлексии в 5-ом классе.

Тема “Падежные окончания существительных на –ия, -ий, -ие.”

Тип урока: урок рефлексии.

Основные цели

Образовательные:

1) тренировать умение правильного написания падежных окончаний существительных  1-го,2-го,3-го склонения, а также особой группы существительных на –ия, -ий, -ие ;

2) отработать навык применения алгоритма выбора гласной в окончаниях  существительных  с последующим включением их в словосочетания, предложения, текст.

Деятельностные:

тренировать способность к фиксации места затруднения и причины ошибки, строить план выхода из затруднения на основе рефлексивного самоанализа.

Для организации этой цели:

  1. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

2) учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

Ход урока

I  ЭТАП.                        

Самоопределение к деятельности

 Доброе пожелание, моральная поддержка.

Беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.

Включить эмоциональный компонент, основанный на положительном опыте предыдущих уроков.

1.Мотивация к коррекционной деятельности.

Здравствуйте, ребята!

 Давайте поприветствуем наших гостей. Садитесь.

Итак, ребята, мы сейчас определим цель нашего урока и проговорим план урока.

Эпиграф урока «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости.»

Я надеюсь, эпиграф справедливо  будет применён к нашему уроку, и частицу мудрости вы приобретёте после нашей совместной работы.

--Какую тему вы изучали на уроках русского языка и какую очень важную орфограмму отрабатывали в рамках этой темы?

 ( Тему «Падежные окончания существительных  1,2,3 склонения, а также особую группу существительных на –ия, -ий, -ие ».)

--Можете ли вы утверждать, что все хорошо усвоили эту тему?

(Чтобы ответить на этот вопрос, надо проверить себя.)

--Верно, сегодня урок анализа своих знаний.

-- Какая задача стоит перед каждым из вас?

1. Проверить, научились мы  правильно определять падежные окончания существительных  1-го,2-го,3-го склонения, а также особой группы существительных на –ия, -ий, -ие ;

2) отработать навык применения алгоритма выбора гласной в окончаниях  существительных;

3) если выясниться, что есть затруднения, то определить их причины, научиться исправлять свои ошибки).

По какому плану вы будете работать?

Учащиеся проговаривают план урока:

1. Подготовка к самостоятельной работе.

2. Самостоятельная работа № 1.

3. Самопроверка самостоятельной работы № 1 по образцу.

4. Самопроверка самостоятельной работы № 1 по эталону для самопроверки.

5. Фиксация места и причины затруднения или фиксация отсутствия затруднений.

6. Постановка цели деятельности.

7. Работа над ошибками или работа с дополнительными заданиями.

8. Самостоятельная работа № 2 и самопроверка по эталону для самопроверки.

9. Повторение.

10. Подведение итогов.

Cамопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.

1.Просклоняйте слова, которые подчиняются общему правилу, использовав проверочное слово.

2.Подчеркни слова, которые не подчиняются общему правилу написания окончаний:

Армия, география, конь, профессия, галерея, аллея, солнце, музей, движение, линия, счастье, занятие, молодёжь, мышь, здоровье, собрание, герой, санаторий, планетарий, площадка.

Как мы называем эти слова? (Мы их называем особой группой существительных, т.е. существительные 1 и 2 склонения с особыми окончаниями (так называемые существительные на -ия, -ие, ий).

Алгоритм правописания е/и в окончании имён существительных на –ИЙ, -ИЯ, -ИЕ мы повторим коллективно.

(На доске записаны следующие словосочетания в столбик.

Ребята работают с этими словосочетаниями по алгоритму).

Учитель географии -география -слово на ия- Р.п.;    

подъехал к станции - станция -слово на ия -  Д.п.;  

училась в гимназии – гимназия- слово на ия -  П.п;  

находиться на занятии –занятие- слово на ие -П.п ;       

лечится в  санатории – санаторий- слово на ий- П.п;      

учитель географии -география -слово на ия- Р.п.;    

С какой целью выполняли задание?

 (Чтобы повторить  правописание падежных окончаний существительных на –ИЙ, -ИЯ, -ИЕ)

Самостоятельная работа №1

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в индивидуальной деятельности.

Учащиеся проводят самопроверку своих работ по образцу:

Самостоятельная работа №2

                            Самостоятельная работа №1

1.Распределите слова по склонениям.

1. морковка

2. морковь

3. луг

4. лужайка

5. детство

6. молодёжь

7.  площадь

8. площадка

9. снег

10. снежинка

11. осень

12.помощь

13.дядя

1 скл. __________

2 скл. __________

3 скл. __________

2.В каком слове окончание И?

1)  окна в ине...

2)  конфликт в Закавказь...

3)  обратиться к Наталь... Петровне

4)  приехать из Турци...

5)  просить о помощ...

6)  в глубоком ущель...

7)  в усть... реки

8)  в теплом помещени...

 9) отправить письмо Анастаси...

10) свидетельство о рождени...

3.Вставьте пропущенные буквы.

На урок…   астрономи…  учитель сделал объявление об экскурси…   в планетарий. Встретиться мы решили в здани…  планетария. И вот мы отправились в путешествие по звёздному небу. Очень интересно было узнавать о движени…  планет. В конце экскурси… нам рассказали о профессии космонавта. Ещё долго потом мы вспоминали о заняти…  в планетари....

Образец выполнения самостоятельной работы №1:

1.Распределите слова по склонениям.

1 скл.  ----- морковка, лужайка, площадка, снежинка, дядя;

2 скл.  ----- луг, детство, снег;

3 скл.  ----- морковь, молодёжь, площадь, осень, помощь.

Эталон выполнения самостоятельной работы №1:

1.Распределите слова по склонениям.

1 скл.   ----------- морковка, лужайка, площадка, снежинка, дядя   -  а, -я  (м. р.  ж. р.)     

2 скл.   ----------  луг, детство, снег                                                 -  □ (м. р)  -о -е (ср. р.)

3 скл.   ----------  морковь, молодёжь, площадь, осень, помощь      -   ь (ж. р.)

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Образец выполнения самостоятельной работы №1:

2.В каком слове окончание И?

1)  окна в инее

2)  конфликт в Закавказье

3)  обратиться к Наталье Петровне

4) приехать из Турции

5) просить о помощи 

6) в глубоком ущелье

7) в устье реки

8) в теплом помещении

 9) отправить письмо Анастасии  

10) свидетельство о рождении 

                Эталон выполнения самостоятельной работы №1:

2.В каком слове окончание И?

1)   окна в инее - иней - м.р. 2 скл. П.п

2)   конфликт в Закавказье - Закавказье  с.р. 2 скл. П.п

3)   обратиться к Наталье Петровне – Наталья ж.р. 1скл. Д.п.

4)   приехать из Турции – Турция - сл. на ия Р.п.

5)  просить о помощи –помощь – ж.р. 3 скл. П.п

6)  в глубоком ущелье  - ущелье - с.р. 2 скл. П.п

7)  в устье реки – устье - с.р. 2 скл. П.п

8)  в теплом помещении  помещение – сл. на ие П.п

 9) отправить письмо Анастасии  - Анастасия - сл. на ия Д.п.

10) свидетельство о рождении - рождение на ие П.п

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

   Образец выполнения самостоятельной работы №1:

3.Вставьте пропущенные буквы.

           На уроке   астрономии  учитель сделал объявление об экскурсии   в планетарий. Встретиться мы решили в здании    планетария. И вот мы отправились в путешествие по звёздному небу. Очень интересно было узнавать о движении  планет. В конце экскурсии   нам рассказали о профессии  космонавта. Ещё долго потом мы вспоминали о занятии   в планетарии.

Эталон выполнения самостоятельной работы №1:

                На уроке (урок - м.р. 2 скл.) астрономии ( астрономия – слово на ия Р.п.) учитель сделал объявление об экскурсии (экскурсия- слово на ия П.п.)  в планетарий. Встретиться мы решили в здании (здание -слово на ие П.п.)   планетария. И вот мы отправились в путешествие по звёздному небу. Очень интересно было узнавать о движении( движение –слово на ие П.п.)  планет. В конце экскурсии  (экскурсия- слово га ия Р.п.) нам рассказали о профессии (профессия- слово на ия П.п.)  космонавта. Ещё долго потом мы вспоминали о занятии  (занятие- слово на ие П.п.)   в планетарии (планетарий – слово на ий П.п.).

                          Самостоятельная работа №2.

1. Определите склонение существительных.

На зелени полыни блестят в лучах солнца капельки росы.

По краям дорожки вдоль изгороди растут кусты сирени, черёмухи.

2. В каком слове окончание И? Обоснуйте свой выбор.

1) в комментари...

2)  присутствовать на заседани...

3)  по алле...

4)  жить в Рязан..

5) присутствовать на репетици...,

6)  находиться в галере..

7) строятся в област…

8) побывали в музе… 

  

3. Раскройте скобки.

1.Получено письмо для (Агния Григорьевна).

2.Брош..ру передайте (Лидия Ивановна) в ж..ри.

3.Скажите (Марья Николаевна) о ( прибытие) поезда.

4.Возьмите альбом у (Юлия Алексеевна).

6.Ждите нас около дома (Евгения Борисовна).  

 7.Он много времени отдавал музык.., литератур.., математик.., астрономи.., ботаник.., географи.. и другим наукам.

 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------              

4.* Напиши, какое окончание (е/и) имеют имена существительные:

1. 1 скл. Р.п.___

2. 3 скл. П.п.____

3. 1 скл. П.п.____

4. 2 скл. П.п.____

5 . 1 скл. Д.п.___

6. 3 скл Р.п.____

7. 3 скл. Д.п.____

Подбери однокоренное слово другого склонения, обозначь склонение.

Нитка -________, Андрей -_______, сеть -_________, лошадь -___________,

снег -___________ . 

               

Образец выполнения самостоятельной работы №2.

1. Определите склонение существительных.

На зелени(3скл.) полыни(3 скл.)  блестят в лучах(2 скл.) солнца(2скл.)капельки(1скл.)росы (1скл.).     

По краям(2 скл.)    дорожки(1 скл.)    вдоль изгороди(3 скл.)    растут кусты(2 скл.)    сирени(3 скл.), черёмухи(1 скл.).

                Эталон выполнения самостоятельной работы №2.

1. Определите склонение существительных.

На зелени(зелень ж.р.3 скл.) полыни(полынь ж.р 3 скл.)  блестят в лучах(луч м.р.2 скл.)  солнца (солнце с.р. 2 скл.)  капельки(капелька ж.р.1 скл.)   росы(роса ж.р.1 скл.).

По краям(край м.р. 2 скл.)    дорожки(дорожка ж.р.  1 скл.)    вдоль изгороди(изгородь ж.р. 3 скл.)    растут кусты(куст м.р. 2 скл.)    сирени (сирень ж.р. 3 скл.)   черёмухи(черёмуха ж.р. 1 скл.).

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Образец выполнения самостоятельной работы №2.

2.В каком слове окончание И?

1) в комментарии

2)  присутствовать на заседании

3)  по аллее

4)  жить в Рязани

5) присутствовать на репетиции

6)  находиться в галерее

7) строятся в области

8) побывали в музее 

                     Эталон выполнения самостоятельной работы №2.

2.В каком слове окончание И?

1) в комментарии -  комментарий - слово на ий П.п

2)  присутствовать на заседании  заседание слово на ие П.п

3)  по аллее – аллея ж.р.1 скл. Д.п.

4)  жить в Рязани  Рязань ж.р. 3 скл.П.п.

5) присутствовать на репетиции – репетиция слово на ия П.п.

6)  находиться в галерее  галерея ж.р. 1 скл. П.п.

7) строятся в области – область ж.р. 3 скл. П.п.

8) побывали в музее – музей м.р.2 скл. П.п.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Образец выполнения самостоятельной работы №2.

 3. Раскройте скобки.

1.Получено письмо для Агнии Григорьевны.

2.Брошюру передайте Лидии Ивановне в жюри.

3.Скажите Марье Николаевне о  прибытии поезда.

4.Возьмите альбом у Юлии Алексеевны.

5.Обратитесь к Клавдии Алексеевне.

6.Ждите нас около дома Евгении Борисовны.  

7. Он много времени отдавал музыке, литературе, математике, астрономии, ботанике, географии и другим наукам.

3. Раскройте скобки.

1.Получено письмо для Агнии (Агния слово на ия Р.п.) Григорьевны (Григорьевна ж.р. 1 скл.)

2.Брошюру передайте Лидии (Лидия слово на ия Д.п.) Ивановне (Ивановна ж.р. 1 скл.) в жюри.

3.Скажите Марье (Марья ж.р. 1 скл.) Николаевне (Николаевна ж.р. 1 скл.)  о  прибытии (прибытие  слово на ие П.п.)поезда.

4.Возьмите альбом у Юлии (Юлия слово на ия Р.п.) Алексеевны (Алексеевна ж.р. 1 скл.).

5.Обратитесь к Клавдии (Клавдия слово на ия Д.п.) Алексеевне (Алексеевна ж.р. 1 скл.).

6.Ждите нас около дома Евгении (Евгения слово на ия Р.п.)  Борисовны (Борисовна ж.р. 1 скл.).  

7. Он много времени отдавал музыке (музыка ж.р. 1 скл.) , литературе (литература ж.р. 1 скл.), математике (математика ж.р. 1 скл.), астрономии (астрономия слово на ия Д.п.), ботанике (ботаника ж.р. 1 скл.), географии (география слово на ия Д.п.) и другим наукам.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                      * Образец выполнения самостоятельной работы №2.

4.* Напиши, какое окончание (е/и) имеют имена существительные:

1. 1 скл. Р.п._ _и_

2. 3 скл. П.п.   и__

3. 1 скл. П.п.__и_

4. 2 скл. П.п.__е__

5 . 1 скл. Д.п._е__

6. 3 скл Р.п.__и__

7. 3 скл. Д.п.__и__

Подбери однокоренное слово другого склонения, обозначь склонение. Нитка -нить, Андрей -Андрюша, сеть -сетка, лошадь - лошадка, снег - снежинка . 

Эталон выполнения самостоятельной работы №2.

4.* Напиши, какое окончание (е/и) имеют имена существительные:

1. 1 скл. Р.п._ _и_ (провер. слово) земли

2. 3 скл. П.п.   и__-----------------    степи

3. 1 скл. П.п.__и_ ----------------     о земле

4. 2 скл. П.п.__е__ --------------     о коне

5 . 1 скл. Д.п._е__ ---------------    земле

6. 3 скл Р.п.__и__ ---------------   степи

7. 3 скл. Д.п.__и__---------------- степи

Подбери однокоренное слово другого склонения, обозначь склонение. Нитка - ж.р.1 скл. – нитьж.р. 3 скл. , Андрей м.р.2 скл. -Андрюша м.р 1 скл., сетьж.р. 3 скл.  -сетка ж.р.1 скл., лошадьж.р. 3 скл.  - лошадка ж.р.1 скл, снег м.р.2 скл. - снежинка ж.р.1 скл . 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по русскому языку в 6 классе "Существительные общего рода"

Урок разработан на базе учебника Русского языка 6 класс под ред. Ладыженской, урок усвоения новых знаний....

Открытый урок в 5 классе по теме "Имя существительное"

Обобщающий урок по темеЦели урока:— повторить, систематизировать,— контроль знаний учащихся, умение использовать знания на практике; развитиемонологической речи, развитие памяти, орфографической зорко...

Открытый урок по русскому языку на тему "Имя существительное" в 6 классе

Урок -экскурсия по родному краю, повторяя тему "Имя существительное"...

Открытый урок в 5 классе по теме"Имя существительное как часть речи"

Открытый урок разработан как урок развивающего обучения при переходе к стандартам 2-го поколения....

Открытый урок в 9 классе на тему« Окончание Великой Отечественной войны». 2020 г.

Открытый урок  в 9 классе на тему« Окончание Великой Отечественной войны». 2020 г....

Открытый урок русского языка 8 класс «Падежные окончания существительных во множественном числе»

Тема: Падежные окончания существительных во множественном числеЦель: совершенствование знаний об окончаниях существительных во множественном числе;Задачи:Образовательные: развивать умение выделять пад...