Конспект логопедического занятия в 5 классе (ЗПР) "Образование слов при помощи приставок"
план-конспект занятия (5 класс)

Конспект логопедического занятия в школе VIIвида 5 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                 

Конспект логопедического занятия для 5 классов на тему

 «Образование слов при помощи приставок»

Цели и задачи:

. познакомить детей с приставками, их значением и написанием в словах;

. развивать у детей умение образовывать слова префиксальным способом;

. тренировать в подборе различных приставок к словам, обозначающим действия предметов;

. учить соотносить приставки с их схематичным изображением;

. учить детей образовывать относительные прилагательные, работать с антонимами;

. развивать у детей временные и пространственные отношения;

. развивать слуховое внимание, мышление, зрительное восприятие, быстроту реакции.

Оборудование: схемы для обозначения слов и приставок (на доске), карточки с приставками; 2 стакана, один из которых с водой (или картинки с аналогичным изображением действий); карточки для индивидуальной работы; предметные картинки (девочка приставка и медвежонок Торопыжка); деформированные предложения; сюжетные картинки (по выбору логопеда).

Ход занятия

I.Организационный момент

1.Развитие зрительного восприятия.

     Игры: «Найди отличия», «Чем отличаются?», «Что изменилось?», «Что пропало?».

II. Основная часть

1.Знакомство детей с темой занятия.

   

Логопед: Посмотрите на мои действия и скажите, что я делаю.

Логопед:

- наливает воду в стакан;

- выливает воду из стакана;

- переливает из стакана в стакан;

- разливает воду по стаканам;

- доливает воду в стакан;

- поливает водой цветы.

Логопед: Перечислите действия, которые я совершала. Чем похожи эти слова? Что стоит в словах впереди корня?

2. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.

3. Припоминание роли приставки, её места в слове и роли в словообразовании.

   

 Логопед: Посмотрите, кто к нам сегодня пришёл? Логопед выставляет весёлое пособие «Приставка» и демонстрирует графическое изображение приставки. (Приложение)

 

     Логопед: Чётко прочитайте слова, которые принесла нам девочка Приставка в таком порядке: слово, которое находится между столбиками слов; слова левого столбика; слова правого столбика:

                                                 

                                                  напишу                                         допишу

запишу                                         подпишу

                                                  выпишу                пишу             надпишу

                                                  спишу                                          припишу

 впишу                                          перепишу

Логопед: Сравните со словом «пишу» по написанию слова левого столбика; затем – правого столбика.

 Чем отличаются слова левого и правого столбиков от слова «пишу»?

 Какие приставки принесла для них девочка?  Запишите их. Назовите и отметьте значком        ту часть слова, которая находится перед общей частью. Меняет ли она значение слова?

  Объясните значение каждого слова, и составь с ними словосочетания:  

Образец: напишу письмо; …

Логопед: Рассмотрите внимательно схему: ( На плакате 2 круга: маленький круг входит в большой. В маленьком круге – глагол в неопределённой форме (например, ходить). Вокруг него в большом круге приставки: у-, по-, об-, в-, пере, за-, при-, про-, под-, на-, ис-, от-, с-, вы). (Приложение 1)

     Что ты видишь во внутреннем круге? Подумай и скажи, что нужно сделать.

     Присоединяй буквы и сочетания букв к началу слова ходить.

     (1-й ученик, начиная с приставки у-, работает с левой стороны круга; 2-й, начиная с буквы в-, - с правой стороной круга.)

     Что происходит со словом? Запиши вновь образованные слова и выдели значком       ту часть слова, которая изменяет его значение.

     Устно составь предложения со словами, начинающимися с сочетания букв по-, за-, при-, про-.

4. Работа со словами-антонимами.

   

  Логопед: У девочки Приставки новые приставки, но она не может понять, какому слову какая приставка подходит.

     Помогите приставкам встать на своё место так, чтобы получились пары слов с противоположным значением. Образец: приклеить – отклеить.

                 принести - …                                  вползти - …                        привязать - …

                 вскочить - …                                  привезти - …                       впустить -…

                 вогнуть - …                                     впорхнуть - …                    

5. Работа на уровне словосочетания. Образование относительных прилагательных.

   

  Логопед: Замените каждое словосочетание, словом с приставкой.  Образец:

                  часы на стене – настенные часы.

             

                 час перед рассветом - …                           переход под землёй - …

                 повязка на руке -…                                    камни под водой - …

                 шаг без шума - …                                       совет без пользы - …

6. Физминутка. «Потопаем-похлопаем».

   

  Развиваем внимание, быстроту реакции.

   

     Описание. Логопед в сравнительно быстром темпе произносит фразы. Если дети согласны, то хлопают в ладоши, если не согласны – топают ногами. Материал для игры в приложении. (Приложение 2)

 

7. Развитие пространственных представлений и практическое употребление слов с пространственными приставками.

     

Логопед: (выставляется на доску картинки, изображающие девочку Приставку и медвежонка Торопыжку): Прочитай те диктант медвежонка Торопыжки (запись на доске) и помогите девочке Приставке исправить в нём ошибки.

                 

               Мальчик вышел в дом.

               Птичка перелетела к гнезду.

               Ученик списал на доске.

               Оля вырисовала в альбоме льва.

               Шофёр подвёл машину ключом.

               Коля накрыл дверь ключом.

               Мама закрыла на стол и вызвала всех обедать.

8. Работа по графическому оформлению предложений.

   

  Логопед: Торопыжка очень рад тому, что вы помогли ему выполнить все задание. Теперь ему любое задание по плечу. А девочка Приставка хочет убедиться в прочности его знаний. Она даёт ему такое задание.

     Прочитайте слова на карточках и попробуйте угадать, о чём может попросить Торопыжку Приставка?

     Слова на карточках:

- Корма, птички, ослабнут, замёрзнут, без, и.

- Пасечник, кувшин, мёдом, с, подарил.

- Дедушка, в, рой, улей, поселил, молодой, пчёл.

- Пригодились, орехи, жёлуди, и, поделок, для.

- Беляк, прибежал, кору, в, лес, поглодать.

- Лес, отвели, в, малыши, маме, к, оленёнка.

- Громко, постучал, окно, незнакомец, в.

- Дни, хмурые, наступили, ненастные, и, вот.

- Автобус, около, остановился, остановки, рейсовый.

(Приставка просит составить из слов предложения и записать их.)

9. Работа на уровне текста (запись на карточках).

     

Логопед: Прочитайте текст. Найдите в тексте слова с приставками. К какой части речи относятся эти слова? Подберите к словам с приставками родственные слова.

5-й класс

     В полях показалась земля. Наступила первая весна -  полевая. На реках потрескался лёд. Река стала большой. Эта настала вторая весна – речная. Сошёл снег. Ожили поля и леса. Деревья оделись в зелёный наряд. Пришла третья весна – лесная.

5-й класс

Скатился Колобок с окошка на завалинку.

Покатился он по дорожке.

Пошли грибники по грибы, а напали на ягоды.

Повстречал Колобок лису.

Тут встретил Колобок волка.

Укатился Колобок от волка.

Потом встретил Колобок зайца.

От зайца быстро укатился Колобок. Сел Колобок лисе на нос, она его и съела.

Логопед: Какое предложение лишнее? Почему? Какой сказочный персонаж в предложениях не упомянут?

III. Итог занятия

Логопед: Назовите приставки, о которых вы узнали на занятии. Что они обозначают? Для чего нужны приставки?

ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                                                                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ  1

                                                                                                                           

                                                                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ  2

 

 РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА « ПОТОПАЕМ – ПОХЛОПАЕМ»

                                                                                                развиваем внимание, быстроту реакции

Описание. Ведущий в сравнительно быстром темпе произносит фразы. Если дети согласны, то хлопают в ладоши, если не согласны – топают ногами.

                                                                                         

     МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИГРЫ        

 Вариант 1

. Береза – дерево с белой корой? (Да)

. На руке 5 пальцев? (Да)

. Теремок разрушил волк? (Нет, медведь.)

. Мухомор – съедобный гриб? (Нет)

. Земля – это планета? (Да)

. Ириска – тягучая конфета? (Да)

. Кит – самое большое животное в океане? (Да)

. Мама жеребёнка – лошадь? (Да)

. Сова ночью спит? (Нет)

. Кукушка подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (Да)

. Барби – это кукла? (Да)

. Баба Яга летала на ковре-самолёте? (Нет, в ступе.)

. Сено – это сухая трава? (Да)

. Прополка огорода – это удаление сорняков? (Да)

. Светофор регулирует движение на улицах? (Да)

Вариант 2

. Кактус имеет колючки? (Да)

. Солнце имеет форму шара? (Да)

. Чай станет вкуснее, если в него добавить жгучий перец ? (Нет)

. Листья появляются из почек? (Да)

. У сосны иголки короткие, а у ёлки длинные? (Нет, наоборот)

. Врач – это профессия? (Да)

. В овощах нет витаминов? (Есть)

. НЛО расшифровываются так: «неопознанный летающий объект»? (Да)

. Динозавры вымерли? (Да)

. Печень находится справа? (Да)

. Спасательный круг используют в самолётах? (Нет на водном транспорте.)

. Мотор можно назвать сердцем автомобиля? (Да)

. Существуют специальные шампуни для кошек и собак? (Да)

. Нельзя трогать выключатель и розетку мокрыми руками? (Да)

. Юла и волчок – это название одной и той же игрушки? (Да)

Вариант 3

.

 В году 12 месяцев? (Да)

. В радуге 7 цветов? (Да)

. Наша стана – Россия? (Да)

. Сердце находится в правой части груди? (Нет, в левой.)

. Январь – первый зимний месяц? (Нет, второй.)

. Ель – лиственное дерево? (Нет, хвойное)

. Фарш приготовляют с помощью мясорубки? (Да)

. Илья Муромец – русский богатырь? (Да)

. Алиса – подруга Буратино? (Нет, подруга Кота Базилио.)

. «Наша Таня громко плачет», потому что потерялась? (Нет, «уронила в речку мячик».)

. У птиц четыре лапы? (Нет, две.)

. В бак автомобиля заливают бензин? (Да)

. Буратино получил от черепахи Тортилы серебряный ключик? (Нет, золотой.)

. Жёлуди растут на дубе? (Да)

. Крот живёт под землёй? (Да)

                                                                                                                                                                                                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образование слов при помощи приставок

Слайд 2

Приставка

Слайд 7

Мальчик вышел в дом. Птичка перелетела к гнезду. Ученик списал на доске. Оля вырисовала в альбоме льва. Шофёр подвёл машину ключом. Коля накрыл дверь ключом. Мама закрыла на стол и вызвала всех обедать.

Слайд 8

Слова на карточках: - Корма, птички, ослабнут, замёрзнут, без, и. - Пасечник, кувшин, мёдом, с, подарил. - Дедушка, в, рой, улей, поселил, молодой, пчёл. - Пригодились, орехи, жёлуди, и, поделок, для. - Беляк, прибежал, кору, в, лес, поглодать. - Лес, отвели, в, малыши, маме, к, оленёнка. - Громко, постучал, окно, незнакомец, в. - Дни, хмурые, наступили, ненастные, и, вот. - Автобус, около, остановился, остановки, рейсовый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Практическое овладение образованием слов при помощи приставок.

Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо...

Конспект логопедического занятия по теме "Предложение. Согласование слов в предложении"

Конспект логопедического занятия по теме "Предложение. Согласование слов в предложении" для учащихся 4 кл. , обучающихся по программе 7 вида. Урок-закрепление пройденного материала....

Образование слов при помощи приставок

Конспект логопедического занятия в группе учащихся 2-классов с нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР по теме: Образование слов при помощи приставок...

Конспект логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова

Тема: Формирование и развитие слогового анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.Лексическая тема: дикие животные....

Конспект логопедического занятия 1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах.

Конспект логопедического занятия1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах. Тема занятия: Дифференциация букв У и И в словах и ...