Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме" Морфемный разбор слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Короткова Надежда Романовна

Знакомство с порядком устного и письменного разбора; формирование навыков выделения значимых частей слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Русский язык, 5 класс

Морфемный разбор слова

Короткова Надежда Романовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Мигнинская СОШ» имени Полного Кавалера ордена Славы Юферова Григория Прокопьевича,

Ермаковский район, Красноярский край

Цель деятельности учителя

Знакомство с порядком устного и письменного разбора; формирование навыков выделения значимых частей слова

Задачи учителя

Научить проводить морфемный разбор слова

Тип урока

Комбинированный

Планируемые результаты

Предметные: знать порядок морфемного разбора, уметь производить устный и письменный морфемный разбор.

Метапредметные: осознание целей учебной деятельности, умение поставить перед собой цель и  найти способы его достижения.

Личностные: уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка.

Методы и формы обучения

Эвристический метод, работа со словом, индивидуальная, фронтовая, групповая работа

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net, http://www.zavuch.info

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор

Наглядность

Мультимедийная презентация, выполненная группой учеников

Основные понятия

Морфема, морфемный разбор

Структура урока

Этапы урока

Задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия

Формируемые умения

Промежуточный контроль

  1. Моти
  2. вация к учеб
  3. ной дея
  4. тельности

Мотивационная подготовка к изучению материала

Слово учителя:

Язык, великолепный наш язык.

 Речное и степное в нём раздолье,

 В нём клёкоты орла и волчий рык,

 Напев, и звон, и ладан богомолья.

                                                       К.Д.Бальмонт

Какая истина заключена в четверостишии? Выпишите слова, имеющие суффиксы.

Участвуют в диалоге с учителем, делают записи в тетрадь.

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учебно-познавательной деятельности;

Познавательные: понимают учебную задачу;

Регулятивные; выполняют необходимые действия

Листы обратной связи

2.Актуализация знаний

Эвристическая беседа на воспроизведение ранее изученного

Что такое морфема? Из каких морфем может состоять основа слова? Какова роль приставки и суффикса? По какому признаку слова поделены на 2 колонки?

(лес, о лесе, лесами, в лесу – лес, лесной лесовик, подлесок). Приведите примеры однокоренных слов и формы одного слова. Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?

Дают полные ответы, исправляют недочёты в ответах одноклассников.

Фронтальная, групповая

Познавательные:

Анализируют, сравнивают, квалифицируют;

Регулятивные; принимают и выполняют учебную задачу

Устные ответы

3.Выявление причин затруднения,

Составление лингвистической задачи

Игра по группам, письменная работа

Игра «Кто быстрее? »

Придумайте слова с разными приставками

1-вариант- бежать

2-вариант – рисовать

Меняется ли значение нового слова? (Меняется приставка, меняется и значение слова)

Игра «Составь слово» От глагола пошёл взять приставу. От слово подарок – корень; от слова флажок -

Участвуют в игре, выполняют лингвистические задания одноклассников и сами составляют задание.

Индивидуальная, парная

Познавательные: выполняют учебные задачи, классифицируют, делают выводы.

Личностные: проявляют способность к самооценке.

Коммуникативные: задают вопросы однокласснику с целью уточнения задания. Учителю – с целью необходимой  для решения проблемы информации.

Устные ответы, письменная работа

суффикс. Что получилось?

А теперь придумайте свою такую задачу и продиктуйте однокласснику.

Участвуют в игре, составляют свою лингвистическую задачу.

Индивидуальная, групповая

Физкульт-минутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Выполняют движения в соответствии с текстом

Фронтальная

  1. Целеполагание

Введение новых понятий, составление памятки

Формулирует цель вместе с учащимися, принимающими её на себя.

Игра «Четвёртый лишний».

Вспомните, что такое корень. В каждом ряду найдите лишнее слово, для этого выделите корень, укажите его лексическое значение.

Формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.

Групповая

Познавательные: систематизируют знания, слушают и при необходимости исправляют товарища.

Регулятивные: планируют в группе необходимые действия.

Коммуникативные: строят небольшие высказывания, осуществляют совместную деятельность в группах

Устные ответы,

письменная работа

5, Творческая деятельность

Знакомство с образцом морфемного разбора на слайде, пересказ сущности новых понятий

На слайде порядок морфемного разбора.

Устный морфемный разбор по образцу.

Воспринимают информацию на слух, составляют памятку

Парная, индивидуальная

Регулятивные: контролируют учебные действия, осознают правило контроля.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Составление памятки

  1. Закрепление (первичное)

Устное и письменное обобщение

Тренируемся в устном разборе. Задание по вариантам.

Повозка, пришкольный, школьник, трактористы, привозим, вносить, парашютистка, синеватый.

Объяснительный диктант.

Разобрать по составу слова

Слушают ответы по вариантам, записывают под диктовку, выполняют морфемный разбор указанных слов.

Индивидуальная, по вариантам.

Личностные: осваивают новые виды деятельности.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения.

Листы обратной связи

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Запись д/з

П.81, упр. 435

Формирование рациональных способов применения знаний, выполнение разноуровневых заданий

Выполнение разных по сложности упражнений (упр.433, 434,436)

Выполняют задания, проводят морфемный разбор.

Индивидуальная

Познавательные: выполняют задания, используя эталон и материал учебника.

Регулятивные: самостоятельно выбирают задание по уровню сложности.

Коммуникативные: формулируют собственные мыслия. Готовят связное высказывание.

Задают при необходимости наводящие вопросы.

8.Повторение изученного

Работа с учебником, оценивание результатов работы

Из любого упражнения учебника выпишите существительное, прилагательное, глагол и проведите морфемный разбор.

Выполняют задание самостоятельно.

Индивидуальная, фронтальная

Познавательные: используют полученные знания в практической деятельности.

Регулятивные: оценивают, исправляют, объясняют ошибки.

Самооценка

  1. Рефлексия (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

Что нового узнали?

Дайте оценку нашей работе с помощью карточек на столе (улыбающееся лицо, грустное лицо)

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Индивидуальная, групповая

Регулятивные: самооценка.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Листы обратной связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...