Такие разные письма (урок-представление для учащихся 5-7 классов)
материал по русскому языку на тему

Пешкова Любовь Васильевна

Такие разные письма (урок-представление для учащихся 5-7 классов). Возможно использование данного материала как на уроках по предмету, так и на классных часах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пишите письма!33.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на конкурс «Лучший урок письма»

Автор : Пешкова Любовь Васильевна, учитель русского языка и литературы

Куртамышская кадетская школа-интернат

Тема: Такие разные письма (урок-представление для учащихся 5-7 классов)

 Цель урока:

Образовательная: знакомство учащихся с историей появления письма, особенностями написания письма, формирование умения выделять смысловые части, соблюдение стилевого единства письма;

Развивающая: развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся;

Воспитательная: воспитание  внимательного, доброго отношения к близким и дорогим людям; воспитание интереса к эпистолярному жанру, воспитание любви к родному языку и к истории семьи Родины.

Оборудование : мультимедиа проектор, распечатанные «Алгоритм написания письма» и памятка «Как подписать конверт», чистые конверты на каждого ученика, береста, подсвечник со свечой, перо, «писало», в углу класса импровизированная сцена, где стоит стол, покрытый скатертью, 3 стула.

…Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана.
Из древней темноты, на мировом погосте —
Звучат лишь письмена.
И нет у нас другого достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.

И. Бунин

.

Ход урока

Вступление

За столом сидит человек в кафтане, пишет, диктуя вслух: «От Бориса к Настасье. Как придет эта грамота, пришли мне человека на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли сорочку, сорочку забыл».

Человек уходит, на его место садится мальчик в древней одежде, берет «писало» (заостренную палочку), начинает что-то писать.

Чтец1:  При раскопках древнерусских городов были найдены берестяные грамоты. СЛАЙД

Их оказалось очень много. Это были письма, адресованные друг другу грамотными людьми.
 Что же сообщалось в тех письмах? Древние жители Руси писали друг другу о разном, как, впрочем, и современные люди.
Берестяные грамоты свидетельствуют о широком распространении грамотности. Их авторы - люди не только богатые, но и бедные, мужчины и женщины.
Автор одного письма 14 века просил своего друга прислать ему «чтения доброго», то есть интересную книгу.
Чтец2:  Найдена целая пачка берестяных грамот 13 века, автором которых был маленький мальчик. Звали его Онфим. Он учился грамоте. Это подтверждает написанный несколько раз, всегда в строгом порядке, алфавит. СЛАЙД

(1.Грамота, содержащая неумело записанную дату (возможно, 1263), склады, фрагмент из какой-то церковной книги, а также семерых забавных человечков, число пальцев которых сильно варьируется.

2.На двух перекрещивающихся полосках бересты (слева) — полная азбука и склады. На другой стороне — формула «Поклон от Онфима к Даниле», рисунок зверя и подпись «Я — зверь».)

Когда Онфиму надоело писать, он стал рисовать людей и зверей. По рисункам можно определить, что мальчику было лет пять. Как все мальчишки, он мечтал стать воином и изобразил свои будущие воинские подвиги. СЛАЙД
Чтец1:  Он нарисовал двух всадников, один из которых поражает копьем врага. Под всадником подпись: «Онфим».Выписана также половина азбуки от А до К
Это одни из самых древних известных нам детских рисунков.

(Мальчик уходит)

Беседа

Учитель:
-Как вы думаете, когда люди стали писать письма?

-А зачем нужны письма?

-А как могли общаться люди в то время, когда не было не только Интернета, но и телефонов? -Сейчас можно запросто позвонить, послать SMS, но оперативная связь имеет и свои слабые стороны: в  таком виде передаётся только «голая» информация, в её тени остаётся вся гамма оттенков событий и переживаний, которые необходимо сопутствуют человеческой жизни.

А вот в письмах можно рассказать всё подробно.

Давайте послушаем какие раньше писали письма.

18 век.

В глубине сцены или класса за стол садится человек в костюме 18 века, обмакивает перо в чернила, пишет. (Голос или чтец: Это  знаменитый поэт Гаврила Державин, вот что он пишет своему знакомому Бекетову ) СЛАЙД

Милостивый государь мой Платон Петрович! Покорнейше благодарю вас за доставление мне трагедии г. Нарежного, автора, о котором я еще первый раз слышу. Она удивила меня своею огромностию, однако ж я хотя не скоро, но прочел. Теперь сего имени три трагедии. 1. Сумарокова. 2. Белосельского. 3. Набережного. Желал бы я, ежели господа рецензенты потрудились и рассмотрели красоты их, сравнив между собой. Вы меня много обяжете, ежели по дружбе вашей снабдите еще каковыми-либо новыми произведениями московского Парнаса. Пребываю с истинным почтением и такою же преданностью ваш милостивого государя моего покорнейший слуга

Гаврила Державин.

11 октября 1804 года.

Приехал ли наш Иван Иванович из деревни?

Чтец2: Люди, жившие в XVIII веке, любили писать письма, писали часто и подробно. Такие бытовые письма были приняты в разных социальных сферах, их писали по разным поводам: сообщить сведения о себе, о своих близких, обсудить разнообразные деловые вопросы, описать события общественной жизни.

Чтец1: Хотя письма и предназначались конкретному адресату, они нередко читались всей семьей, близкими родственниками, а если речь шла о государственном деятеле, то и его окружением.

Век 19 СЛАЙД

На сцене семья в костюмах19 века (мать, отец, дочь, сын) читают письмо (девушка читает вслух, остальные внимательно слушают)

Милая дочь моя, Анна!

Поздравляю тебя с днем твоего Ангела, а твоего супруга и милых малюток твоих – с дорогой именинницей.

Кроме пожеланий здоровья, счастья, спокойствия, радостей, позволь дать тебе несколько добрых советов: продолжай идти путем добродетели, как ты шла до этого времени;
будь неутомима в исполнении своих обязанностей, как супруги и хозяйки дома;
будь послушна своему мужу, постарайся предупредительностью своею облегчить его труды, а соблюдением доброго порядка в доме вознаграждать труды его прилежания, тогда он найдет свое счастие в тебе, а ты в нем, и это будет величайшим  утешением для родительского сердца. Если я чем-нибудь могу способствовать твоему благополучию, то во всякое время, от всего сердца, готова сделать все, что возможно, а потому ты можешь с полной уверенность обращаться к твоей

                                                 нежно любящей тебя матери Екатерине.

Чтец2: Это письмо из 19 века, образец его есть в «Письмовнике», который содержал образцы,  нормы и правила, формулы речевой учтивости, вежливости, обходительности, необходимые для написания частных и деловых писем.

Чтец1: А вот что пишет знаменитый полководец Кутузов своей жене перед Бородинским сражением 25 августа 1812 года: «Я, слава богу, здоров, мой друг. Три дни уже стоим в виду с Наполеоном, да так в виду, что и самого его в сером сюртучке видели.

Его узнать нельзя как осторожен, теперь закапывается по уши. Вчерась на моём левом фланге было дело адское: мы несколько раз прогоняли и удержали мест, кончилось уже в тёмную ночь. Наши делали чудеса, особливо кирасиры, и взяли  французских пять пушек.

Детям благословение.

Верный друг Михайло Г[оленищев]-Кутузов».

СЛАЙД

Чтец2 Изучая письма, мы можем проследить живую историю нашего народа, историю конкретных людей, ведь в письмах открывается душа человека, чувства, переживания.

Практическая часть

Учитель: 

Какие бывают письма? (дружеские, поздравительные, в газету, деловые).

Каким стилем напишете личное письмо? Деловое?

А как правильно писать письма? 

(Алгоритм написания письма:

1.     Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…).

2.     Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

3.     Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

4.     Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

5.     Подпись. Дата)

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы письмо дошло до адресата? (Нужно четко указать адрес на конверте)

На каждой парте лежит памятка и конверт “Как подписать конверт”. СЛАЙД

Указание населенного пункта (город, село, поселок, станица, деревня).

Область, район.

Улица (проспект, переулок, площадь).

Дом №, квартира №.

Фамилия, имя, отчество (адресата в дательном падеже; адресанта – в родительном падеже).

Индекс (первые три цифры обозначают область, город, другие три – почтовое отделение).

Подпишите правильно конверт, используя памятку.

Учитель: А вот во время ВОв не было конвертов и приходили по почте в тыл треугольники. СЛАЙД

Чтец 1:

Читайте письма фронтовые

Живую память горьких лет!

Я их читаю как молитвы,

Они несут нам Веры свет.

Они – бесценное наследство,

Для нас,

Не знающих войны,

Как завещанье:

«смерть не властна

Над силою земной любви!»

Учитель: Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями. СЛАЙД

Чтец2: Солдат Владимир Трофименко сообщил своим близким в Сумскую область:

За столом сидит солдат, пишет при свете свечи: «Мы нанесли под Бобруйском тяжелый удар по немцам. Хочется, чтобы 1944 год был последним годом войны. Теперь немцы поднимают руки перед нами, молодыми солдатами в запыленных гимнастерках. Я уже сейчас вижу будущее мирное время, слышу пение девушек, смех детей…»

Учитель: А вот такие письма приходили в 80-е годы и Афганистана СЛАЙД

Чтец1

"Вот уже около трех недель я нахожусь на новом месте службы. Лагерь наш разбит вблизи поселка Бамиан. После переезда пришлось основательно позаботиться о своем благоустройстве. Во-первых, на месте прежних палаток мы поставили новые, построили заново кирпичную столовую, офицерские домики, умывальники. Кирпичи изготовляем на месте, на территории отряда. Два раза побывали в бане, наполовину сделанной из остатков фюзеляжа разбитого самолета. Кстати, она является одновременно и прачечной. В лагерь провели свет благодаря привезенной передвижной электростанции. Однажды даже грозились показать художественный фильм, но, к сожалению, в кинопроекторе перегорела лампа. Работы много, и скучать некогда. Днем жарко, а ночью без бушлата не обойтись. Вертолеты летают редко, а в сентябре перевал вообще будет закрыт, и даже письма до нас доходить будут в течение пяти месяцев. Будьте здоровы и счастливы, мира вам и согласия в доме.
Иохим Владислав Эдуардович (1962 - 25.08.1982)
ГВАРДИИ РЯДОВОЙ
Орден Красной Звезды, медаль "Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа".

Учитель: во многих семьях хранятся письма, открытки. Это своего рода летопись семьи, её история. Я предлагаю рассказать о письмах своей семьи.  (Рассказы детей)

(Детям заранее раздается задание: найти дома, либо в архивах, в библиотеке письма разных лет. Обратить внимание на слог, на то, как правильно написать письмо, рассказать.)

Итог урока

Учитель: Письмо во все времена было очень популярным (а иногда и единственным) средством коммуникации. Не удивительно, что написание писем возвели в ранг полноправного искусства. Красиво писать письма учли, начиная с лицея. Считалось, что образованный человек просто обязан уметь писать красивые письма. Те, кто не обладал легким слогом, обращались за помощью к более одаренным людям, написание писем не было бесплатной услугой. Сейчас ситуация нисколько не изменилась, разве что письма стали еще и электронными.
С помощью писем современный человек обменивается очень большими потоками информации. В письме могут быть описаны последние
новости, оно может содержать призыв или предложение, письмо может быть пригласительным и ли информационным. Но в любом случае оно должно быть правильно составлено.
Если раньше к письмам предъявляли очень высокие требования (хорошая бумага, качественные чернила, клей который не растекается), то сейчас все намного проще. Достаточно составить письмо грамотно — без орфографических и грамматических ошибок. В электронных письмах допустимо ставить разного рода улыбочки-картинки, если это письмо близкому человеку.

Рефлексия

Продолжите строчки в листочках, которые лежат у вас на столе. (некоторые ученики читают ответы

Мне запомнилось ...
Я попробую ...

Домашнее задание Напишите письмо любимому литературному герою, используя алгоритм написания письма.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТАКАЯ РАЗНАЯ МАТЕМАТИКА» (элективный курс для учащихся 9 класса, 34 часа)

Данный элективный курс адресован учащимся 9 класса, собирающимся продолжить обучение в классах естественнонаучного профиля, а также учащимся, ориентированным на гуманитарный профиль, но интересу...

Учебная презентация к уроку развития речи в 5 классе "Такие разные письма"

Учебная презентация "Такие разные письма" содержит иллюстративный и текстовый материал для вариативного использования на уроках развития речи, риторики в 5 классе. С помощью данного материала можно вы...

«Мы такие разные, этим и прекрасны мы!» Внеклассное мероприятие для учащихся 6-8 классов

Россия - многонациональная страна. Здесь проживает более 180 народов и народностей.В нашей школе учатся дети разных национальностей: русские, чеченцы, азербайджанцы, казахи. И только тогда, когд...

Технологическая карта урока "Представление информации в форме таблиц". 5 класс

Технологическая карта урока "Представление информации в форме таблиц". 5 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР» для учащихся 5-6 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА    «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР»   для учащихся 5-6 классов. Срок реализации...

Адаптированная образовательная программа по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1-го класса, имеющих логопедическое заключение «ОНР 3 ур, на фоне задержки психического развития» вариант ФГОС 7.2.

Коррекционно-образовательная программа разработана в целях оказания логопедической помощи обучающимся с задержкой психического развития, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуаль...

Научная конференция "Первые шаги в науку". Тема : SMS – сообщения как новая форма общения 21 в.или Такие разные письма...

Научная конференци   "Первые шаги в науку".   Тема : SMS – сообщения  как новая форма общения 21 в.или  Такие разные письма......