Рабочая программа по русскому языку для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Семёнова Ольга Вячеславовна

Рабочая программа составлена по учебному комплексу под ред. Бабайцевой В.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_rya_9_kl.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы

с.Стегаловка в с.Стрелец Долгоруковского муниципального района Липецкой области

=Рассмотрено=                                                 =Принято=                                                            =Утверждаю=

На заседании  ШМО                                        На педагогическом совете школы                         Директор МБОУ СОШ с. Стегаловка

учителей гуманитарного цикла                      Протокол  №_____ от                                           _____________/ Востриков И.Е./            

Протокол № _____от                                       «_____»________________2016г.                           Приказ  №_____  от

«____»______________2016г.                                                                                                                  «_____»__________________2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Учитель: Семёнова О.В.

Год составления: 2016-2017 учебный год

Класс: 9-б

Общее количество часов по плану: 70

Количество часов в неделю: 2

«______» _________________________2016г                                                                                            __________________

                                                                                                                                                                                                                 (подпись)

Пояснительная записка

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

Рабочая программа разработана на основе:

1.Федерального Закона  от 29 декабря 2012г №273 «Об образовании в Российской Федерации»»

2.Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г.

3.Приказа Минобразования России от 31.08.2009 года №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

4.Приказа   Минобразования   России от 31 марта  2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

- дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области морфологии, орфографии, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

- развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический   строй   речи;   способствовать   усвоению   норм   литературного   языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Информация о количестве учебных часов

Программа по русскому языку для 9 класса рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год, в том числе: контрольных работ – 5 (изложений –2, сочинений – 1, тестирований – 2),  диагностическая работа в формате ОГЭ - 2,  развития речи – 17ч, изложений – 3, сочинений - 7.

 

Информация об используемом учебнике

Для реализации рабочей программы по русскому языку  в 9  классе используется учебный комплекс под ред.В. В. Бабайцевой:

1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория  5-9 кл. – М.: Дрофа,2011

2. Пичугов Ю.С. Русский язык. Практика. 9 кл. – М.:Дрофа,2011

3. Никитина Е.И. Русская речь. 9 кл. – М.:Дрофа,2011

 Содержание программы

Введение

 Богатство, образность, точность русского языка.

Повторение изученного в 8 классе

Синтаксис и пунктуация.

Сложное предложение

Смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения.

Основные виды сложных предложений по характеру отношений и средствам связи между их частями.

Сложносочинённые предложения

Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей. Значения сочинительных союзов.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Умения и навыки:

-различать основные группы сложносочиненных предложений по союзам и значениям;

-заменять бессоюзные предложения сложносочиненными, а сложносочиненные — простыми предложениями с однородными членами в целях совершенствования высказывания.

Сложноподчиненные предложения  

Строение сложноподчиненных предложений. Главные и придаточные предложения.

Интонация, подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова как средство связи частей сложноподчинённого предложения.

Виды придаточных предложений: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные. Синонимика простых и сложноподчинённых предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Запятая в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.

Умения и навыки:

-различать главные и придаточные части сложноподчинённого предложения, определяя их границы (с одним и несколькими придаточными);

-определять значение придаточных по совокупности признаков: вопросу, союзу или союзному слову;

-заменять сложные бессоюзные и сложносочиненные предложения синонимичными сложноподчиненными предложениями и выявлять различия в их строении и значении;

-заменять сложные предложения простыми осложненными.

Сложные бессоюзные предложения

Значения сложных бессоюзных предложений. Интонационные средства их выражения.

Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.

Умения и навыки:

-видеть границы частей сложного бессоюзного предложения, определять смысловые отношения между ними (значения);

-различать и воспроизводить интонацию перечисления, пояснения, противопоставления, причины, следствия, быстрой смены событий или явлений;

-производить замену бессоюзных сложных предложений союзными и наоборот; объяснять различия в их строении и значении;

-уместно использовать сложные бессоюзные предложения, учитывая сферы и ситуации их предпочтительного употребления в речи.

Сложные предложения с разными  видами связи

Понятие о сложных предложениях с разными видами связи.

Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.

Умения и навыки:

-производить разбор сложных предложений с разными видами связи, определяя границы частей и указывая виды связи между ними;  

-заменять сложные предложения с разными видами связи более простыми конструкциями и наоборот (в соответствии с речевыми задачами);

-правильно строить и уместно использовать сложные предложения с разными видами связи в соответствии со сферой, жанром, стилем высказывания.

Способы передачи чужой речи

Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.

Цитаты. Способы цитирования.

Знаки препинания в предложениях  с  прямой речью.

Знаки препинания в предложениях с косвенной речью.

Знаки  препинания  при  цитатах.

Умения и навыки:

-опознавать различные способы передачи чужой речи;

-правильно интонировать предложения с прямой и косвенной речью;

-использовать в речи предложения с прямой и косвенной речью с учетом цели, содержания, стиля высказывания;

-пользоваться различными способами цитирования в тексте в соответствии с задачами и характером высказывания.

Общие сведения о русском языке

Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков.

Русский язык как первоэлемент великой русской литературы.

Русский язык как развивающееся явление.

Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах

Развитие речи  

Систематизация и обобщение основных понятий связной речи, служащих базой для создания высказываний в устной и письменной форме в соответствии с определенной темой и основной мыслью высказывания, типом речи и стилем высказывания, с использованием разнообразных изобразительно-выразительных средств языка, с соблюдением норм литературной речи.

Углубленное понятие о научном стиле и стиле художественной литературы.

Умения:

-  кратко излагать основное содержание текста научного и публицистического стилей, составлять тезисы и конспекты;

-  собирать материал из различных источников, систематизировать и обобщать его;

-  строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка;

- составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию);

-  писать сочинение на литературоведческую тему по изученному произведению;

-  писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;

-  создавать устное публичное выступление в разных жанрах и формах.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим ознакомительным, просмотровым);

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Учебно-методическое обеспечение

Литература для учащихся:

1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория  5-9 кл. –М.: Дрофа,2011

2. Пичугов Ю.С. Русский язык. Практика. 9 кл. – М.:Дрофа,2011

3. Никитина Е.И. Русская речь. 9 кл. – М.:Дрофа,2011

Литература для учителя:

1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория  5-9 кл. –М.: Дрофа,2011

2. Пичугов Ю.С. Русский язык. Практика. 9 кл. – М.:Дрофа,2011

3. Никитина Е.И. Русская речь. 9 кл. – М.:Дрофа,2011

4. Ермоленко Т.И. Русский язык. Поурочные планы. 9 кл.- Волгоград, Учитель,2007

5. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. – М.: ТЦ «Сфера»,2007

6. Малюшкин А.Б. Тестовые задания по русскому языку. 9 кл. – М.:ТЦ «Сфера»,2006

7.Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 кл. – М.:Просвещение,1994

8. Нормативно-оценочные материалы по русскому языку и литературе. – Воронеж,2005

Электронные пособия:

1.Тренажёр «Фраза»

2.1С: Репетитор

3.Тесты по орфографии.

4.Электронные тесты. Новейший курс школьной программы  5-11.

        5.Тренажёр «Я пишу без ошибок»

Дидактический и раздаточный материал:

     1.Карточки                                                                                                              2.Тесты

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

В том числе

Развитие речи

Контрольные работы

1.

Вводный  урок.

1

2.

Повторение изученного в 8 классе.

4

1

3.

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.

1

4.

Сложносочинённое предложение.

10

2

1

5.

Сложноподчинённое предложение.

19

5

1

6.

Сложное бессоюзное предложение.

8

2

1

7.

Сложные предложения с разными видами связи.

3

8.

Предложения с чужой речью.

6

2

1

9.

Общие сведения о языке.

6

3

10.

Обобщение изученного в    5 – 9 классах.

12

2

1

Всего:

70

17

5

Календарно-тематическое планирование

Тема  урока

Дата

план.

Дата

факт.

I  четверть –  17 уроков

1.

Богатство, образность, точность русского языка.

01.09.

Повторение изученного в 8 классе – 3ч+1ч

2.

Повторение. Словосочетание.

07.09.

3.

Повторение. Простое предложение.

08.09.

4.

Повторение. Осложнённое предложение.

14.09.

5.

Р/Р Текст. Сочинение по воображению и памяти.

15.09.

Синтаксис и пунктуация.

Сложное предложение – 1ч

6.

Основные виды сложных предложений.

21.09.

Сложносочинённое предложение – 8ч+2ч

7.

Союзы и значения сложносочинённых предложений.

22.09.

8.

Административный контрольный диктант.

28.09.

9.

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

29.09.

10.

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

05.10.

11.

Р/Р Сочинение по картине. Психологический портрет.

06.10.

12.

Повторим орфографию.

12.10.

13.

Повторим орфографию.

13.10.

14.

Контрольная работа №1. Тестирование  по теме «Сложносочинённое предложение».

19.10.

15.

Анализ контрольного тестирования.

20.10.

16.

Р/Р Рассказ.

26.10.

Сложноподчинённое предложение – 14ч+5ч

17.

Строение СПП. Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.

27.10.

II четверть – 16  уроков

18.

Роль указательных слов в подчинении предложений.

09.11.

19.

Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

10.11.

20.

Р/Р Воспоминание о книге.

16.11.

21.

СПП с несколькими придаточными.

17.11.

22.

Виды придаточных предложений.

23.11.

23.

Придаточные подлежащные и сказуемные.

24.11.

24.

Диагностическая работа в формате ОГЭ.

30.11.

25.

Р/Р Рецензия на книгу

01.12.

26.

Придаточные определительные.

07.12.

27.

Придаточные определительные.

08.12.

28.

Придаточные дополнительные.

14.12.

29.

Р/Р Аннотация.

15.12.

30.

Р/Р Подготовка к контрольному изложению.

21.12.

31.

Р/Р Контрольная работа №2. Сжатое изложение  по теме «Сложноподчинённое предложение».

22.12.

32.

Придаточные обстоятельственные.

28.12.

33.

Придаточные обстоятельственные.

29.12.

III четверть – 18 уроков

34.

Повторение по теме «Сложноподчинённое предложение».

11.01.

35.

Обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение».

12.01.

Сложное бессоюзное предложение – 6ч+2ч

36.

Значения БСП. Запятая и точка с запятой в них.

18.01.

37.

Тире в сложном бессоюзном предложении.

19.01.

38.

Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.

25.01.

39.

Р/Р Языковые средства выражения отношения, эмоциональной оценки.

26.01.

40.

Р/Р Портретный очерк.

01.02.

41.

Обобщающий урок по теме «Сложное бессоюзное предложение».

02.02.

42.

Контрольная работа №3. Тестирование по теме «Сложное бессоюзное предложение».

08.02.

43.

Повторим орфографию.

09.02.

Сложные предложения с разными видами связи – 3ч

44.

Сложные предложения с разными видами связи.

15.02.

45.

Пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи.

16.02.

46.

Пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи.

22.02.

Предложения с чужой речью – 4ч+2ч

47.

Способы передачи чужой речи.

01.03.

48.

Предложения с прямой речью.

02.03.

49.

Р/Р Подготовка к контрольному изложению.

09.03.

50.

Р/Р Контрольная работа №4. Изложение с творческим заданием.

15.03.

51.

Предложения с косвенной речью.

16.03.

IV четверть – 16 уроков

52.

Цитаты и способы цитирования.

05.04.

Общие сведения о языке – 3ч + 3ч

53.

Р/Р Стили речи. Обобщение и углубление изученного о стилях речи.

06.04.

54.

Роль языка в жизни общества.

12.04.

55.

Язык как развивающееся явление.

13.04.

56.

Русский язык в современном мире.

19.04.

57.

Р/Р Подготовка к сжатому изложению.

20.04.

58.

Р/Р Написание сжатого изложения.

26.04.

Обобщение изученного в 5-9 классах – 10ч+2ч

59.

Систематизация знаний по фонетике.

27.04.

60.

Обобщение изученного по морфемике и словообразованию.

03.05.

61.

Диагностическая работа в формате ОГЭ.

04.05.

62.

Обобщение изученного по лексикологии и фразеологии.

10.05.

63.

Обобщение изученного по морфологии.

11.05.

64.

Обобщение изученного по синтаксису.

17.05.

65.

Р/Р Контрольная работа №5. Сочинение на морально-этическую тему.

18.05.

66.

Р/Р Повторение изученного материала.

24.05.

67.

Обобщение знаний по культуре речи.

25.05.

68.

Резервный урок.

69.

Резервный урок.

70.

Резервный урок.

Лист

регистрации изменений, вносимых в рабочую программу учителя.

изменений

Дата

Страница с

изменениями

Основания для

внесения

изменений

Содержание откорректированных тем (разделов)

Подпись