Аттестационная работа «Модель социализации детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования на примере СОШ №12 Центр образования» г. Серпухова»
опыты и эксперименты по русскому языку (11 класс) на тему

Чекурина Елена Витальевна

В работе размещён теоретический и практический материал по организации и проведению учебного процесса ребёнка-инвалида (ДЦП со спастикой конечностей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inklyuzivnoe.doc968.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Чекурина Елена Витальевна

(МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углублённым изучением отдельных предметов «Центр образования», город Серпухов, Московская область)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

«Модель социализации детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования на примере СОШ №12 Центр образования» г. Серпухова»

по программе повышения квалификации для руководителей образовательных учреждений, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»

2015 год

Оглавление.

  1.  Введение. Актуальность темы. Цели, задачи, методы и практическая значимость представленной работы.
  2.  Основная часть.
  1. Глава 1. Теоретические аспекты изучаемой проблемы. Используемые      

          ДОТ и ЦОР.

  1. 2.2.   Глава 2. Практические аспекты изучаемой проблемы. Физические и    
  2.          психологические особенности ребёнка- инвалида. Опыт педагогов  
  3.          МОУ СОШ №12 «Центр образования». Существующие проблемы.
  1. Заключение. Выводы по теме работы.
  2. Список использованной литературы и Интернет- ресурсов.
  3. Приложения.

1. Введение

             Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются:

•    Закон Российской Федерации «Об образовании»;

•  Федеральный государственный образовательный стандарт основного и среднего  общего образования;

• СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»

• Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

•   О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

•   Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

•  Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

•  О создании условий для получения образования детьми с ограниченными

возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)

•    Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)

В основе инклюзивного образования лежит право человека на образование, провозглашенное во Всемирной декларации прав человека. Столь же важным является право ребенка не подвергаться дискриминации, которое предусмотрено в статье 2 Конвенции о правах ребенка (ООН, 1989г.). Логическим следствием этого права является то, что все дети вправе обучаться в образовательном учреждении, где созданы условия,  позволяющие не подвергать их дискриминации на основании умственных или физических недостатков и особенностей, этнической принадлежности, религии, языка, пола, способностей и т.д.

Именно в этом контексте в докладе ЮНЕСКО «Преодоление отчуждения с помощью инклюзивных подходов в образовании» ставится задача изложить инклюзивные подходы в области образования в качестве стратегии для достижения цели образования для всех. Образование должно решать трудную задачу превращения многообразия в конструктивный фактор, способствующий взаимопониманию между отдельными лицами и группами людей. Образовательная политика должна быть способна справляться с задачами, обусловленными разнообразием потребностей населения и позволять каждому находить свое место в обществе, которому он изначально принадлежит. Инклюзивное образование представляет собой подход, позволяющий изыскивать методы трансформации образовательных систем для удовлетворения потребностей широкого круга детей.

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития территории округа и города в целом.

Детские годы оказывают огромное влияние на жизнь каждого человека. Обучение и образование  ребёнка начинается с самого раннего возраста, и от того, в каких условиях оно проходит и какие образовательные ресурсы ему доступны, во многом зависит его будущее.

Решение данных вопросов имеет выраженную социальную значимость, поскольку реализация прав детей-инвалидов на образование традиционно входят в сферу особого внимания со стороны органов государственной власти. Перед системой образования стоит задача - обеспечить равный доступ к качественным образовательным услугам всех детей, в том числе и тех, кто по состоянию здоровья не может посещать образовательное учреждение и нуждается в обучении на дому. Актуальность этого направления неоднократно подчеркивалась Президентом России. Данные мероприятия позволят создать наиболее эффективную систему организации дистанционного образования детей-инвалидов, которая позволит обеспечить максимальный доступ детей данной категории к образовательным и информационным ресурсам, и будет способствовать получению ими качественного образования, расширению возможностей их последующей профессиональной занятости и, соответственно, их успешной социализации.

По статистике, каждая десятая семья на протяжении жизни сталкивается с проблемой инвалидности близкого человека.  Важнейшими функциями воспитания и обучения «особого» ребёнка, являются: коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которых является восстановление психофизического и социального статуса ребёнка-инвалида, достижение им материальной независимости и социальной адаптации.

Для ребёнка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации. Однако многие дети не имеют возможность посещать общеобразовательную школу вместе со своими сверстниками, а обучение учителями-надомниками не позволяет изучить программу в полном объёме.

Системное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), технологий дистанционного обучения – эффективное решение проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины. В зависимости от успехов ученика может применяется гибкая, индивидуальная методика обучения, предлагаются дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы.

Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора; электронный лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы. Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой.

Дистанционное образование решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.

2. Основная часть.

2.1. Глава 1.

Дистанционное обучение — это новая, специфичная форма обучения, включающая совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала,  интерактивное  взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала.

Все участники дистанционного обучения обеспечены Интернет-доступом, который осуществляется Институтом Инженерной Физики (ИИФ) в г. Серпухове и районе.

Предоставлен доступ к системе дистанционного обучения (www.vacad.ru), где располагаются материалы учебных курсов для поддержки учебного процесса по основным учебным предметам с 1 по 11 класс, детям с ограниченными возможностями здоровья.

Оборудование и программное обеспечение дистанционного обучения

В семьи для обучения детей выданы комплекты оборудования.

В комплект оборудования  ребёнка и педагогов входят:

  • компьютер, который снабжён Web-камерой,
  • сканер,
  • принтер,
  • электронный графический планшет для рисования,
  • микроскоп,
  • датчики для проведения лабораторных работ по физике, химии, биологии,
  • цифровой фотоаппарат.

К программам, установленным в компьютере по учебным предметам, прилагаются методические пособия.

Используемые ЦОР:

 

 http://openclass.ru/

http://powerpt.ru/

 http://interneturok.ru

Http://files school-collection edu...

fcior.edu.ru

 fipi.ru

2.2. Глава 2. Физические и психологические особенности ребёнка.

Для того, чтобы дистанционное обучение приносило результаты, при разработке программ дистанционного обучения нужно учитывать не только технические и технологические моменты, связанные с организацией данного процесса, образовательные стандарты, САНПИН, но и специфику заболевания, особенности и условия формирования личности обучаемых.

     ДЦП – заболевание, вызывающее нарушение двигательной активности и неестественное положение тела. Оно возникает в результате поражения мозга до рождения ребенка, во время родов или в младенческом возрасте. Поражается не весь мозг, а главным образом отделы, управляющие движением. Нарушенные функции мозга не восстанавливаются, но и не ухудшаются.
Примерно половина детей, страдающих ДЦП, умственно отсталые. Однако нельзя торопиться с выводами. Дети с последствиями ДЦП двигаются неуклюже – либо слишком медленно, либо слишком быстро. Их лица перекашиваются из-за слабости лицевых мышц или затруднения с глотанием, на них появляются гримасы. Поэтому ребенок, обладающий нормальным умственным развитием, может показаться умственно отсталым.
Такой ребенок нуждается в особой помощи при обучении. Ведь очень часто он понимает гораздо больше, чем может сказать или показать.
Благодаря интенсивным занятиям в дошкольном возрасте ребенок, достигший школьного возраста, оказывается вполне нормальным в умственном отношении и практически обучаемым.
Ребенок с более высокими умственными способностями обычно успешно приспосабливается к своему состоянию. Однако умственные способности не всегда играют главную роль. Некоторые развитые дети гораздо легче расстраиваются и приходят в уныние из-за неудач. Необходимы дополнительные усилия, чтобы найти новые и интересные способы стимуляции их развития.

Главными постулатами жизни больного ребенка должны быть:

уверенность в себе и умение нравиться себе;

 умение общаться с другими людьми;
навыки самообслуживания.

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

Исходя из вышесказанного, при обучении ребёнка применяются следующие методики:

  • выполнение принципа чередования работы и отдыха как основополагающего
  • организация выполнения задач частями, чтобы можно было в любой момент остановиться и начать заново
  • использование пультов дистанционного управления
  • психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук
  • применение упражнений для тренировки артикуляции
  • выполнение заданий в  удобном для ребёнка темпе

Существующие проблемы.

         

   Наша школа третий год участвует в проекте.

Можно выделить основные проблемы:

  • несовершенство работы канала Интернет
  • контентная фильтрация затрудняет пользование ЦОРами
  • отсутствие достаточного опыта у педагогов и учащегося работы с ДОТ
  • невозможность двустороннего использования  программы «Живая математика» (у учащегося комплект оборудования и программное обеспечение установлены)
  • недостаточная медико-психологическая подготовка у учителей-предметников, ведущих уроки у ребёнка с ОВЗ.

Детские годы оказывают огромное влияние на жизнь каждого человека. Обучение и образование  ребёнка начинается с самого раннего возраста, и от того, в каких условиях оно проходит и какие образовательные ресурсы ему доступны, во многом зависит его будущее.

Решение данных вопросов имеет выраженную социальную значимость, поскольку реализация прав детей-инвалидов на образование традиционно входят в сферу особого внимания со стороны органов государственной власти. Перед системой образования стоит задача - обеспечить равный доступ к качественным образовательным услугам всех детей, в том числе и тех, кто по состоянию здоровья не может посещать образовательное учреждение и нуждается в обучении на дому. Актуальность этого направления неоднократно подчеркивалась Президентом России. Данные мероприятия позволят создать наиболее эффективную систему организации дистанционного образования детей-инвалидов, которая позволит обеспечить максимальный доступ детей данной категории к образовательным и информационным ресурсам, и будет способствовать получению ими качественного образования, расширению возможностей их последующей профессиональной занятости и, соответственно, их успешной социализации.

    Я веду уроки русского языка и литературы у ребёнка-инвалида Т. Ш.

 У девушки ДЦП  гиперкинетической формы.

Третий год девушка получает образование с элементами дистанционного обучения.

     До вступления в проект по дистанционному обучению детей-инвалидов Т. «посещала» уроки в школе и внеклассные мероприятия посредством SKYPE  и камеры, установленной в классе. Девушка приобрела друзей среди одноклассников, она очень тянется к общению со сверстниками.

     Огромное значение в период становления личности и формирования высших психических функций имеет влияние семьи. Нельзя переоценить роль гармоничного стиля семейного воспитания и адекватных установок родителей Т. Они откликаются на любые идеи и просьбы педагогов и администрации школы, привозят дочь на внеклассные мероприятия, активно участвуют в образовательном процессе, сразу же поддержали идею дистанционного образования.

     Проводить уроки с ребёнком-инвалидом нелегко. Устная речь ребёнка затруднена, отчётливые ухудшения совпадают с моментами эмоциональных переживаний. Поэтому перед педагогами стоит задача избегать травмирующих ситуаций, оказывающих негативное влияние на эмоционально- личностную сферу.

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

     Информационные технологии Т. осваивает слёту. Но здесь-то и возникает противоречие между облегчением процесса общения, обучения, контроля знаний посредством электронной почты, SKYPE, путешествий по обучающим сайтам и потребностью ребёнка-инвалида в живом общении, прикосновении, эмоциональных волнах педагога. Поэтому лишь часть занятий проходит дистанционно, тем более, что Т. живёт недалеко от школы.

     Поскольку вынужденная изоляция  в стенах дома ограничивает возможности социальной адаптации ребёнка с ОВЗ, то все мы, взрослые, специалисты, дети, окружающие Т., создаём реабилитационную среду для неё, увеличиваем возможность реализовать себя в современном обществе.

3.  Заключение

Модернизация содержания образования, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, изменение контингента обучающихся требует формирования педагога нового типа, способного активно участвовать в создании условий для обучения всех детей с учетом их потребностей и возможностей.

Важнейшими компетенциями специалиста, реализующего инклюзивную практику, являются умение проектировать и адаптировать образовательный процесс, содержание учебных дисциплин для всех обучающихся, независимо от их возможностей, что обеспечивает качество и доступность овладения программным материалом. Кроме этого, педагог, реализующий инклюзивную практику, должен обладать социальными компетенциями: включаться во взаимодействие со специалистами образовательного учреждения, задействованными в создании условий для качественного образования того или иного ребенка, создавать условия для проявления субъектами педагогического процесса инициативы и заинтересованности, нести ответственность за результаты своих действий и действий воспитанников и обучающихся.

Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики — создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников. А цель деятельности учителя, реализующего инклюзивную практику — создать оптимальные условия

для развития позитивных потенций каждого ребенка, обучающегося в инклюзивном классе.

Для достижения этой цели учитель в своей профессиональной деятельности решает задачи:

1. Создание условий для освоения образовательной программы всеми учащимися инклюзивного класса:

— организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды;

— создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;

— формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации;

— применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;

— адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;

— адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.

2. Создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе:

— организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей;

— организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;

— использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

3. Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки:

— привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного

процесса в инклюзивном классе;

— формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, так и со стороны «внешних» социальных партнеров — методического центра, ППМС центра, общественных организаций;

— организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.

Дистанционное обучение только развивается, ищет свои формы и методы. Но уже сегодня трудно переоценить тот вклад, который может сделать данное направление работы в деле развития единого информационного пространства.

 В процессе обучения в телекоммуникативной компьютерной образовательной среде дети-инвалиды получают не только знания школьной программы, но и  новый уровень образования, навыки работы в Интернете для дальнейшего обучения в институте. Дети учатся гибкому взаимодействию с учителем и другими учащимися посредством компьютера,  обмениваясь информацией, ведь этим ребятам так не хватает общения со сверстниками, что способствует социализации и личностному развитию. 

Практика показывает, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования в полном объёме.

В условиях реализации учебного процесса в дистанционном режиме для каждого учащегося старшей школы может быть составлен учебный план в соответствии с его индивидуальными особенностями здоровья  и образовательными потребностями, которые включают в себя планы на  продолжение образования  и получение профессии. Эти индивидуальные цели реализуются посредством включения в индивидуальные учебные планы (далее ИУП) профильных учебных курсов.

В режиме реального времени каждый ученик может получить ответы на свои вопросы, учитель может посоветовать список дополнительной литературы, узнать о проблемах и трудностях учащегося. Такой режим работы позволяет осуществлять оперативную обратную связь учителя и ученика.

Использование дистанционной формы обучения, внедрение в учебно-воспитательный процесс ИКТ технологий является одним из эффективных механизмов, который позволяет личности самореализоваться, а учителю создать такую «развивающую среду», в которой у каждого ученика будут сформированы определенные компетенции, необходимые ему при выборе профессии.

4. Повышение профессиональной компетенции.

4. Список литературы

1. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ.- М.: Владос, 2011.

2. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И."Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования». Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- Москва: МГППУ, 2011.-280с.

3. Особенности обучения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении: методические рекомендации. — М. ; СПб. : Нестор-История,2012. — 216 с. (серия «Инклюзивное образование»)

4. Детский церебральный паралич // Коррекционная педагогика. – 2004. – № 1 (3). 81 с.

5. Левченко И. Ю., Приходько О. Г., Гусейнова А. А. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. — М.: Книголюб, 2008. — 176 с.

Приложение 1.

Тема: «Повторение. Фонетика. Орфография»

Форма ДО: электронная почта, скайп, онлайн доска, электронный тренажер по русскому языку, ЭОРы

План урока.

  1. Проверка домашнего задания
  2. Сообщение темы, целей урока
  3. Повторение темы «Фонетика»

Видеоурок

http://interneturok.ru/ru/school/russian/7-klass/bpovtorenie-izuchennogo-v-56-klassahb/fonetika-orfografiya-foneticheskij-razbor-slova 

Опрос по просмотренному уроку:

- фонетика как раздел русского языка

- образование гласных и согласных звуков

- позиционные изменения звуков

- классификация гласных (ударные-безударные), согласных звуков (сонорные, шумные – глухие и звонкие; мягкие-твердые)

-порядок фонетического разбора

-орфограмма

Демонстрация презентации «Фонетика. Гласные и согласные звуки»

  1. Закрепление

А) Фонетический разбор

http://www.scribblar.com/rooms/index.cfm?r=pp_p4pcFuXWfr&CFID=166090&CFTOKEN=55781494  интерактивная онлайн доска

Б) Работа с электронным тренажером по темам «Правописание гласных и согласных в корне», «Гласные после шипящих и Ц», «Употребление ь и ъ»

  1. Домашнее задание

Работа с электронным тренажером по русскому языку, тест по презентации «Фонетика. Гласные и согласные звуки»

5 апре

5 апреля

Приложение 2.

План проведения

занятия для обучения детей

с ОВЗ по литературе с использованием дистанционных технологий

Тема занятия  «Поэзия, проза, драматургия 19 века. Романтизм»

ФИО преподавателя – Чекурина Елена Витальевна

должность и место работы – учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №12 «Центр образования» г.Серпухова

Цель и задачи занятия: изучить понятие «русская классическая литература», романтизм как литературное направление, воспитывать любовь и интерес к русской литературе 19 века.

контингент обучающихся - ДЦП

интерактивное оборудование – компьютер с подключением к интернету

Этап занятия

Продолжи-тельность

Методы

обучения

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Средства обучения

Знакомство со статьей учебника «Шедевры русской литературы 19 века»

5 минут

Работа с учебником

Проверяет по вопросам восприятие  содержания статьи «Шедевры русской литературы 19 века».

Читает статью «Шедевры русской литературы 19 века»

Электронный учебник «Литература 9 класс» под ред. В.Я.Коровиной

Словарная работа

5 минут

Работа в интернете

Направляет в поиске слов «классический», «классик», «классическая литература», разъясняет значение этих понятий. Обобщает, что русская классическая литература соотносится с 19 веком – это золотой век русской литературы.

Ищет в Википедии определения слов «классический», «классик», «классическая литература», сохраняют в файл-тетрадь

Сайт Википедии, онлайн-словари

Лекция «Романтизм как литературное направление»

20 минут

Интерактивная лекция

   Рассказывает о романтизме как основном художественном направлении первой трети 19 века, социальных корнях романтизма, особенностях романтизма в России, периодизации романтизма.

Затем предлагает сопоставить репродукции картин художников-романтиков, композиторов 19 века с произведениями литературы.

Например, 1) сопоставление стихотворения А.С. Пушкина “К морю” и картин И.К. Айвазовского.

Или 2) сравнение восприятия романса С.В.Рахманинова на слова Ф.И.Тютчева «Весенние воды» и картины И.Остроухова «Последний снег. Абрамцево».

Смотрит презентацию о романтизме

Рассматривает репродукции

Слушает аудиозаписи

Презентация

Чтение статьи учебника «Поэзия 19 века»

10 минут

Работа с учебником

Проверяет пересказ фрагментов содержания статьи («Прекрасное начало», «Звезды плеяды», «Вещая жизнь», «Солнце русской поэзии»)

Читают статью «Поэзия 19 века», пересказывают фрагменты статьи

Электронный учебник «Литература 9 класс» под ред. В.Я.Коровиной

Подведение итогов урока, домашнее задание

5 минут

Беседа

Обобщает знания, полученные на уроке, сообщает домашнее задание, дает рекомендации по его выполнению

Отвечают на вопросы по содержанию урока

Список использованных источников:

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М. – 2011 – С. 105-113.
  2. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 9 класс. – М. – 2010 – С.60-63.

Электронный ресурс удаленного доступа:

  1. Сайт «Википедия» http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница 
  2. Сайт «Электронная книга» http://elkniga.ucoz.ru/ 
  3. Сайт «Толковый словарь Ожегова»  http://slovarozhegova.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ...

Особенности обучения математике незрячих детей в рамках инклюзивного образования

Особенности обучения математике незрячих детей в рамках инклюзивного образования...

Итоговая аттестационная работа "Организация воспитательной работы в учреждении дополнительного образования на примере МБУ ДО «Детско-юношеский центр «Прометей»

В современные условия воспитание рассматривается в педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духо...

Обучение биологии детей с умственной отсталостью в условиях инклюзивного образования (на примере развивающих дидактических игр)

Аннотация. Статья посвящена обучению умственно отсталых детей на уроках биологии с помощью развивающих дидактических игр. Рассмотрены основные регламентирующие документы, на которые должен обратить вн...

«Опыт применения методов Прикладного анализа поведения (АВА) в работе с детьми с РАС в рамках инклюзивного образования».

В методической разработке представлен опыт применения методов прикладного анализа поведения в работе с обучающимися с расстройствами аутистического спектра. Ключевые слова: Поведение, приладной анализ...