ЕГЭ по русскому языку: система эффективной подготовки
статья по русскому языку (11 класс) на тему

При подготовке к ЕГЭ по русскому языку следует учитывать то, что требования к выполнению заданий в тестовой форме, написанию сочинения могут представлять трудность для учащихся, даже если материал освоен ими хорошо. Кроме того, для устранения возможных пробелов в знаниях требуется систематическое обобщающее повторение материала, изученного в 5-9 классах. Заполнение бланков и оформление работы также может вызывать затруднения.

От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к ЕГЭ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_ege.docx16.45 КБ

Предварительный просмотр:

ЕГЭ по русскому языку: система эффективной подготовки

При подготовке к ЕГЭ по русскому языку следует учитывать то, что требования к выполнению заданий в тестовой форме, написанию сочинения могут представлять трудность для учащихся, даже если материал освоен ими хорошо. Кроме того, для устранения возможных пробелов в знаниях требуется систематическое обобщающее повторение материала, изученного в 5-9 классах. Заполнение бланков и оформление работы также может вызывать затруднения.

От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к ЕГЭ. Разработать такую систему позволяют КИМы ЕГЭ по русскому языку. Весь материал, используемый для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, можно разбить на семь блоков: 1. Фонетика. Графика. Орфоэпия. 2. Лексика. Фразеология. 3. Морфемика. Фразеология. 4. Морфология и культура речи. 5. Синтаксис и культура речи. 6. Орфография и пунктуация. 7. Работа с частью С (написание сочинения).

         Условием реализации этой системы является  обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года организованно  приобретаются сборники тестовых заданий на каждого ученика.

Работе с орфографическими и пунктуационными правилами в 10–11-х классах посвящаются как целые уроки повторения и обобщения материала, так и отдельные задания, используемые в ходе занятия. Обязательна работа и по орфоэпии. При подготовке к Единому Государственному Экзамену по русскому языку используется разнообразный дидактический материал, демонстрационные тесты Минобразования РФ. По наиболее трудному материалу выдаются домашние задания.

Занятия позволяют повторить грамматику языка, собрав разрозненные правила в чёткую структуру. Задания, которые выполняют учащиеся, схожи с теми, которые им придётся решать во время прохождения экзамена. Таким образом, складывается четкое и ясное представление о том, как им подходить к каждому типу заданий ЕГЭ. Обязательно использование во время работы справочных лингвистических материалов.

 Работа над написанием сочинения начинается с ознакомления с критериями его оценивания. Затем подробно анализируются и отрабатываются его элементы:

- вступление,

- формулирование проблемы,

- комментарий к проблеме,

- позиция автора текста,

- позиция автора сочинения,

- первое доказательство своей позиции (из литературы),

- второе доказательство своей позиции (из литературы или из жизни),

- вывод.

А потом – работа, работа, работа. Учимся вчитываться в текст, определять тему, проблемы, писать комментарии к проблеме, формулировать позицию автора, свою позицию, аргументировать мнение, подводить итог.

Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.

  Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему, изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме. Необходимую информацию ученики также могут получить в кабинете русского языка на специально оформленных стендах, библиотеке. В кабинете русского языка можно самостоятельно поработать с бланками ЕГЭ, образцами сочинений, текстами, тестами разных лет.

. Внимание к особенностям текстов, их композиции, стилистическому своеобразию убеждает учащихся в том, как важно свободно владеть речью, осознанно строить свои высказывания. Формирование же коммуникативной и лингвистической компетентности учеников предполагает, что система обучения связной речи в школе должна основываться на положениях теории речевой деятельности. Речевая деятельность, как деятельность творческая, по данным многочисленных исследований, представляет собой многоярусный механизм, сущность которого вытекает из особенностей человеческой деятельности. Всякая человеческая деятельность, в свою очередь, характеризуется структурностью, то есть состоит из определенной последовательности действий, которые организуются таким образом, чтобы при наименьшей затрате времени достичь определенной цели. «Чтобы полноценно общаться, — пишет А.А. Леонтьев, — человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения — оно будет неэффективным».      Преобразование мысли в текст — это сложный процесс, отдельные этапы которого порой накладываются друг на друга. Основные компоненты речи — замысел, лексическое наполнение, грамматическое оформление — соотносятся с отдельными уровнями языка: синтаксисом, фонетикой, лексикой, морфологией и др. Принципы построения текста имеют объективный характер: выявление путем анализа особенностей его строения делает возможным обучение правилам их реализации в речи, создает условия для совершенствования коммуникативной правильности речи. Анализ текста «как готового продукта речи» позволяет увидеть динамику речевой деятельности — от замысла до конкретной «речевой реализации», т.е. проследить процесс формирования мысли автора. Одновременно с осознанием речи формируется литературная интуиция, спонтанная речь, которая имеет более автоматизированный характер, так как находится во внутреннем, мысленном плане». Считаю, что развитие спонтанной речи непосредственно влияет на совершенствование умений самостоятельного создания текстов.

      Черновик

П: (проблема)

План текста из 3-х микротем:

1.

2.

3.

Комментарий (5-6 предложений)

ЛА (литературный аргумент)

ФА (фактический аргумент)

Вступление

Заключение

Последний этап – аналитический. На данном этапе происходит анализ результатов ЕГЭ, выявление недочетов. В заключение хочу добавить, что успех сдачи выпускного экзамена во многом зависит от постоянной работы учителя над качеством обучения уч-ся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Учимся сдавать экзамен по русскому языку (система подготовки учащихся к ЕГЭ)

Элективный курс предлагается ученикам 10-11 классов, чтобы при существующем режиме можно было качественно подготовиться к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Программа курса разработана на основе д...

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Система работы по выполнению части С.

Опыт работы над сочинением при выполнении части С ЕГЭ по русскому языку....

Повторение в системе обучения русскому языку как этап подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Одна из главных причин низкой грамотности обучающихся – в нацеленности обучения на знания правил, а не на их применение. Но опыт работы в школе...

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...