Открытый урок по теме "Образование страдательных причастий прошедшего времени" (6 класс)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Карташова Анна Александровна

познакомить с принципами образования страдательных причастий прошедшего времени

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_attestatsiya.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Образование страдательных причастий прошедшего времени.

Образовательные:

  • познакомить с принципами образования страдательных причастий прошедшего времени;
  • совершенствовать умение объяснять выбор того или иного суффикса;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, воспитывать чувство патриотизма

Формировать УУД:

- Личностные УУД: способность к самооценке успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме;

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.

Оборудование:  аудиовоспроизводящее устройство; медиапрезентация; раздаточный материал.

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте! Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Повернитесь, поприветствуйте друг друга улыбкой и жестами, и наших гостей поприветствуйте жестами. Присаживайтесь.

-Сегодня у нас много работы: нужно думать, запоминать. Вы способные, умные и, конечно же мне поможете вести урок.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Актуализация знаний
  1. Загадка

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

( П. Чесноков).

- О чем идет речь в данных строчках?

Итак, загадка отгадана, и сейчас давайте повторим, что мы знаем о причастии.

2) Фронтальный опрос.

- Что такое причастие?

-Что такое причастный оборот?

- Каким членом предложения он является?

- Всегда ли причастный оборот выделяется запятыми?

- Чем отличаются действительные причастия от страдательных?

- Как образуются действительные причастия настоящего времени? Привести пример.

- Как образуются действительные причастия прошедшего времени? Привести пример.

- Как образуются страдательные причастия настоящего времени? Привести пример.

2 человека работа по карточкам у доски

1 карточка 

Вставьте пропущенные буквы: объясните графически условия выбора букв У, ю, а, я. Определите вид причастий.

Руб..щие лес, держ..щие флаг, слыш..щие шорох, кол..щие дрова, паш..щие поле, чуть плещ..щие волны

2 карточка 

Объясните графически вставленные орфограммы и знаки препинания.

Чьи-то голоса слыш..мые издалека гулко раздают..ся в ночной тишине. Вдали стоял почти невид..мый лес. Разг..рался костер раздува..мый ветром.

(запишите число, классная работа) (зажигаю свечу, беру в руку)

4. Мотивация на изучение нового материала

- Ребята, что у меня в руке? (Зажженная свеча)

Сегодняшний наш урок - не совсем обычный. Его символом будет ЗАЖЖЕННАЯ свеча

-А что, по-вашему мнению, символизирует свеча?

Примерные ответы: память о ком-то и т.д.

Учитель: Скажите, а важно ли хранить память о человеке, каком-то событии, дате?

Если мы не будем помнить о людях, о том, что происходило, мы лишимся своей истории. Совсем скоро в нашей стране отмечается великое событие, это день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, которое произошло 27 января 1944 года.

(Выходят дети читают стихи о ВОВ).

 УТРО ПОБЕДЫ
Где трава от росы и от крови сырая,
Где зрачки пулеметов свирепо глядят,
В полный рост, над окопом переднего края,
Поднялся победитель-солдат.

Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина... Тишина... Не во сне - наяву.
И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста!-
И приметил подснежник во рву.

И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
Ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат и к простреленной каске
Осторожно приладил цветок.

Снова ожили в памяти были живые -
Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.

Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
Сапогом попирая колючий плетень.
За плечами пылала заря молодая,
Предвещая солнечный день.

Про Великую Отечественную войну никак забывать нельзя, мы должны чтить память о тех великих героях, которые подставив свои спины воевали, благодаря им мы сейчас живем под мирным небом. Память об этом событии нужно не только чтить , но и передавать из поколения в поколение.

4. Мотивационная установка

Учитель: Я предлагаю вам сегодня открыть новые  знания в области филологии.

-Обратите внимание на экран.

В стихотворении, прочитанном сейчас  есть слово-подсказка, которое поможет вам определить тему урока.

УТРО ПОБЕДЫ
Где трава от росы и от крови сырая,
Где зрачки пулеметов свирепо глядят,
В полный рост, над окопом переднего края,
Поднялся победитель-солдат.

Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина... Тишина... Не во сне - наяву.
И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста!-
И приметил подснежник во рву.

И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
Ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат и к
прострелеННой каске
Осторожно приладил цветок.

Снова ожили в памяти были живые -
Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.

Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
Сапогом попирая колючий плетень.
За плечами пылала заря молодая,
Предвещая солнечный день.

- Что же это за слово? простреленной

Примерные ответы: выделен суффикс  причастия. Мы будем продолжать разговор о причастии. Но это не действительные причастия и не страдательные причастия настоящего времени, хотя в тексте есть действительные причастия. Значит, мы будем изучать новый тип причастий.

- Я предлагаю вам определить категорию времени причастия.

какой? Что сделанной? простреленной

Определите тему урока.

Запись темы урока

- Какую цель вы для себя поставите?

6. Работа по теме урока.

1)Работа с учебником.

Предлагаю вам стать исследователями филологами.  Просмотреть и рассказать как образуются страдательные причастия прошедшего времени. Таблица стр. 52.

(обобщаю ответы) на доске объяснение

Переписать – переписанный

Посеять – посеянный

Рассмотреть – рассмотренный

Оклеить- оклеенный

Размолоть- размолотый.

 презентация.

Перед суффиксами –ЕНН-/-ЁНН- часто происходит чередование согласных.

Заметил – замеченный (Т//Ч)

Вырастил – выращенный (СТ//Щ)

Испек – испечённый (К//Ч)

Наладил – налаженный (Д//Ж)

Запряг – запряженный (Г//Ж)

Победил – побежденный (Д//ЖД)

2. Выполнение упр.78 у доски. До слова испечь.

3. Физминутка.

  1. упр. 77. Комментированное письмо.  (по времени не все)

заменить выделенные словосочетания на причастия.

Например певец, который исполнил арию. – певец, исполнивший арию.

Ария, которую исполнил певец – ария, исполненная певцом.

7. Закрепление материала

Итак давайте повторим, как образуются причастия:

- действительное причастие н.в.

- действительное причастие п.в.

- страдательное причастие н.в.

- страдательное причастие п.в.

Цифровой диктант (один человек у доски)

0 если это не причастие

1. страдательное причастие н.в.

2. страдательное причастие п.в.

3. действительное причастие н.в.

4. действительное причастие п.в.

1.любящий        3

2. вышитый       2

3.принесенный    2

4.засеянный          2

5. считаемый         1

6.задержанный       2

7.проверивший        4

8. погнутый              2

9. странный              0

10.прочитанный       2

(взаимопроверка)

Итог урока.

  1. С помощью какого формообразующего суффикса образуются страдательные причастия прошедшего времени образованные от глаголов с основой на –а, -я? Примеры .
  2. С помощью какого формообразующего суффикса образуются страдательные причастия прошедшего времени образованные от глаголов с основой на –и, -е или согласный? Примеры .
  3. Приведите примеры страдательных причастий прошедшего времени с формообразующим суффиксом –т-.

8. Оценивание.

9. Домашнее задание упр.76.

10. Рефлексия

Наш урок освещала зажженная свеча, свеча памяти. А это значит, с первой минуты урока страдательное причастие прошедшего времени заявило о себе.

Рефлексия: Мне очень важно понять, что вас увлекло, заинтересовало, что было понятным, а что так и осталось непонятым. Поэтому прошу вас оценить собственную работу на уроке.

Это сердечко символизирует огонек общения. Передавайте символическое сердечко и говорят:
- Я сегодня понял….

-После изученной темы осталось неясным….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе «Одна и две буквы -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»

Данный урок позволяетПродолжить обучение навыкам распознавать одну и две буквы -н- в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.Формировать навыки написания одной и двух...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...

Разработка урока русского языка в 7 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных»

Цели урока: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий и отглагольных прилагательных;формировать навыки написания Н и НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных...

Методическая разработка урока по теме "Страдательные причастия прошедшего времени"

Методическая разработка урока по теме "Страдательные причастия прошедшего времени"...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Правописание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" /Вкусный урок/

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, сопровождается презентацией "Вкусный урок"....