Открытый урок "В мире фразеологии"
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) по теме

Шаова Любовь Юрьевна

Дорогие,ребята!Сегодня мы с вами проведем не обычный урок,а урок-конкурс.Отправимся мы с вами в страну,где выражают свои мысли кратко,метко,сочно.Здесь понадабятся наши знания и "...веселое лукавство ума",как поет в своей песенке Владимир Семёнович Высоцкий:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 8 "Б" классе.

Дата проведения:   2014 год.

Тема урока: Урок-конкурс "В мире фразеологии".

Цель урока: напомнить детям о фразеологизмах, о том, как они украшают нашу речь, помогают более образно и эмоционально выразить мысль.

Оборудование урока: плакаты с цитатами, карточки с пословицами фразеологизмами, рисунки учащихся,"медали"лучшим знатокам фразеологии.

Ход урока.

1. Вступительная часть.

Дорогие, ребята! Сегодня мы с вами проведем не обычный урок, а урок-конкурс. Отправимся мы с вами в страну, где выражают свои мысли кратко, метко, сочно. Здесь понадобятся наши знания и "...веселое лукавство ума", как поет в своей песенке Владимир Семёнович Высоцкий:

Много прекрасного в странной строке.

Можно запутаться и заблудиться;

Даже мурашки бегут по спине,

Если представить, что может случится.

Вот будет пропасть -и нужен прыжок.

Струсишь ли, сразу, прыгнешь ли смело...

Э-э-э! А-а-а! Так-то, дружок!

В этом-то всё и дело.

*Итак, мы у ворот одного из удивительных городов страны Русского Языка, города Крылатых выражений. Как видите, нас встречает грозная стража. Видя наши попытки проникнуть в город, она преграждает нам путь.

*В чем дело?- удивляемся мы.

*Дело? Дело в шляпе! - совсем не сердито отвечает один из стражей. А другой поясняет:

*Вы можете пройти в наш город в том случае, если ответите на наш вопрос. Мы просим вас рассказать откуда произошло выражение слово в шляпе. (Один из учеников отвечает).

*Очень давно, когда почты и железных дорог не было, все важные документы из одного города в другой

А ткачиха с поварихой

С сватьей – бабой, Бабарихой

Отобрать его велят;

Допьяна гонца поят

И в суму его пустую

Суют грамоту другую.

Иногда гонцы хранили эти письма в сумке, но их, как вы убедились, легко было найти и подложить другие. Гонцы старались спрятать так, чтобы они не потерялись, чтобы их нельзя было найти сразу, и в пути хранили их часто в шляпах. Вот отсюда и пошло выражение дело в шляпе. Стражи остаются довольны ответом и разрешают пройти нам в город. И вот мы в городе Крылатых выражений. Нас по городу будут водить жители этого города-скоморохи Митяй и Миняй.

2.Игра "Найди пару".

Митяй:Ну что ты, наделал? Все пословицы перепутал! Как я теперь их сложу?

Миняй:А ребята на что? Они сейчас их все соберут. Ведь, правда, ребята?

(Скоморохи раздают ребятам желающим, принять участие в игре "Найди  пару" по половине пословицы. На 14 карточках написано:

1*Не спеши языком-

2*Пропадай-

3*С кем поведешься-

4*Труд человека кормит-

5*Глаза страшатся,

6*Хочешь много знать-

7*Ученье свет,

8*По одежке встречают,

9*Грамоте учиться-

10*Не сиди сложа руки-

11*Птица красна пением,

12*Семь раз отмерь-

13*Лодырь да бездельник-

14*Любишь кататься-

(Вторая половина пословиц- на следующих 14 карточках).

1*торопись делам.

2*а товарища выручай.

3*от того и наберешься.

4*а лень портит.

5*а руки делают.

6*надо мало спать.

7*а не ученье-тьма.

8*а по уму провожают.

9*всегда пригодится.

10*так и не будет скуки.

11*а человек умением.

12*один отрежь.

13*им праздник и в понедельник.

14*люби и саночки возить.

(Ребята ищут половину своей пословицы, и, взяв за руку "пару", подходят к скоморохам. Те в обмен на пословицы дают паре призовые фишки. Награждаются шесть пар. (первые)

3. Индивидуальная письменная работа.

1 ученик находит значение фразеологических оборотов-5-7 мин. письменно).

*где раки зимуют, из кожи вон лезут, спать с открытыми глазами.

4. Игра "Аукцион".

(Предварительно ребятам было задано на дом, подобрать фразеологизмы к словам: ум, вода, рука, голова, глаза.)

(Победителям скоморохи дают призы).

5. Выборочный диктант.

(Выписать из текста фразеологические обороты).

Степан сломя голову бросился в палисадник и хотел схватить Муму, но она ловко вывернулась и пустилась во все лопатки. Герасим стоял как вкопанный.Матрос со всего маху перепрыгнул через высокую крышку люка. Гаврик повернулся и нос к носу увидел перед собой усатого. Неприятель разбит в пух и прах. Пошел Иван-царевич куда глаза глядят. Ругает старика старуха на чем свет стоит.

6. Фразеологическая викторина по басням И.А.Крылова.

Учитель: Ребята, мы с вами идем по улице Литературной. Здесь нужно проявит вам смелость, чтобы ответить на все вопросы.

*Вспомнить названия басен, ставшие крылатыми словами.

Ответы:"Слон на  воеводстве"

"Тришкин кафтан"

"Демьянова уха"

*Из какой басни крылатые слова?

*"И в сердце льстец всегда отыщет уголок"("Ворона и лисица")

*"А ларчик просто открывался"("Ларчик")

*"За дерзость такову,  я голову с тебя сорву"("Волк и лисенок")

*"Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать."("Волк и ягненок")

*"Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела"("Стрекоза и Муравей")

(Победителям скоморохи дают фишки).

7. Запись на доске.

(Дописать окончания).

*Люб... кататься, люб... и саночки возить.

*Лес  руб..., щепки лет...

*Глупый осуд..., а умный  рассуд....

8. Раскрыть смысл фразеологизмов.

*Свалился как снег на голову – совершенно  неожиданно, внезапно(появляться прибывать, сваливаться, являться...)

*Вертится как белка в колесе-быть в беспрестанных хлопотах, занятиях, заботах.

*Пишет как курица лапой- некрасиво, небрежно писать.

*Нужен как телеге пятое колесо- не нужное, не необходимое....

9. Узелки на память.

(Зачитать рассказ о мальчиках и показать рисунок)

(Проверить индивидуальную работу ученика).

Поссорились на перемене ребята. Один кричит:

-Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему:

-Ишь разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:

-Всё следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!

А дежурный вдруг, как крикнет:

-Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!

-Какие такие загадки?- удивились ребята и разжали кулаки.

-А вот какие, слушайте!

Первая:"Где раки зимуют?"

Вторая:"Кто из своей кожи вылезет?"

Третья:"Кто спит с открытыми глазами?"(зачитать ответ уч-ка инд.задание)

"Гордиев узел".

(показать и рисунок, и объяснить значение)

(см. с.177 в кн. "Язык мой - друг мой).

10. Игра "Супер-шанс".

Учитель: Ребята, я вам предложу 4 картинки, а вы должны узнать значение этих выражений. Кто узнает, тот получит приз.

*"Веселый чертик"

(У черта на куличках)

Ответ: очень далеко. Первоначальное значение выражения"где-то, далеко в лесу".Кулички, кулича - расчищенная лесная поляна.

*"Древнегреческий воин с сияющей пяткой"

("Ахиллесова пята")

Ответ: уязвимое место. Мать Ахиллеса богиня Фетида держала сына за пятку, окуная в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахиллеса не коснулась воды. А убит он был стрелой в пятку в поединке с Парисом.

*Буквы Ь.("Знать на ять").

Ответ: знать очень хорошо."Ять",буква в дореволюционном русском алфавите, произносящаяся, как "е".Тот, кто писал правильно слова с "ять",считался грамотным человеком.

*Несколько насекомых (показать кузькину мать".)

Ответ:жестоко наказать. Кузька-небольшой, хлебный жучок, безобидный на вид, но очень прожорливый. Считался бичом крестьян: налетал на хлебные злаки и высасывал молодые зерна.

11. Путешествие по улицам города.

Учитель: Давайте отправимся по улицам города. Приближаемся к Музею, где в одном из залов мы увидим:

*козла отпущения - человек, на которого постоянно сваливают чужую вину, несущий ответственность за других.

*белую ворону-обозначение редкого, резко отличного от остальных человека.

*глухую тетерю - человек, который плохо слышит.

*кота в мешке- приобретать что-либо, не видя, не зная заранее ничего о качестве приобретаемого.

*мокрую курицу - безвольный, бесхарактерный человек; размазня.

Вот улица  Музыкантов. Здесь употребляют выражения:

*ходить гоголем - ходить, задрав нос, напыщенный.

*тянуть волынку - заставлять ждать  долго.

*Плясать под чужую дудку - поступать, вести себя так, как угодно кому-либо, безоговорочно во всем подчиняться кому-либо.

А это-улица  Загадочная. Нас в гости приглашает к себе Знайка. Он вам покажет рисунки, а вы ответите фразеологическими оборотами.

*Нос к носу

*Разоделся в пух и прах

*Обливается слезами

*Хромает по арифметике

*Пуд соли съесть

*Тяжелая рука

*Глаза разбежались

*Семь пятниц на неделе.

(Скоморохи награждают победителей)

Учитель: На прощание жители города советуют"не откладывая дела в долгий ящик",познакомиться с книгами Э.Вартаняна "Из жизни слов",Л.В.Сахарного "К тайнам мысли и слова",из которых можно узнать историю многих крылатых выражений.

Миняй: Митяй, а ты говорил, что эти школяры мало что ведают. Ан, нет! Смотри, сколько фишек я раздал!

Митяй: И правда, Миняй! Молодцы, ребята!

Учитель: Те ребята, которые мало участвовали на уроке, получают призы-медали "Сесть в галошу".

12. Подведение итогов урока.

Учитель: Ребята, итак, мы побывали с вами в волшебной стране Русского языка в городе Крылатых выражений, где можно обогатить язык, сделать речь яркой, образной, меткой.(зачитать).

Цитаты на доске:  *...Нет слова, которое было бы

так замашисто, бойко, так вырвалось бы

из-под самого сердца, так бы кипело и

живо трепетало, как метко сказанное

русское слово.

(Н.В.Гоголь).

*Фразеологические обороты по

народному определению - цветочки,

а пословицы и поговорки - ягодки, и

это верно!

(В.И.Даль).

*Умелое, быстрое употребление

фразеологических оборотов

свидетельствует о находчивости,

об остром уме.

(М.А.Рыбников).

*Фразеологизмы – это  художественное

произведение, полноценное по

смыслу и по форме.

(М.Горький).

13. Домашнее задание.

Учитель: Ребята, вам нужно сделать иллюстрации к фразеологическому обороту "Плясать под чужую дудку". Урок закончен, благодарю вас всех за участие на уроке. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В мире фразеологии"

формирование  умения определять лексическое  значение фразеологизмов,  научить отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний....

"В мире фразеологии"

формирование  умения определять лексическое  значение фразеологизмов,  научить отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний....

"В мире фразеологии"

формирование  умения определять лексическое  значение фразеологизмов,  научить отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний....

"В мире фразеологии"

формирование  умения определять лексическое  значение фразеологизмов,  научить отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний....

"В мире фразеологии"

формирование  умения определять лексическое  значение фразеологизмов,  научить отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний....

В мире фразеологии

Презентация предназначена для учащихся 6 класса и может быть использована на уроке русского языка при изучении темы "Фразеология"....

Лингвистическая игра «В мире фразеологии».

Содержит различные конкурсы...