конспект урока по теме "Прямое и переносное значение слова".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Сумневич Татьяна Юрьевна

Конспект урока по теме "Прямое и переносное значение слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pryamoe_i_perenosnoe_znachenie_slov.odt28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Прямое и переносное значение слова».

Цели:

1. Дать понятие о прямом и переносном значении слова.

2. Сформировать умение различать прямое и переносное значения слов, умение находить в тексте слова с переносным значением и употреблять их в речи, формировать навыки работы с толковым словарем; обогащать словарный запас учащихся.

3. Воспитывать человеческие, добрые отношения к маме, развивать чуткость ко злу, неправде, унижению человеческого достоинства.

Оборудование: учебник «Русский язык» Т.А.Ладыженской для 5 кл.; тексты стихотворения и легенды, словарь С.И.Ожегова, карточки с дополнительными заданиями.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

  1.  Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Игра «Подари улыбку».

Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь друг с другом глазами, улыбнитесь друг другу. Подарим друг другу улыбку, и у нас будет отличное настроение.

  1.  Актуализация опорных знаний.

А теперь давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках.

  • Какие пословицы о слове вы знаете? Прочитайте. (Проверка домашнего задания).
  • Объясните пословицу: «Ласковое слово - что весенний день». ( Хорошее слово может согреть, растопить душу, помочь человеку).

Словом можно и обидеть человека, оскорбить кого-то, например, как это сделал Мальчик-звезда из сказки О.Уайльда. Какие обидные слова произнес он своей матери? (проверка домашнего задания)

- Он сказал ТАКИЕ слова своей родной матери, что впоследствии ему пришлось испытать много невзгод и лишений, чтобы найти свою мать и попросить у нее прощения.

Как вы думаете, какие качества пришлось развивать мальчику, обидевшему свою мать? (сердечность, человечность, гуманность, доброта, заботливость, добродушие, отзывчивость, чуткость.)

  • Найдите в толковом словаре учебника значения слов «отзывчивый», «чуткий».

         III. Изучение нового материала. И сегодня, продолжая изучать раздел «Лексика», мне бы хотелось поговорить также о маме, и я бы назвала наш урок «Золотая мама». Тема-загадка? Раскрыть эту тему и сформулировать цели урока поможет стихотворение «Золотая мама». Послушайте.

У мамы сердце золотое

И золотая голова,

И руки мамы золотые,

И спорятся ее дела.

И папа маму называет:

  • Ты человек наш золотой!

Сестричка только вот вздыхает:

  • Ведь золото – металл такой,

Колечко, правда, есть на пальце,

Но руки вовсе не блестят,

А на лице у глаз морщинки,

Не золотые – штучек пять…

И нет на сердце золотого,

А сердце… так оно внутри,

Оно в груди у мамы бьется,

Попробуй, пробу разгляди!

  • Сколько раз встречается слово «золотой» в тексте? (6.)
  • Сформулируйте лексическое значение слова «золотой» в каждом случае.

(золотая мама – хорошая мама; золотое сердце – доброе, человеческое, отзывчивое; золотая голова – умная; золотые руки – умелые; золотой человек – хороший, добрый.)

  • Что вы можете сказать про слово «золотой»? Какое это слово? Что общего между всеми словами?

(«Золотой» - многозначное слово.)

  • Заглянем в словарь С.И.Ожегова, узнаем, сколько значений у этого слова.

Золотой – 1. Цвета золота, блестяще-желтый. Золотая осень. 2. перен. Счастливый, благоприятный. Золотая пора. 3. перен. Прекрасный, замечательный. Золотые руки. 4. перен. Дорогой, любимый. Золотой мой!

- Сколько значений имеет слово «золотой»? Какое из них основное? С какими из этих значений мы встретились в стихотворении «Золотая мама»?

- Хочу обратить ваше внимание, что 2, 3, 4 значения слова даны под пометой перен. Таким образом, какова тема нашего урока, о чем мы сегодня будем говорить?

(запись темы «Прямое и переносное значение слова».)

  • Какое значение слова будет называться прямым? Назовите прямое значение слова «золотой».
  • А почему другие значения являются переносными? Почему они называются переносными?
  • Заглянем в учебник, прочитаем правило на стр.140.
  • На основе чего произошел перенос значения слова в словосочетании «золотая мама», т.е. почему мы такое определение даем маме?

( на основе высокого качества металла – золота. Золотая мама – ценная, дорогая.)

Вывод: Таким образом, многозначные слова могут иметь прямые и переносные значения.

  1. Первичное закрепление материала.

Словарный диктант. Запишите словосочетания, распределяя в 2 столбика: 1) с прямым значением; 2) с переносным значением:

Жар солнца – жар чувства, тяжесть багажа – тяжесть утраты, гибкость ума – гибкость ветки, каменное здание – каменное сердце, зрелый возраст – зрелый плод, молоть зерно – молоть вздор, строить планы – строить мост, хранить ценности – хранить молчание.

  • Перед вами текст. Внимательно прочитайте.

Легенда.

Был у матери единственный сын. Женился он на девушке ослепительной красоты. Но сердце у молодой жены было черное, а характер тяжелый. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай, пусть не ходит в хату». Боялась мать холодных глаз снохи. Только по ночам выходила она из темного сарая. Но и этого было мало красавице.

Вот она и говорит мужу: «Если не хочешь потерять меня, вынь из груди сердце и принеси его». Не дрогнуло сердце сыновье, околдовала его красота жены. Сын повел мать к реке и убил. Пошел обратно, а сердце положил на ладонь. Споткнулся он о камень, упал, ударился. А горячее сердце упало окровавленное на утес и прошептало: «Сыночек золотой, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни!» (В.А.Сухомлинский.)

(Подчеркнутые слова учитель объясняет.)

  • Подчеркните в тексте словосочетания с переносным значением. Как они характеризуют героев?
  • Подберите к найденным словам примеры с прямым значением.
  • Над каждым словосочетанием поставьте цифру, соответствующую переходу значения на основе сходства: 1) цвета; 2) веса; 3) тепла; 4) высокое качество металла; 5) действия людей приписываются неживым предметам.

1) ослепительная красота, черное сердце; 2) тяжелый характер; 3) холодные глаза, горячее сердце; 4) золотой сыночек; 5) потерять меня, околдовала красота.)

  • А сейчас, ребята, придумайте продолжение легенды. Напишите 2-4 предложения, включив слова с переносным значением.

(Несколько человек зачитывают свои варианты окончания этой истории.)

  • А хотите узнать, как заканчивается эта легенда у автора?

Продолжение легенды.

Из глаз сына побежали слезы, закружилась голова. Вложил он сердце обратно, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала курчавую голову к груди.

Не захотел после этого сын возвращаться к жене, в груди которой было каменное сердце. Не вернулась и мать.

V. Рефлексия деятельности. 

Удалось ли нам ответить на вопросы, поставленные в начале урока? Сформулируйте изученные определения.

  • Где мы можем применять полученные знания? Для чего нужны переносные значения слов? (Переносные значения слов – средства выразительности. Они делают текст живым, красочным, выразительным.)
  • Какова главная тема легенды Сухомлинского? Чему учит нас эта легенда?

(Внешняя красота, как у жены-красавицы, порой ничего не значит. Мы судим о человеке по делам и поступкам. Нельзя предавать близких. Материнское сердце всепрощающее. Самое страшное для человека – смотреть и не видеть зло (как сын), привыкать ко злу или помогать его творить. Не допускайте унижения человеческого достоинства!)

  • Я бы хотела, чтобы вы были добрыми, человечными, чтобы вы откликались на чужую боль, чтобы ваши сердца никогда не стали каменными.

VI. Домашнее задание.

Из словарика выписать 5-6 слов с переносным значением. Составить с этими словами текст; выполнить упражнение 341;

Объяснение домашнего задания.

          VII. Выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Прямое и переносное значение слов" (5 класс)

Данный урок разработан для слабых учащихся....

Конспект урока "Прямое и переносное значение слова"

Данный урок разработан для слабых учащихся....

Конспект и технологическая карта урока русского языка и в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"

Материалы включают в себя конспект урока и технологическую карту. УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О...

Конспект урока "Прямое и переносное значение слов"

Урок теми: «Сăмахсен тÿрĕ тата куçăмлă пĕлтерĕшĕ»  Урок тĕсĕ:   ИКТ технологийĕпе усă курса ирттернĕ çĕнĕ пĕлÿ паракан урок....

презентация и конспект урока 5 класс. " Прямое и переносное значение слов"

Данный конспект  представляет собой технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС. Дается презентация, в которой используется суперфизминутка....