Словообразование существительных с помощью приставок
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Попова Антонина Алексеевна

Урок открытия новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: “Словообразование существительных с помощью приставок”.

Урок открытия новых знаний

Цели и задачи:

  • Вспомнить способы образования слов;
  • Усвоить правила образования существительных с помощью приставок и с помощью приставок и суффиксов;
  • Научиться применять полученные знания на практике;
  • Закрепить умение отличать приставочный способ словообразования от приставочно-суффиксального.

Ход урока:

  1. Организационный этап (1-2 минуты).
  2. Актуализация знаний (7-10 минут).

1-й этап: проверка знаний по теме прошлого урока (раздаточный материал).

2-й этап: решение проблемной задачи для определения новой темы.

На доске записаны пары слов. Задача: найти лишнюю пару, объяснить.

Желток <= жёлтый

Мечтатель <= мечтать

Глазок <= глаз

Недруг <= друг

Белизна <= белый

Ученики формулируют тему урока, записывают “лишнюю” пару слов, выделяют приставку.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (1-2 минуты).
  2. Первичное усвоение новых знаний (7-10 минут).

Работа с раздаточным материалом.

  • Рассмотрите таблицу. Что в ней отражено? (значения русских приставок)
  • Приставки, как и суффиксы, могут иметь различные значения. Для чего необходимо понимать значения приставок? (от значения приставки будет зависеть смысл всего слова, осознание этого факта сделает речь более грамотной)

Задание: заполнить таблицу примерами приставок, используя для этого слова из справок.

отсутствие или недостаток чего-либо

бес-

нахождения по ту сторону или позади чего-нибудь

за-

отрицательное значение

не-

значение совместности, общего участия в чём-нибудь

со-

высшая степень признака

рас-

близость к чему-то / значение дополнительности, добавочности

при-

впереди, ранее чего-нибудь, перед чем-нибудь

пред-

  1. беспорядок
  2. загород, заграница
  3. несчастье
  4. сотоварищ, соучастник
  5. раскрасавица, разумница
  6. пригород, присказка
  7. предыстория, предромантизм

*фронтальная проверка

  1. Первичная проверка понимания (10-12 минут).
  • Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять, от какого слова образовано данное и, соответственно, способ словообразования. Ваша задача - выписать только слова, образованные приставочным способом: записать слово, определить, от какого слова оно было образовано, выделить приставку.

На доске даны слова:

Подлокотник, правнук, подсвечник, нагрудник, перевыборы, подорожник, собеседник.

Проверка (отвечает один ученик, остальные производят самопроверку)

Правнук - внук; перевыборы - выборы.

  • Почему про остальные слова нельзя сказать, что они образованы приставочным способом? Ведь в них тоже есть приставки! (потому что они образованы с помощью приставки и суффикса одновременно, то есть способ словообразования - приставочно-суффиксальный)
  • Верно, наличие приставки ещё не говорит о том, что слово образовано приставочным способом. Чтобы не ошибиться в определении способа словообразования, необходимо уметь определять производящее слово.

Ученики записывают оставшиеся слова, определяют, от каких слов они были образованы, выделяют словообразующие морфемы.

Проверка (отвечает один ученик, остальные производят самопроверку).

Подлокотник - локоть; подсвечник - свеча; нагрудник - грудь; подорожник - дорога; собеседник - беседа.

  1. Первичное закрепление (7-10 минут).

Работа с учебником. Упражнение 128: распределить слова по колонкам, записать производящие слова, выделить морфемы.

*фронтальная проверка.

Приставки:

прирост - рост

независимость - зависимость

антициклон - циклон

Приставки и суффиксы:

подросток - рост

Приморье - море

побратимы - брат

Забайкалье - Байкал

подоконник - окно

  1. Д/З (1-2 минуты): параграф 81, у. 129
  2. Рефлексия (подведение итогов занятия) (1-2 минуты).


отсутствие или недостаток чего-либо

нахождения по ту сторону или позади чего-нибудь

отрицательное значение

значение совместности, общего участия в чём-нибудь

высшая степень признака

близость к чему-то / значение дополнительности, добавочности

впереди, ранее чего-нибудь, перед чем-нибудь

1) беспорядок; 2) загород, заграница; 3) несчастье; 4) сотоварищ, соучастник; 5) раскрасавица, разумница; 6) пригород, присказка; 7) предыстория, предромантизм.

отсутствие или недостаток чего-либо

нахождения по ту сторону или позади чего-нибудь

отрицательное значение

значение совместности, общего участия в чём-нибудь

высшая степень признака

близость к чему-то / значение дополнительности, добавочности

впереди, ранее чего-нибудь, перед чем-нибудь

1) беспорядок; 2) загород, заграница; 3) несчастье; 4) сотоварищ, соучастник; 5) раскрасавица, разумница; 6) пригород, присказка; 7) предыстория, предромантизм.

отсутствие или недостаток чего-либо

нахождения по ту сторону или позади чего-нибудь

отрицательное значение

значение совместности, общего участия в чём-нибудь

высшая степень признака

близость к чему-то / значение дополнительности, добавочности

впереди, ранее чего-нибудь, перед чем-нибудь

1) беспорядок; 2) загород, заграница; 3) несчастье; 4) сотоварищ, соучастник; 5) раскрасавица, разумница; 6) пригород, присказка; 7) предыстория, предромантизм.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ФГОС В 6 КЛАССЕ.

Учитель: Попова Антонина Алексеевна (ГБОУ СОШ № 280).

Тема: “Словообразование существительных с помощью приставок”.

Урок открытия нового знания

Цели и задачи:

  • Вспомнить способы образования слов;
  • Усвоить правила образования существительных с помощью приставок и с помощью приставок и суффиксов;
  • Научиться применять полученные знания на практике;
  • Закрепить умение отличать приставочный способ словообразования от приставочно-суффиксального.

УМК: учебный комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой.

Русский язык. Практика.6 класс.

УУД:

  • Развитие навыков самоконтроля и самооценки;
  • Умение делать выводы, развитие логического мышления;
  • Постановка перед собой цели и адекватное оценивание результатов деятельности;
  • Участие в коллективном обсуждении проблем;
  • Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
  • Поиск и выделение необходимой информации;
  • Анализ объектов с целью выделения признаков;
  • Преобразование текстового материала в графический;
  • Самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • Рефлексия.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап.

(1-2 минуты)

Приветствует учащихся, желает доброго времени суток, просит проверить готовность к уроку.

Достают всё необходимое для урока, приветствуют учителя.

Актуализация знаний.

(5-7 минут)

1-й этап: проверка знаний по теме прошлого урока.

2-й этап: решение проблемной задачи для определения новой темы.

Раздаёт материал для проверки знаний.

На доске записаны пары слов. Учитель формулирует задачу: найти лишнюю пару, объяснить.

Желток <= жёлтый

Мечтатель <= мечтать

Глазок <= глаз

Недруг <= друг

Белизна <= белый

Демонстрируют знания, полученные на прошлом уроке.

Вспоминают ранее изученный материал, постепенно готовятся к определению темы и открытию новых знаний.

Находят лишнюю пару:

недруг - друг (остальные слова образованы суффиксальным способом, а слово недруг - с помощью приставки).

Формулируют тему урока, записывают “лишнюю” пару слов, выделяют приставку.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(1-2 минуты)

Анализирует знания учащихся.

Ставят перед собой цели. Выясняют, какие знания им необходимо получить, чтобы решить поставленную проблему.

Первичное усвоение новых знаний.

(7-10 минут)

Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения.

Работа с раздаточным материалом.

  • Рассмотрите таблицу. Что в ней отражено?
  • Приставки, как и суффиксы, могут иметь различные значения. Для чего необходимо понимать значения приставок? 

Задание: заполнить таблицу примерами приставок, используя для этого слова для справок.

Выполняют задание с целью расширить представление о приставках и их значениях.

Работают с раздаточным материалом.

  • Значения русских приставок.
  • От значения приставки будет зависеть смысл всего слова, осознание этого факта сделает речь более грамотной.

Работают с таблицей.

*фронтальная проверка

Первичная проверка понимания.

(10-12 минут)

Устанавливает осознанность восприятия.

  • Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять, от какого слова образовано данное и, соответственно, способ словообразования. Ваша задача - выписать только слова, образованные приставочным способом: записать слово, определить, от какого слова оно было образовано, выделить приставку.

На доске даны слова:

Подлокотник, правнук, подсвечник, нагрудник, перевыборы, подорожник, собеседник.

  • Почему про остальные слова нельзя сказать, что они образованы приставочным способом? Ведь в них тоже есть приставки! 
  • Верно, наличие приставки ещё не говорит о том, что слово образовано приставочным способом. Чтобы не ошибиться в определении способа словообразования, необходимо уметь определять производящее слово.

Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух, действиями по образцу и т.п.).

Правнук - внук; перевыборы - выборы.

*отвечает один ученик.

  • Потому что они образованы с помощью приставки и суффикса одновременно, то есть способ словообразования - приставочно-суффиксальный.

Ученики записывают оставшиеся слова, определяют, от каких слов они были образованы, выделяют словообразующие морфемы.

Проверка (отвечает один ученик, остальные производят самопроверку).

Подлокотник - локоть; подсвечник - свеча; нагрудник - грудь; подорожник - дорога; собеседник - беседа.

Первичное закрепление.

(10-12 минут)

Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний.

Работа с учебником. Упражнение 128: распределить слова по колонкам, записать производящие слова, выделить морфемы.

Чертят в тетрадях табличку по образцу в учебнике, самостоятельно выполняют задание.

*фронтальная проверка.

Приставки:

прирост - рост

независимость - зависимость

антициклон - циклон

Приставки и суффиксы:

подросток - рост

Приморье - море

побратимы - брат

Забайкалье - Байкал

подоконник - окно

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

(1-2 минуты)

Инструктирует учащихся

Анализируют и выявляют степень готовности. Задают вопросы, если что-то не было понятно.

Рефлексия.

(1-2 минуты)

Организует рефлексию.

- Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

- Как бы вы оценили свою работу сегодня?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Словообразование существительных".

Данный урок разработан к учебнику русского языка  6 класса С.И.Львовой, В.В.Львова, является  первым в системе уроков по теме "Словообразование существительных", строится на повторение изуче...

Картотека игр и упражнений (формирование словообразования существительных)

Картотека игр и упражнений (формирование словообразования существительных)...

Урок в 6 классе по русскому языку. Словообразование существительных с помощью приставок

Злементы урока могут быть полезны учителям при  изучении темы "Словообоазование"...

Словообразование при помощи приставок в английском языке

Данная презентация помогает учащимся подготовиться к выполнению задания по словообразованию в ОГЭ и ЕГЭ....