Духовно-нравственное воспитание на уроках русской литературы.
статья по русскому языку на тему

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе.
Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая система духовно - нравственного образования и воспитания. Духовно - нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан.

 Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno_nrav.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание на уроках русской литературы.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе.
Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая система духовно - нравственного образования и воспитания. 
Духовно - нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан.

 Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.

 Более чем за двадцать постперестроечных лет выросло новое поколение молодежи. Это дети, которые воспитывались не на добрых мультиках, а на фильмах ужасов, агрессивных боевиках. Нередко первоклассники, впервые переступившие порог школы, стремятся копировать главных героев фильмов, мечтают о завоевании мира.

 Кто придет завтра на производство, в научные лаборатории, в школы и больницы, в социальное служение, в армию? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее возрождение России.

 Именно поэтому мы все вместе, и прежде всего педагоги, должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках русского языка и литературы.

 По словарю С. И. Ожегова, нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

 Духовный – 1) относящийся к умственной деятельности, к области духа;  2) церковный.

 В словаре нет определения, что такое духовность. Возможно, потому, что само существо духовности не поддается точному определению и рациональному осмыслению.

 Жизнь и опыт безбожной жизни показали, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там, где нет духовности, падает нравственность.

Заниматься проблемой духовно - нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику.

 Учительство – одно из труднейших видов служению Отечеству и своему народу. Учителю поручена высокая духовная миссия: на своем месте он реализует дело, может быть, куда более важное, чем любая концепция или программа, ибо он строит жизнь человека. Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах.

 Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.

 Наиболее способствуют этому русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно - нравственного воспитания учащихся.

  Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. Небольшие предложения для разбора по русскому языку (Люди стали жить богаче, но беднее стала речь. Много на свете умных, да добрых мало), а какую большую работу можно по ним провести! Или при изучении правила о правописании приставок на з - и с - полезно бывает рассказать, что приставка без - в русском языке обозначала отсутствие чего - то. Но после 1917 года большевики поменяли орфографию, и появились слова с написанием бесценный, бесполезный. Почему? Нетрудно догадаться. После такой беседы запоминание изучаемой орфограммы идет лучше.

Литературные дискуссии весьма ценны в гражданском воспитании. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни. Где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Семинары, дискуссии также позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.

Изучая «Слово о полку Игореве» мы, учителя, привыкли больше говорить о гражданской позиции автора, о патриотизме русского народа, упуская важные рассуждения автора о честолюбии и человеческой гордыне, как об одном из смертных грехов человека. Гордыня и потеря ответственности за свои поступки влекут за собой огромные человеческие трагедии.

В беседе о Базарове по роману Тургенева «Отцы и дети» очень важно подвести детей к выводу, что трагизм героя – в отсутствии нравственных ориентиров, отрицая все, он не может предложить ничего взамен. А идеал Тургенева – жизнь, идущая беспрерывно от прошлого к будущему через настоящее, где главная ценность - любовь отцов к детям, наследующим лучшее в них.

На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к русскому слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений, Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации.

 Велика роль уроков литературы в духовно - нравственном развитии школьников, ведь «Книга – это открытие мира». К. Д. Ушинский писал «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении». Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что - то хорошее, помогает осознать человеческие отношения, познакомиться с нормами поведения.

  «Ничто, кроме литературы, говорил П. М. Неменский, - не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени. Именно такое воздействие формирует душу, обогащает устный личный опыт гигантским опытом человечества». (слайд4)

 Специфика нравственного воздействия урока литературы заключается в том, что читатель – подросток имеет возможность сверить свои оценки жизни с авторитетными оценками писателей, осмысляя его подход к миру и человеку. Таким образом, осуществляется процесс самопознания, через познание других.

 Несмотря на многочисленные споры о формах и методах преподавания литературы, сегодня ясно, что главное назначение словесника – быть источником нравственного влияния.

 Увеличивая степень самостоятельности учащихся, осуществляя индивидуальный подход, учитель развивает творческие способности каждого ученика. Активность не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создается совместным творческим трудом.

 Наши дети учатся у героев полюбившихся произведений разным чувствам: радости и огорчению, восторгу и печали. Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства. К тому же, книга обогащает человека духовно, воспитывает его эстетический вкус.

 Наблюдение над текстом, его внимательное прочтение, нужно для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение.

 Если школьник научится проникать в эмоциональный мир героев, выявлять авторское отношение к ним, а затем вырабатывать собственные оценки персонажей, то это будет способствовать развитию читательских навыков, глубокому постижению произведения искусства, повышению уровня нравственной воспитанности детей, формированию их нравственных идеалов.

 Итак, учитель - словесник на уроках литературы помогает ученику, как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. Литература – это искусство слова, и следует видеть в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности.

 Еще К. Д. Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом», - писал он.

  Таким образом, духовно - нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

« …Человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах», - говорил Аристотель.

Пройдет время и другой философ – Гегель – сформулирует эту мысль так: «Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера».

Еще К. Д. Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом», - писал он.

Русская литература всегда была гордостью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.

Литература в школьном изучении многофункциональна по своим целям и задачам по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное - проблема души и духа человека и целого народа.

Духовно - нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.

Для решения этой проблемы можно и нужно использовать технологию гуманно - личностного и проблемного обучения, которая включает в себя педагогику сотрудничества и личностный подход к учащемуся, технологию развития критического мышления, что будет способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. Основу каждого учебного занятия составляет диалог учителя и ученика, писателя и читателя, цель которого не просто дать учащимся какие–то знания, но подтолкнуть их к размышлению, к формированию своей позиции. Именно диалог является такой формой мышления, которая учит делать выбор, работать с ценностями.

Формированию духовно - нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

Ушли или уходят из семейного воспитания совместное чтение литературных произведений, просмотры художественных и мультипликационных фильмов. Дети воспитываются на боевиках, западных мультфильмах, общаются со сверстниками, такими же, как и они сами.

Уроки литературы всегда были основой нравственного воспитания школьников. Но современное общество предъявляет учителю литературы новые требования. Читая страницы русской классики, видишь, насколько тесно переплелись в произведениях русских мастеров личностное мироощущение и  христианские духовные идеалы. Некоторые стихи А.С.Пушкина созданы на основе молитв:«Молитва Господня» (стихотворение создано на основе  молитвы «Отче наш») , «Отцы пустынники и девы непорочны», 1836 (стихотворение создано на основе великопостной молитвы святого Ефрема Сирина).Духом православия проникнуто и всё творчество Ф.М.Достоевского. Вот некоторые его высказывания.

«У нас вся народность основана на христианстве. Слова: крестьянин, Русь православная – суть коренные наши основы». (Достоевский Ф.М. Письма // Цит. по: Из русской думы. Сост. Ю.И. Селиверстов. М., 1995. Т. 1. С. 162.)
В одном из сибирских писем к Н.Д. Фонвизиной Достоевский писал: «…если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной». 
«Может быть, главнейшее предызбранное назначение народа русского в судьбах всего человечества и состоит лишь в том, чтобы сохранить у себя этот божественный образ Христа во всей чистоте, а когда придёт время, - явить этот образ миру, потерявшему пути свои!» (Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.,1972.) Духовная близость между преподавателями и учащимися определяется не только профессиональным общением друг с другом, а степенью их открытости и одухотворенности. 
Создание ситуации  диалога для осуществления нравственного выбора оказывает сильное влияние на формирование духовно-нравственной позиции. 
Диалогическое взаимодействие может успешно реализоваться в процессе учебной дискуссии, обладающей большим педагогическим потенциалом для развития духовности и нравственности учащихся. 
В качестве примеров можно привести некоторые вопросы, которые предлагаются учащимся для дискуссий при изучении литературных произведений:
Чацкий и Молчалин – кто из героев комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «вписался» бы в современную жизнь и почему?Умен ли Чацкий?
Печорин и Онегин - «лишние люди» своего времени, а нужны ли они в XXI веке?
Смогла ли Татьяна Ларина, любимая героиня А.С.Пушкина, спасти от духовной безысходности Евгения Онегина?
Почему М.Ю.Лермонтов любит свою Родину «странною любовью»?
Н.А.Бердяев назвал Лермонтова «самым религиозным из русских поэтов». Почему?
Возвышенное, прекрасное и страшное, безобразное в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»;
Грех, возмездие и покаяние в драме А.Н.Островского «Гроза». Был ли иной путь у Катерины?
Проблема «отцов» и «детей» - актуальна ли данная проблема сегодня?
Почему Н.А.Бердяев сказал о Достоевском: «…художник… бездны человеческой, человеческой бездонности»?
Нравственный идеал Л.Н.Толстого. Кого из героев романа «Война и мир» автор называл «любимыми», а кто вызывал у него духовное отторжение?
Святость и грех в поэме А.Блока «Двенадцать». Мистика и реальность в поэме – почему до сих пор не стихают споры вокруг творчества поэта?
Поэтический мир С.Есенина – взаимосвязь его творчества и христианского мировоззрения; и др.
В процессе дискуссий учащиеся дают личностную оценку литературному произведению, героям и событиям, осмысливают авторское отношение к ним, обсуждают нравственные вопросы, поднимаемые авторами литературных произведений, и связанные с ними социальные проблемы.

Современный учитель-словесник работает в условиях такого сокрушительного духовного и нравственного слома, который в России вряд ли когда-либо наблюдался. Все, что наработано веками подвижниками духа и совести, летит под откос, все исконно народное, традиционное выхолащивается, теряет силу примера или запрета, в том числе "великий и могучий" русский язык. Он словно теряет почву, живительный гумус, корни его повисают в иссушающем и зараженном воздухе, а прежде он вольготно произрастал и ветвился в оазисах русской изящной словесности. В руках у учителя литературы — самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве... Это могучая духовная защита, опора и очень чуткий, надежно выверенный историей и национальными традициями культурный компас - ограда от зла, тьмы и нищеты душевной и духовной...

Завершая разговор о духовно-нравственном воспитании учащихся, хочу особо выделить те основные положения, на которые должен обратить внимание учитель литературы.

1. Подход к изучению русской литературы, при котором на первый план
выдвигается ее духовно-нравственный и художественный потенциал, обес-
печивает эффективное духовно-нравственное воспитание личности, а так-
же более глубокое и полное понимание произведений художественной ли-
тературы.

2. Наиболее эффективным путём анализа произведений русской литера-
туры является анализ в аспекте философских понятий добра и зла, лести и
достоинства, нравственности и безнравственности, смерти и бессмертия, в
процессе которого идёт духовно-нравственное совершенствование челове-
ка.

3. Полноценное осмысление учащимися произведений художественной ли-
тературы происходит, если в процессе анализа особое внимание обращает-
ся на роль и место духовных начал в формировании личности человека, на
связь произведения с жизнью, с мировоззрением писателя, с литературны-
ми традициями, на фоне которых рождается произведение, с устным на-
родным творчеством, с философской антропологией.

Одной из основных ценностей России, ее гордостью была, есть и будет русская литература. «Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами, как нацией. В ней – вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы славянского духа…»,- эти слова писателя А.М.Горького как нельзя лучше подтверждают мнение, что русская литература является неиссякаемым источником воспитания патриотических чувств у молодого поколения. Прививая молодым людям любовь к русской литературе, мы можем развить в них чувство гордости за то, что они – наследники отечественной культуры, и тогда они смогут в полной мере осознать себя гражданами своей страны, быть ответственными за ее настоящее и будущее.
Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.



                                                        Список литературы

1. Лушникова О. Н. Духовно-нравственный потенциал современного урока литературы.

2. Бодренкова Г.К. Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами русской национальной культуры (статья опубликована в сборнике материалов Бакушинских чтений, 2010 год).

3. Донченко Л. М. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников: На уроках литературы и во внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся

Мастер-класс "Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся" ...

Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций на уроках русского языка и литературы

В докладе представлен опыт работы по духовно-нравтсвенному воспитанию на уроках русского языка и литературы....

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.

Сегодня мы должны придавать   серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся,  проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколе...

Статья "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"

Статья "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"...

Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы».

Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы»....