Разработка урока по русскому языку "Назывные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Гольская Екатерина Владимировна

Урок в 8 классе "Назывные предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе

Тип урока: интегрированный урок первичного предъявления новых знаний

Тема: «Назывные предложения»

Цели:

-познакомить учащихся с новым видом односоставных предложений с главным членом  подлежащим (назывные предложения), показать их значение, сферу употребления;

-научить детей находить назывные предложения, выделять их среди других видов;

 -проанализировать сущность назывных предложений, определить их роль в художественной литературе.

Задачи:

образовательные:

- дать представление о назывных предложениях;

 - формировать умение находить и узнавать назывные предложения в тексте, способствовать правильному употреблению их в собственной речи;

- развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

 - обогащать словарный запас учащихся;

воспитательные:

 - вовлечь в активную познавательно-исследовательскую деятельность;

 - совершенствовать коммуникативные навыки;

- воспитывать ценностное отношение к родному языку и слову;

развивающие:

- продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры,

дифференцировать;

- развивать умение применять новые знания;

 - развивать творческие, речевые способностей учащихся;

 - развивать умение логически мыслить, делать выводы, обобщать.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

 - методы контроля (самопроверка, взаимопроверка).

ХОД УРОКА:

1.Оргмомент.  Психологический настрой.

Зима в этом  году  у нас необычная, снега очень мало. А  нам хочется покататься с горки на санках, пройтись по окрестной местности  на лыжах, покататься на коньках, слепить наш любимый сказочный городок.

Как приятно идти утром по хрустящему под ногами снегу!

Давайте представим, что мы отправились в зимний лес. Какая красота. Воздух свеж и прозрачен

Эту красоту каждый видит по-своему, и наши поэты не являются исключением.

Кто- то восхищался, кто- то сетовал на морозы,  кто-то просто констатировал факт наступления зимы.  Послушайте строки из произведений Н. Некрасова, А. Фета. (слайд)

Вот и зима – да не тешат сала..ки.  Н. Некрасов.

Словарная работа салазки -

Кругом зима. Ж..стокая п..ра!  А. Фет.

Запишите эти предложения в тетрадь. Выделите грамматические основы. Чем отличаются эти предложения от изученных нами ранее?

- Назовите, на какие  группы делятся предложения?

- Односоставные предложения – это предложения ….

Тема нашего сегодняшнего урока «Назывные предложения»

Запишите её в тетради.

2. Целеполагание

 Попробуте сформулировать цели…

Цели урока:

         - выяснить, какие предложения называются назывными;

         - каковы их отличительные признаки.

3. Объяснение нового материала.   

1) Сейчас прозвучит стихотворение А. Фета, появление которого вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, другие удивлялись..

Восхищались чем? Удивлялись чему?

Послушайте стихотворение и попытайтесь ответить на эти вопросы.

Стихотворения А.Фета «Шепот, робкое дыханье…»

(Видеоролик)

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

2) Словарная работа

 - Найдите в толковом словаре значение слов

Янтарь – окаменевшая живица древнейших хвойных деревьев (обычно прозрачная, цвета от бледно-воскового до темно-красного), обрабатываемая для украшений, а также используемая в медицине, приборостроении и других производствах.

Пурпур – темный или ярко-красный цвет

Лобзание – книж., поэт., устар., - целование, поцелуи.

Итак, что необычного, особенного в нем с точки зрения синтаксиса?

Одни восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира.

А Л.Н. Толстой восторженно отмечал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина».

Все стихотворение представляет собой  одно  предложение,  состоящее  из однородных  членов  –  подлежащих  (между  ними  ставится  запятая).  Оно  и читается на одном дыхании,  с  перечислительной  интонацией.  Это позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться её неповторимой красотой. Назывные предложения, характерные для большинства стихотворений А.А.Фета.

 - Подчеркните назывные предложения в тексте (Приложение 1 )

-Итак, мы приблизились к определению понятия «назывные предложения». Какие же предложения являются назывными?

Односоставные предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее, выраженное существительным в им. падеже, являются назывными или номинативными. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. В них утверждается наличие предметов или явления.

Назывные предложения очень кратки (лаконичны). Они произносятся с интонацией сообщения.  Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия.

        4.Чтение параграфа 31.         

5.Закрепление темы:

1)Проблемная ситуация.

 - Послушайте внимательно отрывок из песни

  (Отрывок из песни  «Ночь. Шепот. Сонный город.» современной группы «Пара Нормальных»)

 -  У этой песни есть предисловие.  Напомню, что предисловие, согласно толковому словарю Ушакова, - вступительная часть какого-либо произведения, содержащая предварительные разъяснения и замечания; то, что  совершается перед чем-то главным.

Предисловием к этой песне  является диалог двух влюбленных, причем, это прозаический текст. На него накладываются, а потом и совсем вытесняют поэтические строки.

- Что вам показалось необычным в этой песне?

2)Исследовательская деятельность

  - Обратимся к тексту.(Приложение 2)

Две недели… Вот и все, что у нас было. Две недели, чтобы влюбит..ся в тебя по уши. А теперь мы ра(сс)таемся на го... Ну что нам го.. разлуки, если у нас были эти две недели…

Ночь... Шепот... Сонный город...

Окна настежь... Лунный обломок...

Дым... Кофе... Горечь в горле...

Любовь... Тоска... Сердце с кровью...

Звонки... Слезы... Шипы... Розы...

Песок... Часы... Мечты... Звезды...

Земля... Воздух... Люди... Вечность...

Я... Ты... И знак бесконечность...

  - Можем мы сказать, что перед нами стихотворный текст. (ДА)

 - Аргументируйте свой ответ (Здесь есть рифма)

 - Какая рифма в этом стихотворении?(Парная)

 - Найдите в тексте и подчеркните грамматические основы, а в стихотворном отрывке и второстепенные члены.

3) -Осуществите самопроверку (Слайд..)

 - Из каких синтаксических конструкций состоит текст? (односоставные предложения с главным членом  - подлежащим в Им. падеже)

  -В чем отличие этих предложений? (Не все подлежащие выражены существительными. Подлежащее может представлять собой сочетание слов. Среди них есть распространенные предложения).

- А теперь необходимо выяснить, все ли распространенные предложения можно считать назывными. В этом нам поможет необычная гостья.

Ролевой монолог.

Я назывное предложение.

Вам расскажу сегодня я,

Кого из членов предложенья

Я выбрала себе в друзья…

Вот обстоятельство и дополнение.

Их не желаю видеть я.

Мне всех милей определение –

Мой верный, любящий слуга.

Он никогда не прекословит,

Во всем копирует меня,

По падежам, родам и числам,

Как  я, склоняется всегда.

Такому определению

Всегда отдам я предпочтение,

Ведь выражен он прилагательным

Покладистым и обаятельным.

Но иногда определение

Меня выводит из терпения.

Согласья нет у нас в вопросах.

Он грамматически несносен.

Конечно, это существительные –

Зазнайки отвратительные.

А с ними и наречия

Со мной в противоречии.

А уж глагол в инфинитиве

Мне иногда совсем противен.

Но все равно я их люблю.

Они мои определения.

Другие ж члены предложения

Отвергла я без сожаления.

 - О чем же рассказало нам назывное предложение?

 - Какие из распространенных предложений текста являются назывными, а какие нет? 

6. Работа по карточке.

7.   Подведение итогов урока.

1.) Игра «крестики-нолики» (слайд ) Взаимопроверка.

  1. Назывные – односоставные предложения? (Да).
  2. Назывные – двусоставные предложения? (Нет).
  3. Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (Да).
  4. Может ли назывное предложение быть нераспространённым? (Да).
  5. Может ли назывное предложение быть распространённым? (Да).
  6. Может ли главный член предложения в назывном предложении быть сочетанием числительного с существительным? (Да).

2.)  Задание о написании синквейна.        

     На листочках с обратной стороны напишите синквейн,  сообщение о своих впечатлениях от урока русского языка.

 Домашнее задание. Выставление оценок.

1. параграф 31.

2.Выполнить упр. 174  или придумайте небольшой текст (стихотворный или прозаический), используя назывные предложения, на тему «Школьная перемена».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку в 11 классе: Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП.

Урок повторения и обобщения материала по теме: "Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП", разбор заданий ЕГЭ....

Разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

В данном  материале  представлена разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме: "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными". Урок сопровождается слайдами по данной те...

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени»

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классепо теме  «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени» Цели: 1.Познакомить ...

Разработка урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные уточняющие члены предложения"

в разработке дано  понятие об обособлении уточняющих членов предложения, цель урока: научить их видеть в предложении, расставлять знаки препинания...

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ухманская средняя общеобразовательная школа»Канашского района Чувашской Республики     Методическая разработка уро...

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Осложненное предложение: однородные члены предложения" 8 класс.

Методическая разработка содержит:- план-схему урока;- технологическую карту урока;- конспект урока;- материал для заданий урока;- презентацию к уроку....