Конспект урока "Практическое овладение образованием слов при помощи приставок.
методическая разработка на тему

Банкетова Ирина Юрьевна

Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков «с-з»


ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [с], [з] в слогах, словах, фразе.
• Сравнивать характеристики этих звуков.
• Развивать фонематический слух.
• Упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука в словах.
• Закреплять употребление предлогов (с, за, из, из-за, из-под).
• Упражнять в подборе родственных слов.
• Совершенствовать навыки употребления имен существительных множественного числа родительного падежа.
• Закреплять навыки чтения и письма.
• Развивать внимание и логическое мышление.
ОБОРУДОВАНИЕ
Предметные картинки с изображением животных на изучаемые звуки (лиса, заяц, собака, ослик, коза, слон, барсук, свинья, зубр, носорог, лошадь, суслик); игрушки: собака и заяц; письмо от зайчат; раздаточный материал для звукового анализа; кассы букв; кроссворд; нарисованные домики со звуками [с], [з]; символы предлогов.
Организационный момент
Логопед. Ребята, сегодня у нас не простое занятие, а необычное. Мы отправимся с вами в зоопарк. Догадайтесь, кто нас туда пригласил (загадывает загадки).
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка.)
* * *
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок -
Взрослая … (собака).
Дети отгадывают загадки. Логопед помещает перед детьми игрушечных зайца и собаку и сообщает тему занятия.
Анализ и сравнение
характеристик звуков
Логопед. Какие звуки вы услышали в названиях наших гостей?
Дети. Звуки [с] и [з].
Логопед. Правильно, давайте дадим характеристику этим звукам.
Дети. Звук [с] - согласный, твердый, глухой. Звук [з] - согласный, твердый, звонкий.
Логопед. Чем похожи эти звуки?
Дети. Они оба согласные, твердые.
Логопед. Чем эти звуки отличаются друг от друга?
Дети. Звук [с] - глухой, звук [з] - звонкий.
Развитие
фонематического слуха
По дороге в зоопарк собачка предлагает детям провести речевую разминку.
Игра «Запомни - повтори»
Дети по очереди повторяют за логопедом дорожки из слов и чистоговорки (зайка и собачка помогают исправлять ошибки детей).

Сом - зонт - сок
Зайка - сумка - завод
Знак - стол - звон
Собака - заноза - соль
Лист - зубы - твист
Замок - совок - засов

За-са-за - вот идет коза.
Са-за-са - вот летит оса.
Зу-зу-су - мы видели лису.
Су-су-зу - отвязали мы козу.
Игра «Наоборот»
Логопед произносит слог (слово) со звуком [с], дети отвечают ему слогом (словом) со звуком [з].

Са - за соя - Зоя
Со - зо суп - зуб
Су - зу лиса - Лиза
Сы - зы коса - коза
Сэ - зэ сайка - зайка
Работа с картинками
Логопед обращает внимание детей на картинки, расположенные на наборном полотне (лиса, заяц, собака, ослик, коза, слон, барсук, свинья, зубр, носорог, лошадь).
Логопед. Ребята, посмотрите, кто встречает нас в зоопарке?
Дети. Животные.
Логопед. Наш зоопарк необычный, потому что в нем живут разные животные и все они дружат друг с другом. Какие животные живут в зоопарке?
Дети. Дикие и домашние.
Дети называют животных.
Логопед. В названиях наших животных есть звуки [с] и [з]. Рассмотрите внимательно картинки и скажите, какая картинка лишняя. Почему?
Дети. Лошадь. В названии этой картинки нет звуков [с] и [з].
Игра «Посели животных в дом»
На магнитной доске находятся картинки с изображением двух домов. На одном нарисован символ звука [с] - насос (либо буква с), на другом символ звука [з] - комар (либо буква з).
Логопед
Звери грустные стоят,
В дом попасть они хотят.
Но не знают - как?
куда?
Помогите, детвора!
Дети берут картинки с изображением животных с наборного полотна и распределяют их по домикам со звуками на два столбика с помощью магнитов, объясняя свой выбор и позицию звука в слове (в начале, середине, конце).
Логопед. Молодцы! Сегодня у нас много разных животных. Давайте скажем правильно - кого у нас много?
Дети. У нас много свиней, зайцев и т.д.
Упражнение в подборе
родственных слов
Логопед
Зайка прыгал и скакал,
Зоопарк нам показал.
Всю семью свою позвал,
Никого не потерял.
Дети подбирают родственные слова к слову «заяц» (зайка, зайчиха, зайчата, зайчонок, заячий, заячья, заячьи).
Физкультминутка
Логопед
В зоопарке побывали,
Очень сильно мы устали.
Мы играть с лисой пойдем,
Хорошо мы отдохнем!
Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения.
У лисицы острый нос,
У нее пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
- Я охотница до птицы!
Кур ловить я мастерица!
Как увижу - подкрадусь
И тихонько затаюсь.
После прыгну и схвачу,
Деткам в норку отнесу.
И. Лопухина
Упражнение в подборе
предлогов в предложениях
Логопед. Дети, посмотрите, у зайки в руках конверт. Это зайчата передали нам письмо с заданиями. Здесь что-то написано, а что непонятно. Зайчата еще маленькие и не умеют писать правильно. Давайте поможем им!
На доске выставляются символы предлогов (с, за, из, из-за, из-под). Детям предлагается прослушать предложение и вставить пропущенный предлог.
С/СО ИЗ
ЗА ИЗ-ЗА
ИЗ-ПОД
Зайка спрятался … куст.

Козы пасутся … домом.

Лиса выскочила … норы.

Рысь спустилась … дерева.

Ослик выглядывает … столба.

… будки выглядывает собака.

… дивана выкатился ежик.

Носорог вышел … воды.

Разгадывание кроссворда
Логопед. Давайте посмотрим, что еще осталось в конверте. Это кроссворд. Если мы разгадаем его, то узнаем, какой сюрприз нас ждет в конце занятия. Я буду загадывать загадки, а слова-отгадки мы будем записывать в клетки кроссворда. У нас должно получиться ключевое слово.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее - … (лиса).
Эта милая лошадка,
Будто школьная тетрадка -
Разрисована в полоску.
В черно-белую полоску. (Зебра.)
Спереди - пятачок,
Сзади - крючок,
Посередине - спинка,
А на ней щетинка.
(Свинья.)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)
С бородой, а не старик.
С рогами, а не бык.
Доят, а не корова.
(Коза.)
Он как маленькая лошадь,
Он упрямый, но хороший. (Ослик.)
Звуковой анализ
Логопед. Теперь прочитаем ключевое слово «ириски» и проанализируем его с помощью звуковых символов, предварительно выложив его из букв разрезной азбуки.
Один ребенок выполняет задание у доски, остальные за своими столами.
Итог занятия
Логопед. Молодцы, ребята! Вы все сегодня хорошо занимались и заслужили угощение, которое вам приготовили собачка и зайка. Угощайтесь!
Раздает детям конфеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование слов при помощи приставок

Конспект логопедического занятия в группе учащихся 2-классов с нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР по теме: Образование слов при помощи приставок...

Состав слова. Образование слов при помощи суффиксов и приставок

Состав слова. Образование слов при помощи суффиксов и приставок...

Открытый урок логопедического занятия по теме: "Овладение практическим навыком образования глаголов с помощью приставок"

Конспект занятий для группы имеющей нарушения письма и чтения, обусловленное общим недоразвитием речи....

План-конспект урока "Образование слов с помощью суффиксов" 5 класс.

План-конспект урока "Образование слов с помощью суффиксов" 5 класс....

Урок русского языка в 5 классе "Образование новых слов при помощи приставок и суффиксов"

Урок сопровождается показом электронной презентации в программе Power Point и проецированием её на экране интерактивной доски.Процесс обучения в течение всего урока предусматривает испо...


 

Комментарии

Банкетова Ирина Юрьевна

В методических рекомендациях содержится конкретная разработка урока с учащимися младших классов с ОНР. Учитываются их речевые возможности , речевой материал представлен с учётом усложнения.В ходе урока происходит смена деятельности , что отвечает уровню развития психических процессов у младших школьников с ОНР.
Банкетова Ирина Юрьевна

Цель : Упражнять учащихся в практическом образовании слов при помощи суффиксов . Задачи : 1 . Учить детей навыкам словообразования при помощи суффиксов . 2 . Обогащать словарь детей . 3 . Закреплять знания о правописании суффиксов . 4 . Развивать слуховое внимание и логическое мышление . Активизация словаря : объездчик , прокатчик , фонарщик , танцов- щик , прицепщик .
Банкетова Ирина Юрьевна

Цель : Упражнять учащихся в практическом образовании слов при помощи суффиксов . Задачи : 1 . Учить детей навыкам словообразования при помощи суффиксов . 2 . Обогащать словарь детей . 3 . Закреплять знания о правописании суффиксов . 4 . Развивать слуховое внимание и логическое мышление . Активизация словаря : объездчик , прокатчик , фонарщик , танцов- щик , прицепщик .
Банкетова Ирина Юрьевна

Учащиеся младших классов с ОНР испытывают большие затруднения в процессах словообразования. Взаимосвязаны ошибки в письменной и устной речи в процессе словообразования.
Банкетова Ирина Юрьевна

Учащиеся младших классов с ОНР испытывают большие затруднения в процессах словообразования. Взаимосвязаны ошибки в письменной и устной речи в процессе словообразования.
Банкетова Ирина Юрьевна

Учащиеся младших классов с ОНР испытывают большие затруднения в процессах словообразования. Взаимосвязаны ошибки в письменной и устной речи в процессе словообразования.