Способы подчинительной связи
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Попова Елена Агибаевна

Урок объяснения новой темы в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл popova_e.a._sposoby_podch._svyazi.rar211.07 КБ

Предварительный просмотр:

Способы подчинительной связи

Цели:

образовательные:

 - систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»;

- формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании;

развивающие:

- развитие навыков групповой работы;

-формирование умения слушать и вступать в диалог;

- развитие навыков монологической речи;

- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования  гипотез, умений анализировать языковой материал);

воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к чужому мнению;

-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении                                                                                                проблемы.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

- Прежде чем приступить к изучению новой темы, вспомним, что мы изучили. Что мы изучаем? (Словосочетание)

- Сейчас задание «Найди ошибку». Перед вами тексты, в которых допущены ошибки, но не орфографические и пунктуационные, а фактические. Ваша задача – эти ошибки найти. Исправляйте на этих же листочках.

Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается значение синтаксических единиц. Синтаксис показывает, как соединяются слова в синтаксические единицы. Основные единицы синтаксиса – слово, словосочетание и предложение. Словосочетание – это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу.

Словосочетаниями являются любые сочетания слов, например: провалиться сквозь землю, последние листья, ветер шумит, глядеть вверх, вырывая сорняки, очень красивый, перед выбором.

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями – сочинительная и подчинительная. Сочинительная связь объединяет две части, и основным средством связи при сочинении являются предлоги, сочинительные союзы и интонация.  Подчинительная связь тоже объединяет две части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от зависимой части к главной. Основные средства связи – окончание зависимого слова, предлог, подчинительный союз (в сложноподчиненных предложениях) и интонация.

Кроме того, по характеру главного слова словосочетания делятся на группы: именные, глагольные, наречные. В именных словосочетаниях главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, причастие, местоимение. Например: судовой журнал, что-то интересное, проснувшись утром. В глагольных словосочетаниях главным словом являются глаголы и деепричастия. Например: записать мысли, думающие о будущем. В наречных словосочетаниях главным словом является наречие. Например: слева от тебя.  

III. Изучение темы.

- Перед вами листочки, на которых записаны подчинительные словосочетания. Разделите их на 3 группы. Время – 2 минуты. Слайд 1.

Родной город, берег у реки, украшенный проспект, невероятно красивый, глубоко под землей, говорил улыбаясь, шестидесятая годовщина, мечта прославить, гордиться тобой.

(Учащиеся работают в группах, после чего каждая группа отвечает. Скорее всего, все сгруппировали словосочетания по характеру главного слова: именные, глагольные, наречные).

- Вы правильно сгруппировали словосочетания по главному слову. Но что здесь нового? Давайте подумаем, по какому признаку еще можно разделить на группы эти словосочетания? (Учащиеся могут ответить: по вопросу или по зависимому слову).

- Хорошо. Распределите словосочетания по вопросам (по зависимому слову). Время – 3 минуты.

- Сколько групп у вас получилось? Почему? Назовите вопросы. Какие вопросы можно объединить в одну группу?

- Итак, какие группы у вас получились? Слайд 2. (Чертим схемы над каждым столбиком, записываем вопросы, например:

              как?

говорил улыбаясь)

Родной город, украшенный проспект, шестидесятая годовщина,

берег у реки, глубоко под землей, гордиться тобой.

невероятно красивый, говорил улыбаясь,  мечта прославить,

- Тема нашего урока – «Способы подчинительной связи». (Слайд 3). Как вы думаете, какова цель урока?

- Да, нам нужно понять, как различать способы подчинительной связи. А как это сделать? Давайте посмотрим на зависимые слова.  Вот зависимые слова 1-й группы. Что видим? 2-й группы? 3-й группы? (учащиеся называют части речи)

- Т.е. первое, что нужно сделать при определении способа подчинительной связи – найти главное и зависимое слово.

- В каком столбике при изменении главного слова меняется и зависимое? Докажите.

- Во 2 и 3 столбиках этого нет. Как различить?

- Наконец, сейчас я назову способы подчинительной связи. Это примыкание, согласование, управление. (Слайд 4). А сейчас соотнесите группы словосочетаний с этими названиями, подпишите и подумайте, почему так называются. (Учащиеся предлагают варианты, на доске появляется правильный ответ). Слайд 5.

- Подытожим. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79b4a66a-8a4b-4a5d-ba9b-28e7fdef81b8/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_169%5D.html (Учитель читает, учащиеся выбирают вариант ответа).

IV. Закрепление изученного.

- Перед вами на доске 4 словосочетания. В группах обсудите, определите способ связи. (После обсуждения каждая группа рассказывает про 1 словосочетание). Слайд 6.

По-детски простодушный

почтение к матери

на красивом проспекте

подарок городу

- Теперь задание сложнее. Перед вами предложение. Выпишите из него все возможные словосочетания, определите способ связи. (Это задание дополнительное, если останется время). Слайд 7.

Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью.

  1. Справа простирается (П)
  2. простирается цепь (У)
  3. бесконечная цепь (С)
  4. цепь холмов (У)
  5. сплошь покрытых (П)
  6. покрытых зеленью (У)
  7. покрытых холмов (С)

V. Итог урока.

- Итак, помните цель, которую мы поставили? Достигли ее? Какие способы подчинительной связи узнали? По каким признакам различать? Кстати, это далеко не все, что мы должны знать о способах подчинительной связи, изучение темы мы продолжим на следующем уроке.

VI. Домашнее задание.

Т. параграф 158, П. упр. 52 (по заданию, по образцу) или составить проверочную работу по изученному материалу из трех вопросов на тему «Домашние животные» в виде презентации.

VII. Рефлексия.

- Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке? Слова на доске могут вам помочь. Слайд 8.

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Было интересно…
  • Я не понял…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • У меня получилось…

Поблагодарить ребят за работу.

Приложение 1

Текст с ошибками.

Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается значение синтаксических единиц. Синтаксис показывает, как соединяются слова в синтаксические единицы. Основные единицы синтаксиса – слово, словосочетание и предложение. Словосочетание – это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу.

Словосочетаниями являются любые сочетания слов, например: провалиться сквозь землю, последние листья, ветер шумит, глядеть вверх, вырывая сорняки, очень красивый, перед выбором.

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями – сочинительная и подчинительная. Сочинительная связь объединяет две части, и основным средством связи при сочинении являются предлоги, сочинительные союзы и интонация.  Подчинительная связь тоже объединяет две части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от зависимой части к главной. Основные средства связи – окончание зависимого слова, предлог, подчинительный союз (в сложноподчиненных предложениях) и интонация.

Кроме того, по характеру главного слова словосочетания делятся на группы: именные, глагольные, наречные. В именных словосочетаниях главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, причастие, местоимение. Например: судовой журнал, что-то интересное, проснувшись утром. В глагольных словосочетаниях главным словом являются глаголы и деепричастия. Например: записать мысли, думающие о будущем. В наречных словосочетаниях главным словом является наречие. Например: слева от тебя.  

Текст с исправлениями.

Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается значение и строение синтаксических единиц. Синтаксис показывает, как соединяются слова в синтаксические единицы. Основные единицы синтаксиса – слово (не является единицей синтаксиса), словосочетание и предложение. Словосочетание – это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

Словосочетаниями являются любые сочетания слов, например: провалиться сквозь землю (фразеологизм), последние листья, ветер шумит (грамматическая основа), глядеть вверх, вырывая сорняки, очень красивый, перед выбором (служебная и самостоятельная части речи).

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями – сочинительная и подчинительная. Сочинительная связь объединяет две равноправные части, и основным средством связи при сочинении являются предлоги, сочинительные союзы и интонация.  Подчинительная связь тоже объединяет две части: главную и зависимую. Обычно при подчинении можно задать вопрос от зависимой части к главной (от главной части к зависимой). Основные средства связи – окончание зависимого слова, предлог, подчинительный союз (в сложноподчиненных предложениях) и интонация.

Кроме того, по характеру главного слова словосочетания делятся на группы: именные, глагольные, наречные. В именных словосочетаниях главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, причастие (является главным словом в глагольных словосочетаниях), местоимение. Например: судовой журнал, что-то интересное, проснувшись утром (это глагольное словосочетание). В глагольных словосочетаниях главным словом являются глаголы и деепричастия, причастия. Например: записать мысли, думающие о будущем. В наречных словосочетаниях главным словом является наречие. Например: слева от тебя.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Словосочетание. Способы подчинительной связи".10 класс.

Урок русского языка в 10 классе, построенный по технологии РКМЧП....

Урок по теме "Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании".

Цель данного урока - актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Задачи: Формиро...

Способы подчинительной связи

Определение способа подчинительной связи по роли зависимого слова...

Презентация к уроку "Способы подчинительной связи"

Данная презентация может быть использована в 8 классе при изучении темы "Словосочетнние"...

Способы подчинительной связи в словосочетании.

Урок предназначен для обучающихся 9 класса. Можно использовать материал в качестве повторения....

Повторение. Способы подчинительной связи.

Данный материал способствует глубокому погружени в тему, повторению изученного материала. Разные задания сформируют у учащихся интерес к предмету....