Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Морфемный и словообразовательный разбор слов"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Морфемный и словообразовательный разбор слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_6_klasse.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме:

«Морфемный и словообразовательный разбор слов»

Учитель русского языка и литературы

Киршина Нина Арсентьевна

ГБОУ СКШИ VII вида № 49

Морфемный и словообразовательный разбор.

Цели:

- совершенствовать навык морфемного  и словообразовательного разбора слов; дифференцировать эти виды разбора слов; развивать орфографическую зоркость учащихся;

- расширять кругозор учащихся и прививать интерес к природе;

- развивать внимание учащихся, способствовать укреплению здоровья.

                                 

                                  Ход  урока.

  1. Организационный момент.

Цель: мотивация учащихся на совместную деятельность; сообщение темы урока.

  1. Словарная работа.

(Учащиеся объясняют выбор и значение приставок пре- и при- , выделяют .орфограммы).

.

Презабавный случай, прифронтовая полоса, престарелый житель, пришить пуговицу, привокзальная площадь, презирать труса, преградить дорогу, приобрести дом, прилежный ученик, удивительное приключение.

        - Назовите слова, в которых приставка теперь стала частью корня.

    III.         Слово учителя.

                  Ребята, несмотря на то, что, на дворе осень, но неожиданно для  

                  всех выпал первый снег. Не зря в народе говорят: «Ноябрь не зима,    

 а предзимье: зима с осенью борется». Поэтому ноябрь называют полузимником. По словам В.Бианки, ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, декабрю родной брат. Скоро зима вступит в свои права.

  1. Синтаксическая пятиминутка.

(Предложения записаны на доске. Вызванный ученик вставляет пропущенные буквы, объясняет орфограммы, затем проводит синтаксический разбор 1-го предложения. Затем другой  ученик  проводит работу над 2- предложением, которое записывается   остальными уч-ся  в тетрадях).

Задание: выделить грамматическую основу, указать, чем выражены главные члены предложения, составить схему, дать характеристику

Предложений.

В зимн…м тумане раскинули свои голые ветки д…ревья, и ле…кий сн…жок пр…крыл землю.

Скоро п…кинут р…дные кр…я перелетные птицы, и тогда на землю ляжет наст…ящий зимн…й снег.

  1.  Работа с текстом.

- А сейчас мы прочитаем текст, из которого узнаем, откуда берется снег.

(Учитель раздает всем уч-ся карточки с текстом и читает его вслух).

Где рождается снег?                                                                      

                                (По М. Гумилевской)

Что такое снег?  Это много, очень много красивых снежинок: они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов – чистые, хрупкие, сверкающие.

Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды. Но снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками льда. Но они никогда не превращаются в снежинки.      

Водяные пары  поднимаются очень высоко над землей, и здесь сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки- кристаллики. Кристаллик все время растет и становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно опускаются, собираются хлопьями  и падают на землю.

-  Из чего рождается снег?

- А что рождается из капелек воды?

- Как автор описывает снежинки?

- Объясните значение словосочетания «хрупкие снежинки».

Задания:

  1. Списать последнее предложение, произвести синтаксический разбор.
  2. Выписать из текста однокоренные слова и разобрать по составу.

Снег, снежинки; вода, водяные; лед, льдинки.

                - А какие еще однокоренные слова можно подобрать к этим словам?

                - Как называются части слова?

                 - Какой мы произвели разбор?

                3. Произвести словообразовательный разбор этих же слов.

                    Снежинки           снег

                     Водяные                  вода

                      Льдинки                  лед

                - Каким способом образованы слова?

VI . Выбрать правильный словообразовательный разбор (устно)

          а)  доледниковый – ледниковый

          б) доледниковый  -  ледник

           в) доледниковый  -  лед

А теперь составьте словообразовательную цепочку из этих слов:

 Лед         ледник         ледниковый          доледниковый                      

   - Каким способом образованы эти  слова?

VII . Гимнастика для глаз.

         (см.приложение)

VIII. Работа по учебнику.

         Чтение материала    35, с.74.

    -     Чем отличается морфемный разбор от словообразовательного?

 1Х.     Коллективная работа, упр. 178:

             (в левый столбик выписать слова с суффиксами, а в правый – без суффиксов; определить вид разбора слов)

              Доблесть, свежесть, вестник, лесник, плотник, истина,картофелина,

              малина.

     Х.  Самостоятельная работа, упр. 179

 (составить словообразовательные цепочки)

             Прапрадедушка, раскрасавец, сверхготовность, бесчеловечный,

 ненаучный, прескучный.

     Х1. Домашнее задание с.76, упр. 182.

     Х11.  Итог урока.

                Комплекс упражнений гимнастики для глаз.

Быстро поморгать, закрыть глаза  и посидеть спокойно,  медленно считая до пяти. Повторить 4 - 5 раз.

  1. Крепко зажмурить глаза (считать до трех), открыть их и посмотреть вдаль (считать до пяти). Повторить 4 – 5 раз.
  2. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 – 5 раз.
  3. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 – 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 – 6.Повторить4 – 5 раз.
  4. В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 – 6.  Повторить  1 – 2 раза.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"

Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо...

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение.  «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...