Урок русского языка в 10 классе "Имя числительное как часть речи" и презентация
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Анисимова Ирина Анатольевна

Повторительно-обобщающий урок по теме "Имя числительное"

Скачать:


Предварительный просмотр:

И. А. Анисимова, учитель русского языка и литературы

Русский  язык . 10 класс.

Имя числительное как часть речи.

Цели: повторить лексико-грамматические категории имени числительного; отрабатывать умение производить морфологический разбор имени числительного, умения разграничивать имена числительные и слова других частей речи с числовым лексическим значением корней; повторить правило «Склонение имен числительных».

Ход урока

I.  Формулировка темы и цели урока учащимися.

- Ответив на вопросы теста-презентации, сформулируйте тему и цель урока.

Слайды 1 – 6.

1.  На каком месте по частоте употребления находится имя числительное?

а) на первом;              б) на третьем;             в) на восьмом;             г) на втором.

2.  На какие разряды по значению делятся числительные?

а) количественные, порядковые и собирательные;               б) количественные и порядковые;

в) сложные и составные;                                                      г) дробные и составные.

3.  Какие числительные склоняются так же, как и существительные 3-го склонения?

а) простые количественные от 5 до 20 и 30;      б) порядковые;     в) сложные;      г) дробные.

 4. У каких числительных существуют две формы: именительного и винительного падежа?

а) 40, 90, 100;          6)30,60,20;                  в) 90, 70, 50;                г) 100, 1000.

5. Определите, какой частью речи является обстоятельство в предложении:

20 декабря 1952 года Усть-Каменогорская ГЭС дала первый промышленный ток.

а) прилагательное;                                                                              б) существительное;

в) словосочетание числительного с существительным,               г) наречие.

6. Найдите четвертое лишнее:

а) второй;          б) двое;                в) второстепенный,               г) двадцать.

После того как тест выполнен, учащиеся формулируют тему и цель урока.

II. Презентация темы «Имя числительное»

Презентацию подготовили учащиеся трех групп. Во время знакомства с ней класс конспектирует новый материал.

Задания для групп:

1) имя числительное как часть речи, категории имени числительного;

2) виды и разряды имен числительных;

3) правописание и употребление имен числительных.

Работа с таблицей 12. Слайд 7

Таблица 12 Типы склонения числительных

I

II

111

IV

V

VI

VII

И. п.

1

2-4

5-20

40

200-900

1000

от 2000

30

90

и т. д.

50

100

60

70

80

Р. п.

Как

Как су- ществи -

-сот

Как суще- ствитель-

Как суще- ствитель-

Д. п.

прила-

тельные

-стам

ные

ные

В. п.

гатель- ные

= И(Р)

3-го скл.

= И.п.

= И.п.

1-го скл

ж. р.    во мн. ч.

Т.п.

-мя

-стами

(Т.п.-ью)

П.п.

(какого?

-стах

и т. п.)

Учащиеся получают задание: сориентировать каждую часть сложного или составного числительного на соответствующий столбик и строчку таблицы (например: 293 учащихся).

Рассуждение Слайд 8:

задания

Падежи

Тип склонения числительного

1

Т. п.

V, IV, II

С двумястами девяноста тремя

2

П.п,

О двухстах девяноста трех

III. Закрепление. Слайды 9 – 11.

1. Тест (на листочках)

1. Найдите числительное, употребленное с ошибкой:

а) Т. п. — пятьюстами сорока одним;

б) П. п. — о триста девяноста семи,

в) Р. п. - двухсот шестидесяти пяти;

г) Д. п. - четыремстам двадцати одному.

2. Определите правильное написание числительного в Д. п. и Т. п.:

а) сто сорок семи, сто сорок, семи;

б) ста сорока семи, ста сорока семь,

в) сто сорок семи, сто сорок семью;

г) ста сорок семи, ста сорок семью.

3. В каком сочетании нет грамматической ошибки?

а) к восемь целым двум пятым прибавить шесть;

б) трое подружек;

в) с двухстами книгами;

г) четверо медвежат.

2. Упражнение 245 с комментарием (по таблице).

3, Обобщающий тест (на листочках).

Найдите верный вариант в определении морфологических признаков числительных:

а) одиннадцати ребят: числительное, простое, количественное, целое, употреблено в Р. п., стоит во мн. ч;

б) шестьюдесятью страницами: числительное, сложное, количественное, целое, употреблено в Т. п.;

в) пятнадцатому ряду: числительное, простое, количественное, употреблено в Д. п., стоит в ед. ч. м. р.

IV. Итог урока

Выставление оценок.

Домашнее задание

Учить теорию по склонению числительных, составить тест из 8—10 вопросов по всей теме.

Обобщающий тест по теме «Имя числительное».

Найдите верный вариант в определении морфологических признаков числительных:

а) одиннадцати ребят: числительное, простое, количественное, целое, употреблено в Р. п., стоит во мн. ч;

б) шестьюдесятью страницами: числительное, сложное, количественное, целое, употреблено в Т. п.;

в) пятнадцатому ряду: числительное, простое, количественное, употреблено в Д. п., стоит в ед. ч. м. р.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. На каком месте по частоте употребления находится имя числительное? А) на первом Б) на третьем В) на восьмом Г) на втором

Слайд 2

2. На какие разряды по значению делятся числительные? А) количественные, порядковые и собирательные Б) количественные и порядковые В) сложные и составные Г) дробные и составные

Слайд 3

3. Какие числительные склоняются так же, как и существительные 3-го склонения? А) простые количественные от 5 до 20 и 30 Б) порядковые В) сложные Г) дробные

Слайд 4

4. У каких числительных существуют две формы: именительного и винительного падежа? А) 40, 90, 100 Б) 20, 30, 60 В) 50, 70, 90 Г) 100, 1000

Слайд 5

5. Определите, какой частью речи является обстоятельство в предложении 20 декабря 1952 года Усть-Каменогорская ГЭС дала первый промышленный ток. А) прилагательное Б) существительное В) словосочетание числительного с существительным Г) наречие

Слайд 6

6. Найдите четвёртое лишнее: А) второй Б) двое В) второстепенный Г) оба

Слайд 7

Типы склонения числительных I II III IV V VI VII И. п. 1 2 - 4 5 – 20, 30, 50, 60, 70, 80 40, 90, 100 200 - 900 1000 от 2000 и т. д. Р. п. Д. п. В. п. Т. п. П. п Как прил. -х -м =И.п. (Р.п.) -мя -х Как сущ. 3-го скл. -а -а =И.п. -а -а - сот - стам = И.п . - стами - стах Как сущ. 1-го скл. (Т. п. – ью ) Как сущ. ж. р. во мн . ч .

Слайд 8

Образец рассуждения Числ. Падеж Тип склонения числительного 492 Т. п. V , IV , II . Четырьмястами девяноста двумя 87 П. п. 373 Д. п. 1158 Р. п. 989 Т. п.

Слайд 9

Закрепление Тест 1. Найдите ошибочный вариант. А) Т. п. – пятьюстами сорока одним Б) П. п. - о триста девяноста семи В) Р. п. – двухсот шестидесяти пяти Г) Д. п. – трёмстам двадцати одному

Слайд 10

Закрепление Тест 2. Найдите правильный вариант Д. и Т.п. А) сто сорок семи, сто сорок семи Б) ста сорока семи, ста сорока семью В) сто сорок семи, сто сорок семью Г) ста сорок семи, ста сорок семью

Слайд 11

Закрепление. Тест 3. Найдите правильный вариант. А) к восемь целым двум пятым прибавить шесть Б) трое подружек В) с двухстами книгами Г) четверо медвежат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

План-конспект и презентация к уроку русского языка по теме :"Прилагательное как часть речи"

Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

урок русского в 6 классе "Числительное как часть речи"

Урок русского языка по ФГОС в 6 классе на тему "Числительное как часть речи"  по технологии деятельностного метода. Урок открытия нового знания....

Презентация к уроку русского языка на тему "Глагол как часть речи"

Презентация к уроку русского языка на тему "Глагол как часть речи". Данная презентация поможет иллюстрировать урок по русскому языку на тему "Глагол как часть речи"...