Конспект урока в 5 классе на тему: "Морфемный разбор слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Зайдуллина Гульнара Мунавировна

Данный материал разработан как урок обобщения и систематизации изученного по теме "Морфемика" в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_5_klass_morfemnyy_razbor_slova.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОК РУССКО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВА»

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Цели урока:

Образовательная:

  1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемный разбор слова», проверить усвоение понятий «однокоренные слова, форма слова, значимые части слова» (приставка, корень, суффикс, окончание);
  2. Проверить умения учащихся различать однокоренные слова и формы слова;
  3. Контролировать навык определения состава слова;

Воспитательная:

  1. Формирование навыков контроля и самоконтроля;
  2. Активизация познавательной деятельности;

Развивающая:

  1. Развитие умения применять свои знания в нестандартных ситуациях;
  2. Развитие умения сравнивать, обобщать

Принципы обучения.

  1. Систематичности и последовательности обучения.
  2. Доступности (опора на знания учащихся).
  3. Научности.

Оборудование: мультимедийная аппаратура, карточки личного учета; учебник русского языка. 5 класс/ Под ред. Ладыженской.

План урока

  1. Постановка цели урока и мотивация к учебной деятельности учащихся (орг. момент)
  2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний по теме «Морфемика». Лингвистический диктант.
  3. Повторение и анализ морфем.
  4. Обобщение и систематизация морфемного разбора слова.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

I.Организационный момент

II.Воспроизведение и коррекция опорных знаний по теме «Морфемика». Лингвистический диктант.

  1. Раздел лингвистики, изучающий состав (строение) слова (морфемика)
  2. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных лов (корень)
  3. Часть слова, которая служит для образования формы слова (окончание)
  4. Часть изменяемого слова без окончания (основа)
  5. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов (приставка)
  6. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования  слов (суффикс)

III. Повторение и анализ морфем.

А теперь интересная справка: в турецком языке слова очень длинные. Турок берет совсем короткое слово – корень – и надстраивает его. Бывает так, что слова растут и становятся длиннее, чем в таком сравнительно простом примере:

Сэв – любовь

Сэвмек – любить

Сэвмемек – не любить

Сэвдермек – заставлять любить

Сэвдермемек – не заставлять любить

В турецком языке новые «кусочки» привлекаются друг к дружке только в конце слова, так что у него вырастает длинный «хвост». Конечно, некоторые русские слова в начале или в конце надставлены. Например, метилпропенилендигидрокинаннаменилакрилическая кислота.

Задания (по вариантам на карточках):

  1. найдите окончания в словах. Докажите:

1в.: территория, путешествие, читал

2в.: препятствие, артиллерия, горел

  1. выделите основу:

1в.: шкаф, стена, окно, пашня, кисти

2в.: краска, деревья, стул, красивый, погода

  1. найти «третье лишнее»:  пот, потолок, потливый; море, морщины, морской; боль, больница, большой;  водить, вода, подводник.

Физминутка

Посмотрите вправо-влево,

 Руки сжали у груди,

А теперь их отведи,

Дотянись до потолка,

Сбрось усталость всю с себя!

IV. Обобщение и систематизация морфемного разбора слова. В каком порядке проводится морфемный разбор слова?

Задание 1: сделайте морфемный анализ слов: БЕЗВОДНЫЙ, ПРОВОДНИК

Задание 2: из текста выписать слова, состав которых соответствует данным схемам:

Над прудом поземка вьется,

Тени длинные легли.

И негреющего солнца

Красный шар висит вдали.

Игра «Составь слово»

ИЗНОСИТЬ  - приставка

ПРИБЕЖАТЬ - корень

КРИЧИШЬ – окончание

Ответ:  ИЗБЕЖИШЬ

- Какие слова называются однокоренными?

- Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?

Задание 3: найдите однокоренные слова: рыбный, рыба, порыбачить, рыбак, рыбные, о рыбе, рыболовная

V Подведение итогов урока.

Ответим на вопрос «Какова схема морфемного разбора?»

VI. Домашнее задание: подготовиться к словарному диктанту по упражнению 417.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Морфемный и словообразовательный разбор слов"

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Морфемный и словообразовательный разбор слов"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфемный разбор слова" в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.

Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии  с ФГОС....

Урок русского языка в 5 классе по теме "Морфемный разбор слова"

На уроке ученики знакомятся с порядком морфемного разбора слова, повторяют определение морфемы, частей слова. Ученики выполняют различные задания на закрепление: разбор слов, задание на внимательность...

презентация и конспект урока 5 класс. " Прямое и переносное значение слов"

Данный конспект  представляет собой технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС. Дается презентация, в которой используется суперфизминутка....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме" Морфемный разбор слова"

Знакомство с порядком устного и письменного разбора; формирование навыков выделения значимых частей слова...

Презентация к уроку русского языка по теме "Морфемный разбор слова"

Презентация к уроку русского языка по теме "Морфемный разбор слова"...