Конспект урока по теме " Морфемный разбор слова" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Позднякова Маргарита Николаевна

Данный урок является завершающим в теме "Морфемика". Можно использовать и для повторения этой темы как в конце 5 класса, так и в начале 6.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_morfemnyy_razbor_slova_5_klass.docx40.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок « Морфемный разбор слова»

Цель урока:  Закрепить понятие о порядке морфемного разбора;развивать навыки  устного и письменного морфемного  разбора ; научить проводить морфемный разбор слова; формировать навыки самоконтроля, рефлексии.

Тип урока : Комбинированный урок

Формы обучения: индивидуальная, групповая.

Задачи: научиться выделять в слове разные морфемы, определять часть речи, придумывать слова по схемам, собирать слова из разных морфем, отработать устный разбор слов, воспитывать любовь к русскому языку.

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать связь  между  морфемикой и орфографией; проводить морфемный анализ слова, морфемный разбор; применять полученные знания и умения на практике.

I. Организационый момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Актуализация знаний.

- Что такое морфема?

-Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.

- С помощью каких морфем образуются новые слова? Приведите примеры.

- Чем отличаются  формы одного и того же слова от однокоренных слов?      Приведите примеры.

III. Работа по теме урока.

 1.  Разберите по составу слова устно: трактористы, привозим, вносишь, сварщик, синеватая (даль), парашютистка, и письменно : (в) сарафанчике,уходит, щерстяным (шарфом) , тихая, безлунная (ночь). К какой части речи относятся данные слова.

Образец рассуждения:

Сварщик - сварщика. В слове нулевое окончание. Основа – сварщик – указывает , что имя существительное стоит в Им.п. ед.ч. Суффикс –чик-, он обозначает лиц по роду занятий. В слове есть приставка с-. Она имеет значение сближения, соединения, скрепления чего-либо.

Сварщик –варить , сварка, сваривать. Корень –вар -.

Комментарий

Детям необходимо напомнить, что корень в слове определяем в последнюю очередь. После выделения основы определяем суффикс и приставку, подбираем однокоренные слова с другими суффиксами и приставками, чтобы яснее выделить корень.

2. Тестовое задание

В каком слове не корня с чередующимися согласными ?

1)газета   2) снеговик  3) бегу 4) редкость

3.Придумать  и записать по  два слова к каждой схеме. Выполнить морфемный разбор. Схемы записаны на доске.

http://pandia.ru/text/78/548/images/image002_113.gif

IV .  Закрепление изученного материала.

Выпишите из любого литературного произведения ( учебник литературы) существительное, прилагательное, глагол и произведите их морфемный разбор.( Самостоятельное выполнение с последующей проверкой).

 V.  Занимательная лингвистика.

а) от глагола ОБГОВОРИТЬ –приставку, от ДУМАТЬ – корень, от глагола ЧИТАТЬ – суффикс , от глагола ПЕТЬ –окончание.

(ОБДУМАТЬ)

б) от прилагательного ПРЕДУТРЕННИЙ –приставку, от глагола ПОГОВОРИТЬ – тоже приставку, от слова СЛАГАЕМОЕ –корень, от глагола РЕШАТЬ – глагольный суффикс, от глагола ПИСАЛ- суффикс прошедшего времени, от СОБИРАЛА –окончание.

 ( предполагала)

2. Кроссворд

Ключевое слово: Раздел науки о языке, в котором изучаются наименьшие значимые части слова.

  1. Окончание – значимая часть слова, которая образует … слова.
  2. Окончание, не выраженное звуками.
  3. Часть речи, которая не имеет окончания.
  4. Суффикс, стоящий после окончания.
  5. Замена одних звуков другими в одной и той же части слова.
  6. Наименьшая значимая часть слова.
  7. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.
  8. Главная значимая часть слова.
  9. Часть изменяемого слова без окончания.

2. http://festival.1september.ru/articles/597757/img1.gif

 Рефлексия.

1. Что нового узнали на уроке?

2. Расскажите о порядке морфемного разбора слова.

2. Какие части слов могут иметь разный звуковой состав?

4.Приведите примеры чередований при образовании слов.

5. Могут ли чередоваться звонкие и глухие согласные в одной морфеме? Если  могут, приведите примеры.

(Звонкие и глухие согласные могут чередоваться: в снегу – снег,  бегу-бег)

Домашнее задание

1. Пар.81.

2. Упр. 416 – устный и письменный разбор слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 5 классе на тему: "Морфемный разбор слова"

Данный материал разработан как урок обобщения и систематизации изученного по теме "Морфемика" в 5 классе....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфемный разбор слова" в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.

Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии  с ФГОС....

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме: Морфемный разбор

Что такое морфемика?Морфемика – это раздел науки о языке, который изучает морфемный состав слова.Что такое корень?Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение,...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Морфемный разбор слова"

На уроке ученики знакомятся с порядком морфемного разбора слова, повторяют определение морфемы, частей слова. Ученики выполняют различные задания на закрепление: разбор слов, задание на внимательность...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме" Морфемный разбор слова"

Знакомство с порядком устного и письменного разбора; формирование навыков выделения значимых частей слова...