Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Жилина  Галина Нигметовна

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени. Программа М.М. Разумовской. Подготовка к ОГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 РЯ Урок №40 Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени.

Цель: формировать умения определять типы обстоятельственных предложений, выяснять общее и различия между ними; развивать навыки постановки знаков препинания в СПП; воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, индивидуальные карточки.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Фронтальный опрос.

- Какие предложения называются СПП?

- Назовите средства связи главного и придаточного предложений.

- Назовите виды придаточных (изъяснительные, определительные, обстоятельственные: времени, места, сравнения, образа действия и степени.)

- СПП   образа  действия.

3. Актуализация знаний.

- Найти СПП предложения, записать их, расставить знаки препинания, найти главное и придаточное, определить средство связи, составить схему предложения.

( 1 ученик у доски, остальные на местах. Слабые ученики могут смотреть в справочник)

Потрясение, пережитое народом в годы Великой Отечественной войны, явилось настолько необозримым, что вылилось в небывалую в истории человечества поэзию.

- Проверка.

- Беседа по предложению.

- Как вы понимаете смысл предложения? (Горе, лишения, потрясения, которые принесла война, нужно было описать, показать, чтобы люди помнили, как досталась победа. Лучше всего об этом, конечно же, может поведать литература.)

4. Подготовка к ОГЭ. Комплексный анализ текста.

  Сегодня на уроке мы будем говорить о самой трагической странице Великой Отечественной войны – о блокаде Ленинграда. 8 сентября 2016 г. отмечалась скорбная дата 75 лет со дня начала Блокады Ленинграда — одного из самых страшных преступлений Второй мировой войны, совершенных нацистской Германией и ее союзниками. 27 января этого года – 72 года со дня снятия блокады. Что вы знаете об этом?

(Считается, что Блокада Ленинграда длилась 900 дней. Однако на самом деле блокадных дней было 872 дня — с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Как утверждают сегодня историки на основании последних данных, Блокада Ленинграда унесла жизни около полутора миллионов человек, 97% жертв погибли от голода.

- Сейчас мы познакомимся с текстом, в котором говорится о детях блокадного Ленинграда.

-Чтение текста (распечатано у каждого)

I (1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки — Нюра и Рая Ивановы. (2)Впервые после долгой блокадной зимы oни отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3)Они о…ходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, проб…рались по грудам ра…валин на тр…туарах. (4)3имой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчё(н,нн)ой квартире с обл…деневшими стенами. (5)Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6)Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки — бойцы отряда противовоздушной обороны. (7)Рая Иванова поступила в ремесле(н,нн)ое училище. (8)На исходе первой блокадной зимы их раз..скала руководитель студии Р.А. Варшавская. (9)Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписа(н,нн)ая из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10)До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встр…чать детей.

II (11)Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!» (12)Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио. (13)Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14)Как были помече(н, нн)ы и Эрмитаж, и Русский музей.

III (15)Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час», и по улицам осаждённого города двигались дети — так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.

IV (16)Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17)Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18)Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных... (19)В каждом доме было горе. (20)Впереди было ещё почти два года блокады...

V (21)А в мае 1942 года во Дворце пионеров работали многочисленные кружки: танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22)Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе.

VI (23)Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25)На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28)Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29)Прощаясь с детьми, команда построилась. (30)Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31)Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32)Моряки знали цену мужеству.

 (По Л. Овчинниковой) *  Л. Овчинникова — современная российская писательница.

- О чем этот текст? Какова главная мысль текста? (это текст о мужестве детей блокадного Ленинграда, которые, несмотря на голод, разруху, потерю близких и родных, маленькие стойкие ребята нашли в себе силы дарить другим людям радость своим творчеством, своими улыбками. Смогли сами поверить в победу над захватчиками и всем подарить надежду, без которой было не выжить). 

Работа в группах.

1) Найдите в тексте СПП, определите вид придаточного.

1 группа – в 1 абзаце

2 группа -  в 6 абзаце

(1 абзаце №5 – цели

               №6 – определительное

              №9 – цели

6 абзац № 28, 30, 31 – определительные)

Группы отвечают, доказывают.

 

2. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

 

1) Рая Иванова училась в ремесленном училище.

2) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.

3) Летом 1942 года воспитанники Дворца пионеров выступали на военном крейсере.

4) Рая и Нюра Ивановы предложили руководителю студии Р.А. Варшавской собрать детей во Дворце пионеров.

3. Выписать слова с пропусками букв, раскрыть скобки объяснить орфограммы. Каждый делает самостоятельно, если возникает проблема, попросить помощь у товарища.

(Проверка: обходили, пробирались, развалин, тротуарах, закопченной, обледеневшими, ремесленное,  обледеневшими, выписанная, встречать, помечены).

Фронтальная работа.

1. Устно. Замените книжное слово «питомцы» из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. (воспитанники)

2. Устно. Запишите словосочетание «танцевальные костюмы». Какой тип связи? Замените его синонимичным словосочетанием со связью управление.

3. Устно. В 4 абзаце найдите предложение с вводным словом. Назовите его номер. (16)

4.Устно. Сколько грамматических основ в 25 предложении?

5. Выпишите грамматическую основу предложения 26.

Работа в парах.

1. Среди предложений 15–20 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

2. Среди предложений 26–32 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Творческая работа.

- Заканчивая работу над этим текстом, я хочу спросить, что полезного вы для себя взяли из него.

- Я предлагаю вам еще раз перечитать финальную фразу текста. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Моряки знали цену мужеству».

-вспомним композицию сочинения – рассуждения.

(Пишут сочинение. Для слабых клише).

5. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке я

  • Самое интересное для меня задание было ….
  • Я узнал (новое)…
  • Я научился…..
  • Материал урока был ……
  • За урок я…..
  • Самое сложное для меня было
  • Работа в группе была
  • Урок для меня показался …..
  • Мое настроение …..

Выставление оценок.

6. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9классе "Сложноподчиненые предложения с придаточными определительными" Малина Е В

Развернутый план-конспект урока русского языка в 9 классе с применением требований по новым ФГОС и использованием дальтон-технологии....

Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия

Данный урок имеет нравственно-патриотическую направленность, поскольку изучение лингвистической темы строится на текстах, посвященных победе в Великой Отечественной войне....

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особенностей де...

конспект урока русского языка 11 класс Сложносочиненное предложение.

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Сложносочиненное предложение". На уроке отрабатываются задания 15, 19 ЕГЭ....

Открытый урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия" с самоанализом

Урок объяснения нового материала по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия"...