Конспект урока русского языка "Путешествие в мир русской иконописи"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

ЦЕЛИ УРОКА:

•  учиться рассуждать об иконописи как о ценности культуры;

•  дать необходимые фоновые знания об этом виде искусства;

•  расширить лексический запас культуроведческой лексикой;

•  способствовать воспитанию любви и уважения к иконописи как

 уникальному виду искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx45.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в мир русской иконописи»

 «Русская икона является одним из самых примечательных художест
венных открытий XX века... Это искусство не было ни аскетичным, ни суро'
вым, ни фантастичным... в нем ярко отразилось живое народное творчество...   его   следует   рассматривать   как   одно   из   самых   совершенных
проявлений русского гения» (В.Н. Лазарев);

ЦЕЛИ УРОКА:

  • учиться рассуждать об иконописи как о ценности культуры;
  • дать необходимые фоновые знания об этом виде искусства;
  • расширить лексический запас культуроведческой лексикой;
  • способствовать воспитанию любви и уважения к иконописи как

 уникальному виду искусства.

.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

репродукции икон;

презентация;

раздаточный материал к уроку:

  1. .«Программа  путешествия в мир иконописи»:  

Посетим. Встретимся.

Цель этапа путешествия

1.Встреча с мастерами, создававшими иконы.

1. Узнать, как  создавались, «творились» иконы.

2. Посещение искусствоведа.

2. Разобраться в символике икон.

3. Встреча со знатоком религии.

3. Выяснить, какова цель создания икон в древности.

4. Встреча с историком.

4. Понять связь между историческими событиями и иконами.

5. Знакомство с литературоведом.

5.Познакомиться с легендами, связанными с иконами.

6. Встреча с языковедом.

6. Познакомиться с образцом описания икон.

2).Путевой дневник;

3).План, данный в готовом виде;

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Вступительное слово учителя

- Наш урок проходит сегодня в рамках Дней славянской письменности и культуры. Вы знаете, что каждый год 24 мая празднуется этот праздник. Празднуется он в честь святых Кирилла и Мефодия, создателей славянской псьменности. Сегодня на уроке мы совершим удивительное путешествие в мир русской иконописи, узнаем, что такое икона, как она создавалась, увидим и постараемся понять ее красоту и ценность.

Наша задача также будет заключаться в том, чтобы составить рассказ на тему «В чем заключается ценность русских икон», в помощью которого мы попытаемся убедить любого слушающего нас человека в том, что искусство является действительно величайшей ценностью русской культуры.

Итак, мы отправляемся в путешествие (учащиеся знакомятся с «Программой путешествия в мир иконописи»). В ходе путешествия необходимо вести «путевой дневник», в котором вы будете записывать отдельные сведения, факты, услышанные в ходе путешествия.

 4.Лексическая работа

Слово «икона» — греческого происхождения. Дословно обозначает «изображение», «образ».

«Иконописец» — тот, кто занимается живописью.

 «Иконопись» — вид религиозной живописи, писание икон.

5.Отправление в путешествие.

— Начинаем мы наше путешествие с мастерской иконописца. Н.К. Рерих писал об этом так:

«На Москве на государевом иконном тереме творится прехитрое и прекрасное дело. Творится в тереме живописное Делоне зря, как-нибудь, а по уставу, по крепкому приказу, ведомому самому великому государю царю и государю патриарху...

По заведенному порядку создается икона...

Утром, на восходе красного солнышка, от Китай-города из Иконной улицы, где живет много иконников, гурьбами, дружно идут на работу мастера, крестятся на маковки храмов кремлевских и берутся за дело. Надевают замазанные в красках да в клею передники, лоб обвяжут ременным либо пеньковым венчиком, чтобы не лезли в глаза масляные пряди волос, и творят на ногтях или на доске краски. Кто работает молча, насупясь, кто уныло тянет сатиры, подходящие под смысл изображения, иной же за работой го-торит, перекидывается ласковым или спорным словом с товарищем, но письмо от таких разговоров порухи не терпит, ибо знает свое дело рука...»

- Первая встреча в сегодняшнем путешествии - встреча с мастерами, создававшими иконы. Поможет нам с ними встретиться Калашникова Лена. Во время рассказа делайте пометки в путевых дневниках. Этот материал вам пригодиться для написания сочинения.

Рассказ экскурсовода о создании икон

В древности существовали свои традиции росписи икон.

В средние века икону делал один мастер, как правило, монах. К XVIII веку роспись икон становится ремеслом: одни мастера пишут лица, другие —одежду святых, третьи — надписи, четвертые чертят кресты.

Писали иконы на деревянных досках. Использовали дерево липы, дорогое ароматное сандаловое дерево, кипарис.

Затем начинали обрабатывать лицевую сторону иконы. На нее клеили ткань, затем наносили специальный раствор (левкас), изготовленный из мела и клея. Поверхность тщательно выглаживалась.

Другие мастера переносили рисунок на икону. Одни для этого пользовались подлинниками, представлявшими собой старый образец иконописи. Помимо подлинников в мастерских пользовались специальными наколотыми рисунками, которые прикладывали к доске и припорашивали. Линия, проколотая точками, пропускала порошок, и рисунок был переведен.

После нанесения рисунка иконописец слегка процарапывал его, а затем приступал к золочению.

Золото не только украшало икону, но и имело божественный смысл солнца, света, сияния.

Затем работали красками, в которые замешивали яичный желток. Иконы покрывались первоначально светлыми красками, потом более темными обводили контуры рисунка. Чтобы роспись приобрела объем, иконописец наносил несколько слоев красок, стушевывая их по краям.

Для окончательного завершения иконы ее нужно было проолифить. Чистое льняное масло проваривали, заливали в бутылки, полгода томили в печах. Этим маслом и покрывали икону. Благодаря этому краски закреплялись на грунте, и икона становилась более цельной по цвету.

Раньше назначение иконы было прежде всего культовое. Но важна и ее эстетическая ценность. Поэтому иконы украшали: делали оклады из дорогого материала, вышивали золотом и серебряными нитями, украшали драгоценными камнями.

Уникально и необычно создание икон. Почему же долгое время иконы не ценились, не замечалась их красота? Дело в том, что олифа имела свойство темнеть со временем. Через 80-100 лет от первоначального рисунка не остается ничего. Следующее поколение поверху расписывало иконы, закрашивая изображение. В результате к XX веку древние иконы представляли собой наслоение красок. Только в середине XX века ученые и реставраторы научились очищать иконы от наслоений, показывая нам их в первоначальном виде.

- Но икону нужно не только видеть, ее нужно уметь читать, понимать, что на ней изображено. А потому следующий этап нашего путешествия – посещение искусствоведа, в роли которого сегодня выступит Пузанов Саша. Он  расскажет нам о символике икон.

Рассказ искусствоведа о символике икон

Глядя на иконы, понимаешь, что все, что на них изображено, велико и значительно, это не просто лики, а события, вечно живущие в людской памяти.

Об этом пребывании в вечности свидетельствует нимб над головой изображенных святых.

Золотой и алый фон — символ вечного, негасимого света. Свет, господствующий на иконе, — сияющий, чистый, яркий — цвет вечности. Он превосходит по силе и яркости каждодневный, ежеминутный.

Этой же цели подчиняется и изображение ликов святых: отрешенные духовно сосредоточенные, наполненные идущим изнутри светом.

Фигуры на иконе кажутся бестелесными, легкими, словно тоже принад лежат вечности.

  Есть символика и в изображении святых. Если изображаются святые мученики, то у них в руках крест. Епископы держат в руках Евангелие, пророки — свитки, святые врачи — ларец с лекарствами или ложку.

Ангелы изображались безбородыми, а святые — бородатыми.

- Теперь мы знаем, как читать икону . Но для чего же все-таки она создавалась? Чем была икона  для русского человека? Знаток религии, Епремян Гена, Расскажет нам об этом.

 Рассказ знатока религии о значимости иконы для церкви

На Русь икона пришла в X веке из Византии в связи с принятием христианства. Икона сопровождала русского человека.в течение всей его жизни. К иконам обращались с молитвой. Иконой благословляли родители молодых людей, вступающих в брак. Икону брали с собой, отправляясь в путешествие, идя на битву.

Для церкви икона — символ таинственной связи верующего человека с Богом. Через икону человек обращался к Богу с молитвой, с просьбой.

Христианство проповедует идею спасения человека. Ради спасения людей родился Иисус Христос, проповедовал свое учение о любви к ближнему, о прощении обид, о необходимости поступать с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. Ради спасения людей он принял мученическую смерть.

В различных иконах раскрываются отдельные моменты истории человеческого спасения, основные события на пути этого спасения, те люди, которые жили на Земле во имя Бога и погибли за веру.

—        Итак, вы услышали о том, что иконы играют большую роль в жизни
верующих людей. Были среди икон особо почитаемые. Одной из таких икон
является икона Богоматери Владимирской

А вот что об этой иконе нам расскажут историки.

рассказ историка об иконе Владимирской Богоматери

Этому шедевру живописи посвящено «Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери», один из древнейших памятников русской истории и литературы.

Икона, как утверждает «Сказание», подтолкнула князя Андрея к мысли о. создании на севере независимого от Киева Владимиро-Суздальского княжества. Не желая оставаться в Вышгороде, она постоянно меняла свое место в храме, и удивленные служащие не раз видели, как «Богоматерь иконописная» стоит среди церкви на воздухе. Слушая эти рассказы, князь решил, что иконе не угодно стоять в Вышгороде.

В 1155 году князь Андрей Боголюбский тайно ночью вывез ее в Суздальскую землю, украсил ее золотом, жемчугом, драгоценными камнями, брал ее с собою в походы.

Икона Владимирской Богоматери для русского человека не только предмет культа, но и воплощение доброты и милосердия. Много раз помогала эта икона людям.

В «Сказании» говорится, что окончание строительства Золотых ворот во Владимире стало праздником; под своды башни собрался народ, и здесь случилось страшное — своды рухнули, руины заживо погребли людей. Князь Андрей приказал разбирать камни, но прежде совершил молитву перед иконой, К всеобщему удивлению и радости откопанные из-под развалин люди остались живы.

В 1395 году Тамерлан с многотысячным войском, наводя страх и ужас, вторгся в пределы русской земли. Князь московский Василий Дмитриевич, Чувствуя перевес сил и мало надеясь на победу, просил перенести из Владимира в Москву чудотворную икону. Несли ее 10 дней. Люди стояли по обеим сторонам дороги на коленях и молились, встречая икону.

Историки до сих пор не знают, как объяснить то, что произошло дальше, Тамерлан внезапно повернул назад. Русские воины поняли это как заступничество Богоматери.

В 1237 году хан Батый взял Владимир. Город пылал как громадный костер. Многие церкви, в том числе и Успенский собор, пострадали от огня. чудесная икона не пострадала ни от рук ордынцев, ни от пожара.

—        Так в письменных источниках сочетаются воедино реальность и вымысел, а знаменитая икона становится свидетелем и участником русской истории.

История всегда тесно связана с литературой. Тем более древняя история и древняя литература. Побеседуем с литературоведом, Пасько Вадимом, послушаем легенды, сложившиеся вокруг имен святых.

Рассказ литературоведа о легендах, сложившихся вокруг имен
святых        

Принимая христианство, Древняя Русь взяла в Византии и церковный календарь (святцы). В нем один день в году посвящается какому-либо святому.

Святой Георгий — мученик за веру. Его житие (описание жизни) рассказывало, как однажды к римскому императору Диаклетиану явился юный военный трибун и заявил, что он христианин. Император, ненавистник христианства, велел ему отречься от Христа, но юноша был непреклонен. Император разгневался и велел казнить юного воина. Его зверски мучили, но он неизменно воскресал.

Ореол страшных мучений сделал его одним из популярных святых. Народная фантазия сделала рассказы об этом святом похожими на сказку.

В стране Ливийской, говорится в Житии, жил царь идолопоклонник. Бог за его грехи наслал на город страшного змея, который стал уничтожать жителей страны.

Чтобы умилостивить чудовище, ему отдавали на съедение многих юношей и девушек, очередь дошла и до царской дочери, и она пошла на озеро, где обитал змей. В это время мимо дворца проезжал Георгий. Он вступил в битву со змеем. Змей был очень силен, но молитва, обращенная к Богу, дала силы Георгию, помогла ему одолеть змея.

Образ воина-героя стал одним из самых любимых на Руси. На иконах чаще всего изображают момент победы святого над змеем: юноша на вздыбленном белоснежном коне золотым копьем пронзает чудовище.

—        Нужно не только знать многие сведения об иконах, но и уметь рассказывать о них. Послушаем языковеда, Ковтышного Романа, который покажет нам пример описания иконы «Чудо Георгия о змие».

Описание иконы языковедом.

На ослепительно алом фоне (символ света вечности) показан кульминационный момент сражения Гергия со змием.

 В самом центре иконы, занимая ее почти целиком, парит на белом коне всадник. Легким кажется его конь, легка и его фигура в красноватой кольчуге и золотистом плаще.

 Окруженный светлым нимбом лик святого показывает не напряжение борьбы, а покой и светлую надежду.

 Своим острым золотым копьем он пронзает змея, который извивается под копытом белоснежного коня.

 Эта картина символизирует обязательную победу добра над злом, как бы сильно зло ни было.

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Надеюсь, оно не оставило  ваши сердца равнодушными, дало почувствовать сопричастность нас, людей 21 века, с историей, культурой и литературой нашего народа. А сейчас мы составим устное коллективное сочинение  с помощью  плана, данного на экране и памяток, которые лежат на столах у каждой микрогруппы. Итак, тема нашего устного коллективного  сочинения

«Иконы – великие ценности русской культуры»

  1. Работа с планом.(Дан в готовом виде)
  1. За что мы ценим русскую икону?

А) наличие уникальной техники создания икон;

Б) русские традиции, связанные с почитанием иконы;

В) связь культуры и истории иконописи;

Г) взаимосвязь литературы и истории;

Д) эстетическая ценность икон.

         2. Иконы – национальное достояние современной России.

      7.  Работа в группах.

Задание: Составить устное сочинение по плану, пользуясь записями путевых дневников.

  1. Составление сочинения.
  2. Выступления учащихся.

      9. Итог урока.

      10. Д/р – готовиться к контрольной работе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 5 классе "Русские народные сказки", презентации к уроку

Конспект урока литературы в 5 классес применением проектной технологииТема урока: "Русские народные сказки"Цели урока:1)     Формировать представление о сказках как жанре фол...

Конспект урока в 11 классе по русскому языку " Типы текстов"

Материал по подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ по русскому языку...

Конспект урока технологии "Вышивка в истории русского женского костюма"

Развёрнутый план-конспект урока технологии в 6 классе. Тип урока - комбинированный. Урок богат разнообразием форм и методов. Смена деятельности учащихся позволяет оптимизировать темп урока. Ур...

Конспект урока объяснения нового материала по русскому языку на тему: «Понятие о сложноподчиненном предложении»

Конспект урока обяснения нового материала по русскому языку на тему "Понятие о сложноподчиненном предложении"Класс:9Конспект составлен по учебнику для национальных школ....

Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»

Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»,презентация,план-навигатор....

конспект урока "Ритуалы, обычаи в жизни русского народа Владимирщины

Конспект урока "Ритуалы, обычаи в жизни русского народа Владимирщины"....

План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...