Методическая разработка урока по теме "Страдательные причастия прошедшего времени"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Васина Анна Владимировна

Методическая разработка урока по теме "Страдательные причастия прошедшего времени"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №7 им. Д. П. Уланова

Урок в 7«Б» классе

«Страдательные причастия прошедшего времени»

Подготовила  Васина Анна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Урок в 7«Б» классе

Страдательные причастия прошедшего времени

Цели: 

  1. повторить причастие как часть речи
  2. познакомить с образованием страдательных причастий прошедшего времени;
  3. развивать устную и письменную речь учащихся, языковое чутьё; логическое и творческое мышление
  4. воспитывать любовь к природе, к Родине.

Ход урока:

I Организационный момент

II Повторение изученного о причастии

Здравствуйте, ребята! Начать наш сегодняшний урок я хотела бы загадкой.

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

( П.Чесноков).

- Ребята, попробуйте отгадать, о чем идет речь в данных строчках?

( О причастии)

2. Сегодня мы продолжим изучение темы « Причастие». Давайте вспомним, что мы с вами о причастии уже знаем. Для этого я предлагаю вам сыграть в игру. Игра называется «Верите ли вы?» 

Игра «Верите ли вы?» (Презентация)

1. Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на имена прилагательные? (верим)

2. Верите ли вы, что причастия образуются от имен существительных? (не верим)

- А от какой части речи образуются причастия (от глагола)

- Приведите примеры (читающий, говоривший)

3. Верите ли вы, что причастия образуются от глаголов при помощи суффиксов: -ущ-, -ющ-, -вш-, -ем-? (верим)

 4. Верите ли вы, что причастный оборот – это причастие с определяемым словом? (не верим) 

 - А что же тогда причастный оборот? (причастие с зависимыми словами)

5.Верите ли вы, что если причастный оборот находится перед определяемым словом, то запятая ставится? (не верим)

– А когда причастный оборот выделяется запятыми

6. Верите ли вы, что в предложении весь причастный оборот является дополнением? (не верим) 

Так каким же членом предложения является причастный оборот? (определением)

Молодцы, ребята!!! Да, мы уже очень много знаем о причастии и сегодня продолжим изучение этой части речи.

Отройте тетрадки, запишите число, классная работа и тему урока «Страдательные причастия прошедшего времени»

III Объяснение нового материала. Работа с учебником, составление схемы образования причастий.

Рассмотрите таблицу (презентация) и ответьте на вопросы:

— От каких глаголов образуются страдательные причастия прошедшего времени? (Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределенной формы переходных глаголов совершенного и несовершенного вида)

 - с помощью каких суффиксов? (при помощи суффиксов -нн-, -енн-, -ённ-,    -т-)

Если основа глагола оканчивается на –а, -я, то причастия образуются с помощью суффикса -нн-, если основа глагола оканчивается не на –а, -я, то причастия образуются с помощью суффиксов –енн-, -ённ.)

Давайте прочитаем правило на с. 55  (§ 21 на стр. 55)  

III Закрепление.

Упр. 124 (4 примера на доске, остальные - самостоятельно)

     Физкультминутка.

Учитель: Встали, ребята. Мы проведём тематическую физкультуру. Ваша задача – из названных произведений нужно выбрать названия произведений, содержащие причастия, и названия, содержащие прилагательные. Если в названии есть прилагательное, вы должны 1 раз хлопнуть, а если есть причастие – поднять обе руки вверх.

«Василиса Прекрасная» (хлопок).
«Спящая царевна» Жуковского (вверх).
«Медный всадник» Пушкина (хлопок).
«Говорящий сверток» Даррелл (вверх).
«Уроки французского» Распутин (хлопок).

Упражнение 2. Презентация

Учитель: Совсем недавно, 3 октября, в России широко отмечался 120-ый юбилей великого русского поэта Сергея Александровича Есенина.

Сообщение ученика. 

     ЕСЕНИН Сергей Александрович родился 3 октября 1895 г в селе Константиново Рязанской губернии. Среди первых впечатлений Есенина духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки. С первых сборников («Радуница», «Сельский часослов») выступил как тонкий лирик, мастер пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. Есенин  чувствовал себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Творчество С. Есенина – это глубокое чувство родины, осознание нерасторжимой связи с ней.

В своих стихотворениях поэт очень часто использовал  страдательные причастия прошедшего времени

И часто я в вечерней мгле,
Под звон надломленной осоки,
Молюсь дымящейся земле
О невозвратных и далеких.

На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.

Я одену тебя побирушкой,
Подпояшу оструганным лыком.
Упираяся толстою клюшкой,
Уходи ты к лесным повиликам.


(Далее самостоятельно на карточках)

Знаю то, что о нас с тобой вместе
Вместо ласки и вместо слез
У ворот, как о сгибшей невесте,
Тихо воет покинутый пес.

В этот лес завороженный,
По пушинкам серебра,
Я с винтовкой заряженной
На охоту шел вчера.

Кабы твердо знал я тайну
Заколдованным речам,
Я узнал бы хоть случайно,
Кто здесь бродит по ночам.

Вечная даль перед нами,
Путь наш задумчив и прост.
Даст нам приют за холмами
Грязью покрытый погост

Учитель: Какой вывод можно сделать? Для чего в этих строках автор использовал причастия? Ребята, употребление причастий делает речь более яркой и выразительной. В письменной художественно-литературной речи, там, где нужны торжественность и краткость, причастия особенно необходимы. Читая строки С. Есенина, ещё раз убеждаешься в том, что это мастер слова, умеющий подобрать яркое и точное слово.

IV. Рефлексия

  1. Понравился ли вам наш урок?
  2. Охарактеризуйте наш урок с помощью прилагательных и причастий.

V Домашнее задание.

 На выбор:

1) Найти 4-5 строчек из стихотворений С.А. Есенина со страдательными причастиями прошедшего времени.

2) Упр.125

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я как прилагательное . На все вопросы его отвечаю, Глагол по значению напоминаю .

Слайд 2

Лингвистическая разминка Игра «Верите ли вы?»

Слайд 3

Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на имена прилагательные?

Слайд 4

Верите ли вы, что причастия образуются от имен существительных?

Слайд 5

Верите ли вы, что причастия образуются от глаголов при помощи суффиксов: - ущ -, - ющ -, - вш -, -ем-, - енн -, -т-?

Слайд 6

Верите ли вы , что причастный оборот – это причастие с определяемым словом?

Слайд 7

Верите ли вы, что если причастный оборот находится перед определяемым словом, то запятая ставится?

Слайд 8

Верите ли вы , что в предложении причастный оборот является дополнением?

Слайд 9

Тема урока: Страдательные причастия прошедшего времени

Слайд 10

Глаголы переходные совершенного и несовершенного вида Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени Страдательные причастия прошедшего времени прочита ть - нн - прочита нн ый реши ть - ённ - - енн - реш ённ ый сжа ть -т- сжа т ый Образование страдательных причастий прошедшего времени

Слайд 11

Сергей Александрович Есенин (1895-1925)

Слайд 12

И часто я в вечерней мгле, Под звон надломленной осоки, Молюсь дымящейся земле О невозвратных и далеких .

Слайд 13

На тропу голубого поля Скоро выйдет железный гость. Злак овсяный, зарею пролитый, Соберет его черная горсть .

Слайд 14

Я одену тебя побирушкой, Подпояшу оструганным лыком. Упираяся толстою клюшкой, Уходи ты к лесным повиликам.

Слайд 15

Охарактеризуйте наш урок с помощью прилагательных и причастий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока «Мир в начале Нового времени» 7 класс базовый уровень

«...Ключ к пониманию мира – не в естественном порядке вещей..., а в истории человека»Барг М.А.Раннее Новое время – один из самых значительных периодов Всемирной истории. Именно в этот период про...

Методическая разработка "Глагол "to bе" в прошедшем времени" с интерактивными играми-упражнениями на сервере LearningApps.

Глагол "to bе" в прошедшем времени ( формы глагола, построение утвердительного,  отрицательного предложений и всех типов вопросов).ВидеоурокиPast Simple Tense be - was / were: Fun &am...

Методическая разработка "Глагол "to have" в прошедшем времени".

Построение предложений:утвердительных, отрицательных, вопросительных с глаголом "to have" в  прошедшем времени ( "to had" )....

Методическая разработка урока русского языка по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»

·                  ПРЕЗЕНТАЦИЯ  к уроку  закрепления  знаний по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего вр...

Методическая разработка урока по теме: "Причастие как часть речи"

Методическая разработка урока по теме «Причастие как часть речи» поможет учителям и учащимся усвоить особенности причастия как части речиЦель: формирование представления о причастии как самостоятельно...

Методическая разработка урока в 5 классе "Обозначение времени"

Методическая разработка по УМК Афанасьева О.В., Михеева И.В., Unit 3, Step 2...

Методическая разработка урока обобщения и повторения грамматических времен.

На уроке применяются ИКТ. Игра- презентация в виде теста по грамматике на сравнение двух видовременных форм....