Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку на тему

Пархоменко Елена Викторовна

Обучение русскому языку в школе именно та область, где использование информационных и коммуникационных технологий может принципиально изменить и методы работы, и, что самое главное, ее результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pp.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Современный этап обучения в школе – это реализация в образовательной практике личностно-ориентированных педагогических систем, когда учитель становится не только источником знаний, но и организатором собственной познавательной деятельности учащихся.

Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся. Использование информационных и коммуникационных технологий позволяет усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно измерить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность, и деятельность учителя. В целом реализуется индивидуальный подход в обучении при 100% охвате класса активной работой. В результате достигается заметное повышение объема и качества знаний, умений и навыков. Обучение русскому языку в школе именно та область, где использование информационных и коммуникационных технологий может принципиально изменить и методы работы, и, что самое главное, ее результаты.

Одним из подходов к реализации проектирования учебных ситуаций в обучении русскому языку является работа учащихся с электронными учебными изданиями. В своей работе в 6-х и 8-х классах на уроках русского языка хорошо зарекомендовала себя обучающая программа-тренажер «Фраза», которая содержит все правила русской орфографии и пунктуации, тщательно подобранный и систематизированный материал с разбивкой по классам и темам школьной программы. В одиннадцатых классах при подготовке к экзаменам хорошо использовать «Пособие для подготовки к ЕГЭ по русскому языку» под редакцией Чачиной Т.М., Гарцова А.Д., Рыбакова М.А. Это пособие содержит обширный теоретический материал, который помогает повторить весь школьный курс русского языка. Оно систематизирует правила русской орфографии, помогает выработать устойчивые орфографические навыки, исправляет наиболее распространенные ошибки, формирует речевую культуру. Кроме этого пособия, можно использовать мультимедийный курс «Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0». Специальные интерактивные тренажеры позволяют развить навыки подготовки к экзамену в тестовой форме. Программа комментирует действия ученика, выдает подсказки и ссылки на справочник в случае неверного ответа. В режиме зачета учащиеся выполняют экзаменационные задания на время.

Такие электронные образовательные издания позволяют:

  1. создать психологические условия включения учащихся в тестирования;
  2. эффективно решать проблему более полного погружения в специфику особенностей тестовых заданий;
  3. не только правильно выполнять задания с открытым ответом, но и оценивать их экспертами ЕГЭ по «Критериям оценки выполнения заданий»;
  4. формировать умения ориентироваться в учебном материале, умения быстро действовать и выбирать.

Совершенствование методики преподавания русского языка с использованием информационных и коммуникационных технологий повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся. На уроках русского языка с помощью информационных и коммуникационных технологий организуется выполнение всех традиционных видов упражнений  зрительное восприятие, вставку букв, постановку знаков препинания, редактирование текста. Необходимую информацию можно выделять:

Для привлечения внимания учащихся к неправильно написанной или вставленной букве используется «Мигалка»; в таблицах и правилах нужную букву делаю большего размера, чем остальные.

Использование упражнений на зрительное восприятие очень эффективно на этапе первоначального знакомства с новым правилом. Именно на этом этапе важно с методической точки зрения, чтобы учащиеся видели орфографически правильно

написанные слова на изучаемое правило и умели сравнивать и классифицировать различные слова, имеющие нечто общее в написании, чтобы выбор правила был осознанным.

На уроках литературы можно использовать электронное учебное издание «Хрестоматия по русской литературе», где представлено 22000 страниц полных текстов всех произведений по школьной программе с 5-х по 11-й классы, включая биографии и портреты писателей. В наше время многие дети не любят читать, приходят на урок неподготовленными. Использование такой хрестоматии дает определенный эффект, особенно при изучении лирических произведений или небольших прозаических. Например, в 11-м классе, изучая творчество А.А. Ахматовой, я на уроке использовала это электронное пособие. Учащиеся все смогли прочитать и прокомментировать поэму  А. Ахматовой «Реквием».

Кроме «Хрестоматии», на уроках литературы в 9-м и 11-м классах использую мультимедийный курс «Уроки литературы Кирилла и Мефодия». Он разработан в соответствии с государственным стандартом образования РФ. В этих пособиях представлены уроки, биографии писателей, изучаемые художественные произведения. Новые информационные технологии применяются мною и на уроках мировой художественной культуры. Учащиеся готовят рефераты, рассказывают о художниках и их картинах, показывают их, используя компьютер и мультимедийный проектор. Например, учащимися 11-го класса были приготовлены рефераты о творчестве Пабло Пикассо и Сальвадора Дали.

Компьютерные технологии используются мною на всех этапах работы:

  1. для организации повторения домашнего задания (фронтальный опрос по слайдам-вопросам);
  2. для объяснения нового материала (иллюстративная презентация);
  3. для закрепления материала и проверки учащихся на обобщающих уроках.
  4. Существует много готовых программных продуктов, которые могут быть использованы при проведении современных уроков с применением новых информационных технологий.

Подобные уроки позволяют повысить мотивацию учащихся в изучении предмета, формировать общее мировоззрение на современном научном уровне. Дети относятся к компьютеру с интересом, поэтому он помогает создать подлинно познавательную мотивацию, без которой невозможно успешное обучение в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Косарева Н.Н., Отставнова В.В. Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности обучающихся.

Данная работа представляет собой обобщение опыта работы по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы в старших классах средней школы....

«Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы...

Роль использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы

В статье содержится материал, расрывающий роль ипользования ИКТ в деятельности учителя-словесника....

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы

Использовании на уроках русского языка и литературы информационно-куммуникационных  технологий....

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Курсовая работа об использовании информационно-коммуникационных технологий....

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы...

Доклад на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Современный этап развития общества характеризуется интенсивностью и глубиной информатизации всех его институтов. Существенную роль в этом процессе играет информатизация системы образования, которая ос...