Главные вкладки

    Открытый урок по русскому языку Однородные члены предложения 6кл
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

    Дойбаа Сайлыкмаа Маадыровна

    Цель:

    Познакомиться однородные члены предложения и с правилами расстановки знаков препинания при однородных членах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_2011g_odnorodnye_chleny.docx27.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ гимназия №9

    Разработка

    открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему:

    Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

    Разработала  учитель

     русского языка и литературы

    Дойбаа С.М.

    Кызыл- 2011

    Цель:

    Познакомиться однородные члены предложения и с правилами расстановки знаков препинания при однородных членах.

    Ход урока

    1. Организационный момент:

    - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы начинаем наш урок. Открыли тетради, записали число, оставили две строчки для того, чтобы немного позже записать тему урока.

    2. Введение в тему и зрительное восприятие языкового материала  для  наблюдения.

    - Я хочу рассказать сказку. Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Михаилом.

    Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял своё лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки… Давайте их послушаем. Прочитай, пожалуйста, …

    Осторожно ветер

    Из калитки вышел

    Постучал в окошко,

    Пробежал по крыше,

    Поиграл немного

    Ветками черёмух,

    Пожурил за что-то

    Воробьёв знакомых

    И расправил бодро

    Молодые крылья,

    Полетел куда-то

    Вперегонки с пылью.

                                                                                       ( Михаил Исаковский)

    3. Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом.

    - Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского?

    Каким вы себе представили  образ ветра?  (Весёлым, подвижным, радостным…)

    Кого напоминает ветер?  ( Он напоминает юношу, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях…)

    -Молодцы, ребята. А теперь взгляните на это предложение глазами лингвиста

     И ответьте на вопросы: Какая часть речи помогает поэту создать образ ветра? (Глагол)

    - Что необычного в этом стихотворении? ( Всё стихотворение состоит из одного предложения)

    ВЫПИШИТЕ  грамматическую основу этого стихотворения ( Ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил и расправил, полетел) На доске напишет Айрана.  Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? ( 7 сказуемых и одно подлежащее) На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов? ( Что сделал? Прошедшего времени,  мужского рода, единственного числа) С какой интонацией  они читаются? ( С перечислительной интонацией) Как называются подобные предложения? Однородные члены предложения.  - Молодцы, ребята .

    4. Формулирование темы и запись в тетради.

    - Это и есть тема нашего урока. Она называется ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ.   Запишите тему урока  в тетради, где мы оставили две строчки для темы. 5. Целеполагание.

    - Итак, тема нашего урока ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ. Как вы думаете, что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы должны научиться на уроке? Обратите внимание на слайд и давайте ещё раз вместе ответим на вопрос: Что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы хотим научиться?

    Чтение и работа  со слайдом.

    Что нужно знать?

    Что надо уметь?

    Признаки однородных членов предложения

    1. Находить  в тексте однородные члены предложения
    2. Правильно расставить знаки препинания
    3.  Употреблять их в  своей речи

     6. Организация первичного узнавания и нахождения. Сочетание групповой и индивидуальной работы с последующей проверкой.

    - Давайте попытаемся наши знания и умения применить в работе с текстом, который называется «Осень». Вы следите, а … прочитает.

                                                                                    Осень.

                     Осень пришла и завладела садами, лесами, полями, птицами. Всём сразу стало осенним. В саду бегали синицы и искали еду. Они висели вниз головой на ветках и заглядывали в окно.  днём и ночью.

                      Начался листопад. Листья падали днём и  ночью. Ветер бросал их на стол, на пол, на книги. Мы находили листья в карманах, в кепке, в волосах. На дорожках сада  лежали жёлтые и красные листья. Мы ходили по листьям, как по глубокому снегу.

                                                                                                                                  К. Паустовский.

    Работа с текстом.

    1. Найдите в тексте предложения с однородными членами.
    2. Какими членами предложения являются однородные члены предложения? ( любые члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.)
    3. Какими  частями речи они выражаются? ( одной и той же частью речи)  
    4. На какие вопросы  они отвечают? ( на один и тот же вопрос)
    5. К какому члену предложения они относятся  (относятся к одному и тому же члену предложения)
    6. С какой интонацией  произносятся? ( с перечислительной)

                       Осень пришла и завладела садами, лесами, полями, птицами.  В саду бегали синицы и искали еду. Они висели вниз головой на ветках и заглядывали в окно.  днём и ночью.

                      Листья падали днём и  ночью. Ветер бросал их на стол, на пол, на книги. Мы находили листья в карманах, в кепке, в волосах. На дорожках сада  лежали жёлтые и красные листья.

    7. Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение их с таблицей.

    -  Мы проработали с текстом и увидели, что однородные члены предложения  имеют признаки, например, отвечают на один и тот же вопрос.  Я обращаю ваше внимание на следующий слайд. Как вы думаете , какие ещё вопросы об однородных членах  предложения прячутся в этих кружках?  (Как мы узнаем, что эти  члены предложения являются однородными?)

    (Дети называют, если не могут, подсказываю)

    -Вот, вы сами назвали все признаки однородных членов. Давайте  ещё раз уточним и закрепим. ( Дети читают по одному)

    Работа с карточками.

    - А теперь, полученные знания применим на практике. Я раздам каждой группе карточки, выполняете задания, которые написаны на карточках, обсудите между собой.

    - А сейчас проверим: правильно ли вы выполнили задания. Итак, 1 вариант комментирует 1 группа (8 слайд)     2 в- 2 гр  ( 9 слайд)      3 в- 3 гр        ( 10 слайд)    4в- 4 гр   ( 11 слайд)     5в- 5гр  (12 слайд)

    -Молодцы, ребята. С заданием  по карточкам  вы  справились очень хорошо.

    8. Создание проблемной ситуации.

    - Продолжаем работу. Выполняя это задание, вы расставляли знаки препинания.  На что вы обращали внимание? ( В одних ставится запятая, в других не ставится.) И у меня возникает вопрос? А почему так?

    Ответить на этот вопрос нам поможет следующий слайд

    9. Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение их с таблицей.

    - Я предлагаю каждой группе рассмотреть таблицу Соединение и разделение однородных членов предложения и сформулировать правила постановки знаков препинания в простом предложении и привести примеры, а для этого вы можете использовать материалы упражнений                        на странице           и записать  несколько примеров.   ( на партах лежат схемы  предложений с однородными членами)

    Начинаем проверку, пожалуйста. Каждая группа начинает свой ответ со слов: Если однородные члены предложения……               ( 1гр, 2гр, 3гр, 4гр, 5гр..)

    Вы правильно объяснили все правила, и ещё раз убедимся в этом.  ( читают  по одному дети)

    10. Формирование и отработка умения находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль.

    - Я вам предлагаю познакомиться с ещё одним интересным текстом. Послушайте внимательно.

      Чтение текста.

    -Заинтересовала вас этот текст? ( ответы детей)    Чтобы ответить на мой следующий вопрос, давайте вспомним: что такое основная мысль текста? ( Это то,  чему учит , в чём убеждает, к чему призывает нас автор.)  - Хорошо,  ребята. А какова основная мысль данного текста?  ( ответы детей)

     ( Предостеречь каждого из вас от курения,  которое  является причиной многих болезней.  И от нас зависит, какой выбор мы сделаем.  Я думаю,  что  каждый из вас выберет ЗОЖ)

    - Сейчас рассмотрим этот текст с точки зрения лингвиста: Чем же он может привлечь наше внимание? ( В нём  есть однородные члены предложения ) Работаем в группах. Обратите внимание: текст разделён на абзацы, которые соответствуют номерам групп. 1 абзац 1 группа….и.т.д.   Последовательность выполнения задания:

    1)  Найдите в своём абзаце предложения с однородными членами.

    2)  Запишите их в тетради.

    3) Расставьте знаки препинания и объясните их постановку знаков.

    4) Определите синтаксическую роль.

    Ребята выполняют.

    - Итак , время вышло, проверяем.  Слушаем ответы. ( 1гр, 2гр, 3гр, 4гр, 5гр)

    -Очень хорошо,  ребята, молодцы.

    Давайте сделаем вывод:  Какие члены предложения могут быть однородными? (Однородными членами могут быть  любые члены предложения). В составе одного предложения  могут несколько рядов однородных членов, знаки препинания в каждом ряду однородных членов ставятся независимо от других рядов. Обратите на это внимание.  Это предложение №11. (читаю)

    Тестирование

    - Вот мы и узнали всё об однородных членах предложения. И теперь выполните тесты по этим вопросам.

    Я думаю, что сейчас мы  внимательно готовы к проверочному тестированию, которое покажет, как вы усвоили этот материал, не торопитесь, думайте и работайте внимательно.

    Формирование и отработка умения находить однородные члены предложения, определить их синтаксическую роль. - Я вам предлагаю познакомиться с еще одним интересным текстом. Послушайте внимательно. (чтение текста)

    -Заинтересовал  вас этот текст? Чтобы ответить на мой вопрос, давайте вспомним, что такое основная мысль текста? (основная мысль текста – это то, чему учит, в чем убеждает; к чему убеждает нас автор)

    -Хорошо, ребята.

    А какова же основная мысль данного  текста?  (Предостеречь каждого из вас от курения,  которое является причиной многих болезней.  И от нас зависит, какой выбор мы сделаем. Я думаю,  что каждый из вас выберет ЗОЖ.)

     Сейчас рассмотрим этот текст с точки зрения  лингвиста: чем же он может привлечь наше внимание? ( В нем однородные члены предложения)

    Работаем в группах, обратите внимание: текст разделен на абзацы, которые соответствуют номерам групп. 1й абзац 1я группа и т.д.

    Последовательность выполнения задания:

    1. Найдите в своем абзаце предложения  с однородными членами предложения
    2. Запишите их (запись в тетрадях)
    3. Расставьте знаки препинания и объясните их постановку знаков.

    Контроль усвоения знаний с последующей проверкой.

    - А теперь , проверьте ваши ответы.

    Скажи …, сколько у тебя ошибок? ( спрашиваю 2-3 детей)

    -Но если не у всех все сразу получился, не огорчайтесь,  этой теме мы посвятим следующие уроки.

    Рефлексия

    - Подведем итог: что мы знаем об однородных членах предложения?

    (Знаем признаки однородных членов предложения: отвечают на один и тот же вопрос; является одним членом предложения; относится к одному и тому же члену предложения; обычно выражены одной и той же частью речи; произносится с перечислительной интонацией)

    -А что мы умеем ?( они читают по одному)

    1. Находить в тексте однородные члены предложения.

    2. Правильно расставлять знаки препинания

    3. Определять их синтаксическую роль

    Домашнее задание:

    Заранее написать на доске

    Выучить признаки однородных членов предложения и условия постановки знаков препинания ( или упражнение) Напишите небольшое сочинение на тему: «Я, мои одноклассники и моя гимназия» Используя разные предложения, в том числе и предложения с однородными членами.

    Сегодня очень хорошо работали 1ая группа, 2ая группа.

    Особенно (называю по имени) Молодцы, ребята!

    Урок закончен. Всем спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка "Однородные члены предложения"

    Урок русского языка в 5 классе по теме  "Однородные члены предложения" (Изучение новой темы)...

    Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

    Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...

    Презентация к уроку русского языка "Однородные члены предложения" (закрепление)

    Презентация к уроку русского языка "Однородные члены предложения" (закрепление)...

    Урок русского языка "Однородные члены предложения", 5 класс

    Открытый урок по теме "Однородные члены предложения" в 5 классе...

    Конспект урока по русскому языку “Однородные члены предложения”(5 класс)

    Конспект урока по русскому языку “Однородные члены предложения”(5 класс)...