Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Произношение ударных и безударных гласных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мидзяновская Ирина Георгиевна

Многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Правописание подчиняется определенным законам языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_5_kl_i.g.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Произношение ударных и безударных гласных звуков»

Учитель: Мидзяновская Ирина Георгиевна

Ход урока

  1. Учитель отвечает на вопросы, возникшие при выполнении домашнего задания.
  2. Словарный диктант с фонетико-графическим заданием: записать слова в две колонки
  1. Слова, в которых количество букв и звуков совпадает
  2. Слова, в которых букв больше, чем звуков

Капитан, корабль, ручьи, долина, речь, калач, борщ, помощь, рожь, гараж, камыш, ветошь, строишь, видишь, обозначьте, беречься.

Задание: указать слова, в которых ь (мягкий знак) пишется согласно орфографическим правилам.

  1. Слово учителя. Многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Эта особенность присуща и многим другим языкам. Мы говорим [дуп], [в´идро], [сабака], [зд´элать], но пишем: дуб, ведро, собака, сделать. Попробуйте ответить, почему так происходит?

Начнем обсуждение этого непростого вопроса.

(Вывод: в некоторых словах правописание совпадает с произношением, а во многих не совпадает, и этому есть объяснение. Правописание подчиняется определенным законам языка)

  1. Самостоятельное выполнение упр.71 с последующим разбором выполненного задания.
  2. Используя материал упр.65, составить задание в форме теста

1 тест. Из четырех-пяти предложенных слов выбрать то, которое пишется по произношению

2 тест. Какое слово пишется не так, как произносится?

3 тест. В каком слове написание и произношение совпадают?

  1. Итог урока.
  2. Домашнее задание. На листочках даются вопросы для домашней работы (Приложение 1).

Приложение 1.

  1. Передайте звуки в словах буквами. Сравните звуковой и буквенный состав каждого слова. Сделайте выводы.

Образец. [пр´ихот] – приход. В этом слове только последний звук передается не своей буквой: [т] – д, так как на конце слова звонкий согласный всегда заменяется глухим, то есть происходит оглушение звука.

[в´эн´ик] -- ____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

[т´итрат´] -- ____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

[з´д´элат´] -- ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

[алфав´ит] -- ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Выпишите из школьного орфографического словаря:

а) два слова, где буквы и звуки соответствуют друг другу;

б) пять-семь слов, где не все буквы соответствуют звукам.  

Образец записи: а) закон – [закон]; б) стульчик – [стул´ч´ик] (ь передает мягкость предыдущего согласного звука, а сам звука не обозначает).

______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".

Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и  упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке....

конспект урока по русскому языку по теме "Внимание! Опасный безударный гласный!"

Урок посвящен повторению и обобщению знаний о безударных гласных в корне слова, способах их проверки, выявлению данной орфограммы в предложениях.  Данная тема предложена в сочетании с повторением...

Методическая разработка урока по русскому языку 5 класс «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Ti...

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе "Чередование безударных гласных в корне. Обобщение".

Материалы содержат конспект урока по теме "Чередование безударных гласных в корне. Обобщение" и презентацию к уроку....