Урок развития речи в 6-м классе " Словари"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме

Елисеева Ольга Николаевна

Урок развития речи" Словари" в 6-м классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_slovari_6_klass.docx20.17 КБ
Office presentation icon slovari_6_kl.ppt460.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 6

Тема : Словари

Тип урока:      урок развития речи.

Цели урока:

Образовательная: повторить и закрепить знания учащихся по лексике

                               ( лексическое значение слова, синонимы, антонимы,

                                исконно русские и иноязычные слова); познакомить с

                                видами словарей, с особенностями строительства

                                словарной статьи; совершенствовать навыки работы

                               со словарями.

Развивающая:       отработка навыков работы со словарями, развитие познавательного интереса, коммуникативных навыков;

Воспитательная:   воспитывать интерес к книге, к слову.

Формируемые  УУД   :   А) Личностные: развивать и совершенствовать свою речь

                  Б) Регулятивные: ставить цель, планировать, контролировать свои действия, находить выход из проблемной ситуации.

                   В) Коммуникативные: уметь слушать и понимать одноклассников и учителя, согласованно выполнять совместную работу, умение учиться, искать решения.

                  Г) Познавательные: использовать текстовую информацию, работать со словом.

Структура урока:

1)    Организационный этап.

2)     Актуализация знаний.

3)     Постановка учебной задачи.

4)     Закрепление  опорных знаний.     

5)    Новая тема.  

 6) Закрепление изученного.

7)              Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

8)              Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока: 1. Оргмомент.

 - Сегодня наш урок будет связан с этим  словом. ( На доске написано"слово"). Это ключевое слово урока.

Но перед тем , как приступить к теме урока, проведем терминологический диктант с целью проверить, насколько вы усваиваете изучаемый нами раздел.( запись даты и вида работы)

2.Актуализация знаний. Терминологический диктант.

а) Словарный состав языка ( лексика)

б)То, что обозначает слово (лексическое значение)

в)Слова, которые имеют только одно значение (однозначные).

г) Слова, которые имеют несколько значений (многозначные).

д) Кроме прямого значения слова могут иметь ....... значение ( переносное)

е)Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. ( антонимы)

ж) Слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию или звучанию, но разные по значению, называются......(омонимы)

з) Слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются....( синонимы)

и) Слова, которые употребляются всеми людьми независимо от места проживания....

к)Слова , связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности...... ( профессионализмы)

л) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности  (диалектизмы)

м) Слова, которые появились в языке за последние годы.... ( неологизмы)

н) Слова, которые вышли из употребления по причине исчезновения называемых ими предметов или явлений. ( историзмы)

о) Слова, вышедшие из употребления по причине замены их современными синонимами (архаизмы)

- Проверка ответов.

- Вот и мы вспомнили то, что изучали по разделу.....( Лексика)

3. Постановка учебной задачи.

  Определение темы урока

- Теперь вернемся к ключевому слову урока. Для определения темы сегодняшнего урока нам надо подбирать однокоренные слова к этому слову( словечко, словник, словарь, словарный, словотворчество, словосочетание, словообразование, словесный , словесный, словесность....)

-Словарь . Объясните лексическое значение этого слова. ( Собрание слов, устойчивых слов с пояснениями, толкованиями или с переводом.)

А французский писатель Анатоль Франс дал такое объяснение словарю: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».

- Итак, тема нашего урока "Словари" ( Запись темы)

4. Формулировка целей урока.

-  Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке. Сформулируйте цели урока. (познакомимся со словарями, будем работать со словарем)

5.  Новая тема   

Слово о словарях.

-с. 77 параграф. 28. Чтение статьи.

- беседа по проч. статье.

а) Каких видов бывают  словари русского языка ?

б) Каких авторов словарей вы знаете? ( Слово о С.И. Ожегове, В.И. Дале) (Демонстрация словаря Даля,  иллюстрированного словаря иностранных слов и др.)

- Сегодня на уроке мы поработаем с некоторыми из них. Это толковый словарь С.И. Ожегова и  иллюстрированный словарь иностранных слов.

-Что такое словарная статья?

6. Как работать со словарями.

7. Закрепление изученного .        

Практическая работа со словарем.

- Найти в словаре толковом и иностранных слов слова: абонент, абонемент, иллюстрация, библиотека, экземпляр, стеллаж, библиография.

- К какой теме относятся эти слова? ( Библиотека)

8.  Домашнее задание. Составить небольшой текст " В библиотеке" с употреблением слов, со значением которых вы узнали на уроке.

9. Рефлексия.

У

Р

О

К

удивительный

рабочий

обдуманный

качественный (хороший)

успешный

развивающий

образцовый (идеальный, примерный)

классный

уникальный (редкий)

разумный

обучающий

компетентный (грамотный)

универсальный (всесторонний)

рациональный (целесообразный)

основательный (серьёзный)

культурный (просвещённый)

уравновешенный (спокойный)

результативный

оригинальный (своеобразный)

коллективный (общий)

унылый (грустный)

радостный

обыденный (будничный, обыкновенный)

кошмарный (отвратительный)

утомительный (изнурительный)

расплывчатый (неясный)

однообразный (монотонный)

10. Подведение итогов. Проставление оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слово

Слайд 2

Девятнадцатое октября. Классная работа. Терминологический диктант.

Слайд 3

Ответы: 1. Лексика 2.Лексическое значение 3.Однозначные 4.Многозначные 5.Переносное 6.Антонимы 7.Омонимы 8.Синонимы 9.Общеупотребительные 10.Профессионализмы 11.Диалектизмы 12.Неологизмы 13.Историзмы 14.Архаизмы

Слайд 4

Слово

Слайд 5

Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Анатоль Франс

Слайд 6

Типы словарей Все словари подразделяются на два основных типа: языковые и энциклопедические Языковые словари (филологические или лингвистические) содержат информацию о словах Энциклопедические словари описывают мир, объясняют понятия, явления, дают биографические справки о знаменитых людях, сведения о странах и городах, о выдающихся событиях и т.п .

Слайд 7

Языковые словари (филологические или лингвистические) содержат информацию о словах толковые словари словари синонимов словари антонимов словари иностранных слов словари фразеологические и.т.д

Слайд 8

Создатели русских толковых словарей Даль Владимир Иванович - русский писатель, лексикограф и этнограф, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка», который включает более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц и поговорок. За этот словарь Даль В.И. удостоен звания почетного академика Петербургской АН. В.И. Даль (1801-1872)

Слайд 9

С 1949 по 1970 год словарь переиздавался 8 раз и включал 50100 слов. С.И.Ожегов (1900-1964) Ожегов Сергей Иванович - - российский языковед, лексиколог, лексикограф, исследователь норм русского литературного языка, доктор филологических наук, автор самого популярного однотомного толкового словаря русского языка.

Слайд 10

Н.Ю. Шведова - соавтор С.И. Ожегова Шведова Наталия Юльевна – выдающийся российский лингвист и лексикограф, академик РАН, доктор филологических наук, автор фундаментальных исследований по истории, грамматике, лексике и семантике русского языка. В 1990 году Академия Наук СССР присудила «Словарю русского языка» С.И. Ожегова премию им. А.С. Пушкина. Н.Ю. Шведова (1916 – 2009)

Слайд 11

Словарная статья - информация, которая дается о слове в различных словарях. Словарная статья состоит из: 1. Заголовочного слова 2. Грамматических помет (т.е. такие признаки слова, которые изучаются в особом разделе науки о языке, для существительных это – окончание формы родительного падежа и род) 3. Толкование лексического значения слова 4. Пример употребления этого слова в речи.

Слайд 12

Как пользоваться словарями? Обязательно ознакомьтесь с предисловием к словарю Найдите нужное слово по алфавиту Прежде чем обращаться к словарю, сформулируйте свой запрос В зависимости от вашего запроса следует выбирать тип и вид словаря Из предисловия можно узнать, как построена словарная статья Не поленитесь ознакомиться с условными обозначениями и сокращениями словаря Иначе некоторые сокращения статьи могут быть непонятными Прочитайте словарную статью, если некоторые сокращения непонятны, обратитесь еще раз к условным обозначениям

Слайд 13

Практическая работа со словарем. Найти в словаре толковом и иностранных слов слова: абонент, абонемент, иллюстрация, библиотека, экземпляр, стеллаж, библиография. Запоминать или кратко записать значения слов

Слайд 14

Домашнее задание. 1. Составить небольшой текст " В библиотеке" с употреблением слов, со значением которых вы узнали на уроке. 2. Прочитать стихотворение С.Маршака «Словарь» на стр. 78

Слайд 15

У Р О К удивительный рабочий обдуманный качественный (хороший) успешный развивающий образцовый (идеальный, примерный) классный уникальный (редкий) разумный обучающий компетентный (грамотный) универсальный (всесторонний) рациональный (целесообразный) основательный (серьёзный) культурный (просвещённый) уравновешенный (спокойный) результативный оригинальный (своеобразный) коллективный (общий) унылый (грустный) радостный обыденный (будничный, обыкновенный) кошмарный (отвратительный) утомительный (изнурительный) расплывчатый (неясный) однообразный (монотонный) Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку развития речи в 4-5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Яварь"

В данной презентации расказывается о январе.Объясняется название месяца,даются его древнерусские названия, включены приметы,пословицы и поговорки.Много красочных иллюстраций январской природы....

презентация к уроку развития речи в 10-11 классах "Способы выявления и формулировки проблемы по прочитанному тексту"

презентация - сопровождение урока; содержит тексты для работы, тесты, алгоритмы, дидактический материал....

План-конспект интегрированного урока (развитие речи-классный час) 5 класс

Нетрадиционный урок объединяет тему "сочинение" - развитие речи и тему классного часа "Права и обязянности гражданина"...

Урок развития речи. Благодарственное письмо. 6 класс.

Данный урок представлял собой занятие по развитию речи учащихся из раздела «Словообразование». Этот урок - изучение нового материала Для организации учебной деятельности выбрано проблемное  обуче...

Конспект урока развития речи для 5 глухого класса на тему "Рассказ по закрытой картинке"

Конспект урока может быть полезен учителям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 1и 2 видов. Технология составления рассказа по закрытой картинке очень эффективна при обучении глухих шк...

Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"

Урок развития речи в 5-м классе по теме:"Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важно...

КАЧЕСТВО РЕЧИ (урок развития речи в 5-м классе)

Вы обращали внимание на то, как говорят люди? Одни – увлекательно, ярко, захватывающе; другие – неинтересно, блёкло, скучно. Почему так? Всё дело в мастерстве владения словом, в качестве р...