Погружение №10
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Жданова Наталья Сергеевна

Материал для учеников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Что нужно сдать к зачёту24 КБ
Microsoft Office document icon Словарные слова20 КБ
Файл Ахматова41.69 КБ
Файл Пастернак28.75 КБ
Файл Цветаева25.46 КБ
Файл Союз19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Что надо знать к зачёту:

  1. Знать теорию по вводным словам и конструкциям.
  2. Уметь правильно расставлять запятые при вводных конструкциях.
  3. Учить словарные слова.
  4. Выучить наизусть стихотворение  А.  А. Ахматовой «Мужество», М.И. Цветаевой « Моим стихам, написанным так рано…»
  5. Анализ стихотворения.
  6. Изложение в формате ОГЭ


Предварительный просмотр:

Словарные слова

Драма, вводные слова,  поглотить, разъединять, утверждать, орфограмма, закреплять, развевается флаг, развивается ребёнок, увядает цветок, чувствовать, жёлудь, шепчет, шёлк, расчёска, бережёт, шорох, объяснять, запах, фонетика,  подъезд, преподаватель, орфоэпия.



Предварительный просмотр:

Ахматова Анна Андреевна

1889-1966 гг

C:\Users\Алекс\Desktop\Ahmatova-Anna-Andreevna.jpgРусская поэтесса. Родилась под Одессой, в семье морского инженера-механика. Настоящая фамилия — Горенко, Ахматова — ее литературный псевдоним. Детские годы провела в Царском Селе.

В 1907 г. окончила гимназию в Киеве. Училась на высших историко-литературных курсах Раева в Петербурге — городе, где прошла почти вся ее жизнь. В 1910—1912 гг. путешествовала по Германии, Франции, Италии. Печататься начала в 1907 г., примкнув к группе акмеистов.

Уже первые сборники стихов принесли ей всероссийскую известность. Благодаря своему глубокому чувству патриотизма Ахматова после Октябрьской революции осталась на родине и прошла здесь долгий творческий путь.

В своих камерных, преимущественно любовных, лирических миниатюрах по-своему отразила тревожную атмосферу предреволюционного десятилетия; впоследствии диапазон ее тем и мотивов стал более широким и сложным.

Стиль Ахматовой соединил в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии. В Великую Отечественную войну 1941—1945 гг. поэтесса, видевшая своими глазами блокаду Ленинграда, создает цикл стихов, полной любви к родине.

Ее поэзия обретает высокое гражданское звучание. В последние годы жизни Ахматова завершила «Поэму без героя», «Реквием». Работала над переводами (древняя корейская поэзия, сербский эпос). Написала цикл этюдов о Пушкине.

Прижизненные сборники стихов Ахматовой: «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Подорожник», «Из шести книг», «Бег времени».

МУЖЕСТВО 

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Вопросы:

  1. Как решается образ  родины в стихотворении?
  2. Каково настроение этого произведения?
  3. От какого лица идёт речь?

хх

      Мне голос был. Он звал утешно,

 Он говорил: "Иди сюда,

 Оставь свой край глухой и грешный,

 Оставь Россию навсегда.

 

 Я кровь от рук твоих отмою,

 Из сердца выну черный стыд,

 Я новым именем покрою

 Боль поражений и обид".

 

 Но равнодушно и спокойно

 Руками я замкнула слух,

 Чтоб этой речью недостойной

 Не осквернился скорбный дух.

 

 1917

 

Родная земля

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
                 Да, для нас это грязь на калошах,
                 Да, для нас это хруст на зубах.
                 И мы мелем, и месим, и крошим
                Тот ни в чем не замешанный прах.
                 Но ложимся в нее и становимся ею,
             Оттого и зовем так свободно — своею.

Вопросы:

  1. Кто является лирическим героем стихотворения? Какие чувства он испытывает?
  2. С помощью каких художественных средств  выражены чувства в стихотворении?
  3. Найдите ключевые слова. Какие образы Родины в данном стихотворении?
  4. В чём особенность композиции стихотворения?
  5. Какова идея, основная мысль стихотворения?



Предварительный просмотр:

Пастернак Борис Леонидович

(1890-1960)

C:\Users\Алекс\Desktop\pasternak.jpgРодился в Москве, в семье известного художника. После окончания гимназии в 1909 поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Серьёзно увлёкся философией. Для совершенствования философских знаний в 1912 семестр проучился в Марбургском университете в Германии. В 1913 возвратился в Москву.

Его первые сборники стихов – «Близнец в тучах» (1914), «Поверх барьеров» (1917) – отмечены влиянием символизма и футуризма (входил в группу «Центрифуга»), В 1922 вышла книга его стихов «Сестра моя жизнь», сразу выдвинувшая автора в ряд мастеров современной поэзии. В 1920-е примыкал к литературному объединению «Леф». В эти годы опубликовал сборник «Темы и вариации», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт», начал работу над романом в стихах «Спекторский» (1924-1930). В 1930-е в основном занимался переводами (грузинских поэтов, В. Шекспира, И,-В. Гёте, И.Ф. Шиллера, Р.М. Рильке, П. Верлена).

В 1943 совершил поездку на фронт, результатом чего стали очерки и книга стихов «На ранних поездах» (1943).

Мировую известность ему принёс роман «Доктор Живаго». За этот роман Пастернак был удостоен Нобелевской премии в 1958. Под угрозой выдворения из СССР от премии отказался.

Поэт не может пройти мимо любого пейзажа, чтобы не полюбоваться им, поэтому у Пастернака так много стихов, посвященных природе: «Зима», «Зимняя ночь», «Ледоход», «Весна», «Зимнее небо», «Июльская гроза», «После дождя», «Душная ночь», «Осень» и т.д. Все времена года, любое время дня и ночи, весенний лес, зимний день, покрытое льдом озеро, мокрые от дождя кусты сирени — все нашло отражение в творчестве поэта. Он находит неповторимые метафоры, использует прием аллитерации для создания образа: 

Пронесшейся грозою полон воздух,
Все ожило, все дышит, как в раю.
Всем роспуском кистей лиловогроздых
 Сирень вбирает свежести струю.
Не потрясенья и перевороты 
Для новой жизни очищают путь,
А откровенья, бури и щедроты
 Души воспламененной чьей-нибудь.

Пейзаж в изображении Пастернака раскрывает многогранные оттенки человеческих чувств, помогает лучше понять душу человека, его стремления, объединяет людей. Зачастую своих лирических героинь поэт сравнивает с явлениями из мира природы, тем самым подчеркивая их душевную красоту:

Любить иных - тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет 
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов 
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Одно из лучших стихотворений Пастернака, показывающее тесную связь человеческой души и природы, - «Иней». Это стихотворение приближает читателя к вечности, к беспредельности и бесконечности жизни, природа в нем врачует душевные раны:

Глухая пора листопада,
Последних гусей косяки.
Расстраиваться не надо:
У страха глаза велики.
Торжественное затишье,
Оправленное в резьбу,
Похоже на четверостишье 
О спящей царевне в гробу.
И белому мертвому царству,
Бросавшему мысленно в дрожь,
Я тихо шепчу: «Благодарствуй,
Ты больше, чем просят, даешь».


Недаром в одном из самых известных своих стихотворений «Во всем мне хочется дойти до самой сути...» поэт мечтает:

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
 Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.


И поэту удалось передать эту красоту природы, красоту человеческих чувств, может быть, оттого, что он был и замечательным художником, и удивительно талантливым музыкантом, не случайно музыкальность, яркая изобразительность присуща всем стихам Пастернака. В этих стихах звучит жажда жизни, благодарность поэта за счастье бытия, он не только сам умеет радоваться жизни, но и учит этому читателей, он умеет постичь всю глубину Вселенной и вечности.

ПОСЛЕ ДОЖДЯ

За окнами давка, толпится листва,

И палое небо с дорог не подобрано.

Все стихло. Но что это было сперва!

Теперь разговор уж не тот и по-доброму.

Сначала все опрометью, вразноряд

Ввалилось в ограду деревья развенчивать,

И попранным парком из ливня - под град,

Потом от сараев - к террасе бревенчатой.

Теперь не надышишься крепью густой.

А то, что у тополя жилы полопались,-

Так воздух садовый, как соды настой,

Шипучкой играет от горечи тополя.

Со стекол балконных, как с бедер и спин

Озябших купальщиц,- ручьями испарина.

Сверкает клубники мороженый клин,

И градинки стелются солью поваренной.

Вот луч, покатясь с паутины, залег

В крапиве, но, кажется, это ненадолго,

И миг недалек, как его уголек

В кустах разожжется и выдует радугу.

1915, 1928



Предварительный просмотр:

Цветаева Марина Ивановна

 (1892-1941 гг.)

C:\Users\Алекс\Desktop\cvetaeva-134x150.jpgРодилась в Москве, в семье И. В. Цветаева, известного учёного, основателя Музея изобразительных искусств. Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила его в Лозанне и Фрейбурге. В 16 лет прослушала в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской литературы. Писать стихи начала в детстве. Первые сборники «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912) были одобрены в поэтических кругах.

Годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны были временем стремительного творческого взлёта поэтессы. Октябрьскую революцию не приняла, видя в ней «восстание сатанинских сил». Муж Цветаевой С.Я. Эфрон был офицером белой армии.
В послереволюционные годы Цветаева работала над циклом романтических пьес: «Метель», «Фортуна» и др.

В 1922 Цветаева с дочерью Ариадной уехала за границу к мужу, который учился в Пражском университете. Здесь они прожили три года и в 1925 переехали в Париж.
Обострение отношений с эмигрантскими кругами привело к тому, что её перестали печатать. Последний прижизненный сборник стихов «После России», включавший стихотворения, написанные в 1922-1925, вышел в Париже (1928).

Летом 1939 вернулась в СССР. Вскоре муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия оказалась в лагере. Цветаева зарабатывала на жизнь поэтическими переводами. С началом войны была эвакуирована с сыном в Елабугу. Измученная, одинокая и безработная поэтесса в 1941 покончила жизнь самоубийством.

Цветаева — поэтесса трагического склада, трагической судьбы, она осталась в истории русской литературы «одиноким духом». Романтический максимализм, обреченность любви, неприятие повседневного бытия — темы ее поэтических сборников «Версты», «Ремесло», «После России», поэм «Поэма Горы», «Поэма Конца». Писала эссеистскую прозу — «Мой Пушкин», воспоминания об А. Белом, В. Брюсове, М. Волошине, Б. Пастернаке и др.

Рассмотрим стихотворение М. И. Цветаевой “Красной кистью…”, написанное в 1916 году, состоящее из 12 строчек. В стихотворении звучит биографическая точность (М. Цветаева родилась 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, в полночь, на Иоанна Богослова, почти в самом центре Москвы, в тихом Трехпрудном переулке, в небольшом уютном доме). Биографичность в этом стихотворении становится моделированием лирического “Я”. Стихотворение относится к исповедальной лирике. Стихотворение «Красною кистью…» написано сжато, кратко, Цветаева использует нераспространенные предложения, но вместе с тем в стремительном ритме –  глубокие чувства и переживания поэтессы.

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть
.

Вопросы:

1) Как вы понимаете выражение «рябина зажглась»? 

 2) А смысл выражения «спорили сотни колоколов»? 

 3) Какую картину каждый из вас представляет, когда читает две первые строфы стихотворения? 

4) О чем же говорит героиня в последней строфе стихотворения? Только ли о любви к рябине? 

«Моим стихам, написанным так рано…»

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам! —

Разбросанным в пыли по магазинам
Где их никто не брал и не берет,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Коктебель, 13 мая 1913



Предварительный просмотр:

Союзы.

Союз — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного: Ветер со свистом понёсся по степи и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс... (А. Чехов.)

В этом предложении союзы и, ни ни связывают однородные члены (понёсся и поднял; ни грома, ни скрипа), союз что связывает два простых предложения в одно сложное.

По своему строению союзы бывают простыми и составными.

Союзы, которые состоят из одного слова, называются простыми: и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.

По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы.

Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни ни, то то и др.) связывают и однородные члены предложения, и простые предложения в составе сложного: Умный знает и спросит, а глупый не знает и не спрашивает. (Пословица.)

Сочинительные союзы по значению делятся на три разряда.

  1. Соединительные: и, да, ни ни, и и, не только но и, как так и, тоже, также. Эти союзы имеют значение соединения   (и это,  и  то):  И  пращ,  и  стрела,  и лукавый кинжал щадят победителя годы. (А. Пушкин.)
  2. Противительные: а, но, да (в значении но), зато и др. Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это):  Не от росы урожай,  а от  поту.   (Пословица.)   Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. (Пословица.)
  3. Разделительные: или, либо, то то, не то нето,  или пли и др.  Эти  союзы  имеют значение  разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет. (К. Паустовский.)   Либо рыбку съесть, либо на мель сесть. (Пословица.)

Подчинительные союзы.

Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчинённое: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба. (Д. Гранин.)

Подчинительные союзы  по  значению делятся  на  разряды:

  1. временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др. Когда мы возвращались домой, было темно и тихо. (А. Чехов.);
  2. причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др. Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шёл дождь.  (Н. Гоголь.);
  3. целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам  отдать.   (М.  Светлов.);
  4. условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др. Если я долго не приезжал в город, то, значит, я был болен или что-нибудь случилось со мной... (А. Чехов.);
  5. уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др. Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми. (В. Короленко);
  1. сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др. Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой. (А. Чехов.);
  2. следственные (указывают на следствие): так что. В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча. (А. Чехов.);
  3. изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др. Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало. (А. Фет.)

Союзы тоже, также, чтобы и части союзов оттого (оттого что), потому (потому что) пишутся слитно. Союзы тоже, также и чтобы нужно отличать от сочетаний местоимений с частицами то же, так же, что бы, в которых частицы же и бы можно опустить. Союзы тоже и также можно заменить союзом и, а союз чтобы — союзом для того чтобы. Ср.: Дождь прекратился, ветер тоже затих (...и ветер затих).Выполни то же задание.

Части союзов оттого (что), потому (что) нужно отличать от местоимений с предлогами от того, по тому. Союзы потому что, оттого что можно заменить союзом так как: Мы пошли дальше, потому что (так как) дождь прекратился.

Союзы, состоящие из одного слова,— простые, например: и, а, как, что, а состоящие из двух и более слов,— составные, например: потому что; не только ... но и; так как; как будто.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Действие жидкости на погруженное тело"

Урок по данной теме построен по принципу микро-исследования учащихся. Ребята самостоятельно проводят предлагаемые эксперименты и учатся делать выводы. В ходе урока повторяются основные звенья процесса...

Разработка урока физики в 7 классе. Тема:Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Урок физики в 7 классе.  Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Урок исследование. Работа в группах....

Методическая разработка урока физики в 7 классе: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело».

Основная дидактическая цель урока- сформировать новые знания и опыт самостоятельной деятельности.По способу проведения - сочетание различных активных форм учебной деятельности. По форме проведения - у...

Действие жидкости на погруженное в нее тело. Сила Архимеда.

Урок изучения нового материала с использованием технологии проблемного обучения....

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Урок "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело" лежит в завершающей части раздела "Давление твердых тел, жидкостей и газа" и является подготовительным этапом для введения темы "Архимедова си...

Проблемный урок-исследование с элементами "погружения" в 11 классе. Тема: "Парадокс любви в стихотворении В.В.Маяковского "Лиличка! Вместо письма,"

Данная методическая разработка урока литературы в 11 классе содержит авторские приемы анализапоэтического текста при помощи структурно-логической схемы,а также с использованием приема "МОЗАИКА АС...