Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Орфографические и пунктуационные трудности русского языка», 9 класс
    рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

    Петрова Наталья Петровна

               Рабочая программа элективного курса разработана на основе  Программы для образовательных учреждений. 5-11 классы: Основной курс, элективные курсы (автор-составитель С.И. Львова).-М.: Мнемозина, 2012.     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon elektiv-9-rya.doc176.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда

    средняя общеобразовательная школа № 12

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

    «Орфографические и пунктуационные

    трудности русского языка»,

    9 класс

     

                                                                                   Составитель:

                                                                                   Петрова Н.П.

                                                                                   учитель русского языка и литературы    

                                                                                   МАОУ СОШ № 12

                                                 

                                                                           Калининград, 2014

    Пояснительная записка.

               Рабочая программа элективного курса разработана на основе  Программы для образовательных учреждений. 5-11 классы: Основной курс, элективные курсы (автор-составитель С.И. Львова).-М.: Мнемозина, 2012.     

            Авторская  программа, рассчитанная на 70 часов, адаптирована для учащихся 9 класса.

     При составлении рабочей  программы учителем выбраны вопросы орфографии и пунктуации, вызывающие у них наибольшее затруднение. На изучение орфографии планируется 18 часов (вместо 35 часов по программе С.И.Львовой), на пунктуацию-16 часов (вместо 35 часов по программе С.И.Львовой). На систематизацию и повторение пройденного выделен 1 час.

            Вначале планируется  изучение вопросов орфографии, затем пунктуации. Такой подход предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации – совершенствование орфографических умений.

           В связи с уменьшением времени на изучение курса планируется объединение тем без сокращения дидактических единиц.

            Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

               Особенностью курса является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).

    Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).

    На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.

    Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.

                 Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

                  Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности обучающихся.

    Содержание программы учебного курса

    № п/п

    Раздел, темы

    Количество часов по программе С.И.Львовой

    Количество часов по рабочей программе в 9 классе

    1

    Особенности письменного общения

    2

    1

    2

    Орфография

    32

    16

    Орфография как система правил правописания

    2

    1

    Правописание морфем

    18

    9

    Слитные, дефисные и раздельные написания

    10

    5

    Написание строчных и прописных букв

    2

    1

    3

    Речевой этикет в письменном общении

    2

    1

    4

    Пунктуация

    32

    16

    5

    Систематизация и обобщение пройденного

    2

    1

    Итого

    70

    35

    Особенности письменного общения (1 ч)

    Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) — слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) — чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.

    Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания: в устной речи  и  в письменной речи.

    Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.

    Возникновение и развитие письма как средства общения.

    Орфография (16ч)

    Орфография как система правил правописания (1ч)

    Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.

    Некоторые сведения из истории русской орфографии.

    Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи.

    Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.

    Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже — через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой — нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

    Правописание морфем (9ч)

    Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий принцип русского правописания (морфематический).

    Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

    Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.

    Правила, нарушающие единообразие написания корня и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

    Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-//-бер-, -тир-//тер-, -стил- / / -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а); 2) -раст-//-рос-,-скак-// -скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар-//-твор-, -клан- // -клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере// ре, ело// ле.

    Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска дощатый, очки очечник).

    Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т. п.),

    Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.

    Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.

    Типичные суффиксы имен существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -изн(а), -есть- (-ость-), -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и -ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением уменьшительности.

    Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват-(-еват-), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -онък- (-енък-) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.

    Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева) и -ыва-(-ива-). Написание суффикса -е-или -и- в глаголах с приставкой обез-/обес- (обезлесеть обезлесить); -ться и -тся в глаголах.

    Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять посеявший посеянный).

    Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

    Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

    Различение окончаний и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

    Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ .

    Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

    Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.

     Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

    Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

    Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.

    Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-ист-ого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость.

    Слитные, дефисные и раздельные написания (5ч)

    Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

    Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

    Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

    Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.

    Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий много обещающий).

    Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

    Работа со словарем «Слитно или раздельно?».

    Написание строчных и прописных букв (1ч)  

    Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.  Работа со словарем «Строчная или прописная?»

    Речевой этикет в письменном общении (1ч)

    Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи.

    Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.

    Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и

    Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

    Пунктуация (16ч)

    Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (1ч)

    Некоторые   сведения   из   истории   русской   пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

    Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

    Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.

    Разделы русской пунктуации:

    1) знаки препинания в конце предложения;

    2) знаки препинания внутри простого предложения;

    3) знаки препинания между частями сложного предложения;

    4) знаки препинания при передаче чужой речи;

           5) знаки препинания в связном тексте. Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом.

     6)Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

    Знаки препинания в конце предложения (1ч)

    Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

    Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.

    Знаки препинания внутри простого предложения (6ч)

    Система правил данного раздела пунктуации.

    Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.

    Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.

    Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

    Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).

    Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.

    Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов. Обособление приложений.

    Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.

    Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

    Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.

    Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.

    Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.

    Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что же) и др.

    Знаки препинания между частями сложного предложения (4ч)

    Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

    Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.

    Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

    Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

    Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.

    Сочетание знаков препинания.

    Знаки препинания при передаче чужой речи (2ч)

    Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.

    Знаки препинания в связном тексте (2ч)

    Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.

    Систематизация и обобщение пройденного (1 ч)

    Тематическое календарно-поурочное планирование планирование

    предпрофильного элективного курса «Орфографические и пунктуационные трудности русского языка»

    9 класс, базовый уровень, 2014-2015 учебный год

    34 часа, 1 час в неделю

    Учитель – Петрова Н.П.

    № п/п

    Содержание (разделы, темы)

    Количество часов

    План. сроки

    Факт. сроки

    Оборудование урока

    1

    Особенности письменного общения.

    1

    2

    Орфография как система правил правописания.

    1

    Мультимед. Презентация. Таблица «Русская орфография»

    3

    Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня.

    1

    Таблица «Русская орфография»

    4

    Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.

    Группы корней с чередованием гласных.

    1

    Мультимед. Презентация «Чередование гласных в корнях слов»

    5

    Обозначение на письме согласных корня.

    1

    Таблица «Русская орфография»

    6

    Правописание приставок.

    1

    Тесты с заданием ГИА

    7

    Правописание суффиксов.

    Типичные суффиксы имен существительных, прилагательных, глаголов и их написание.

    Образование причастий с помощью специальных суффиксов.

    1

    Мульмед.през. «Занимательная орфография»

    8

    Правописание н и нн

    1

    Мультимед. Презентация. « Таблица «Н и НН в суффиксах прилаг.»

    9

    Правописание падежных окончаний имён существительных, прилагательных, причастий, личных окончаний глаголов.

    1

    Тесты с заданием ГИА

    10

    о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ .

    1

    Таблица «Русская орфография»

    11

    Правописание согласных на стыке морфем.

    Употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем. Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

    1

    12

    Слитные, дефисные и раздельные написания  .

    Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

    1

    Тесты с заданием ГИА

    13

    Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

    1

    14

    Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях.

    1

    Мультимед. Презентация «Правописание приставок»

    15

    Особенности написания производных предлогов. Правописание союзов.

    1

    Тестовые задания

    16

    Образование и написание сложных слов.

    1

    Тестовые задания

    17

    Написание строчных и прописных букв

    1

    Тестовые задания

    18

    Речевой этикет в письменном общении.

    1

    Мультимед. Презентация

    19

    Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания .

    История русской пунктуации. Принципы русской пунктуации.

    1

    Мультимед. Презентация «Знаки препинания»

    20

    Знаки препинания в конце предложения

    1

    21

    Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.

    1

    Тексты для комплексного анализа

    22

    Знаки препинания между однородными членами предложения. Однородные и неоднородные определения.

    1

    Мультимед. презентация

    23

    Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

    1

    Занимательная игра «Рассыпанные строчки»

    24

    Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.

    1

    Занимательная игра «Рассыпанные строчки»

    25

    Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами.

    1

    Тексты для комплексного анализа

    26

    Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов

    1

    27

    Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

    1

    Тестовые задания ГИА

    28

    Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

    1

    Тестовые задания ГИА

    29

    Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

    1

    Тестовые задания ГИА

    30

    Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов. Сочетание знаков препинания.

    1

    31

    Знаки препинания при передаче чужой речи. Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога.

    1

    Тексты для анализа

    32

    Разные способы оформления на письме цитат

    1

    Тексты ГИА

    33

    Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.

    1

    Тексты ГИА

    34

    Систематизация и обобщение пройденного.

    1


    Требования к уровню подготовки обучающихся.

    В результате изучения элективного курса по русскому языку учащиеся должны:

    знать/понимать

    - функции языка; основные сведения о литературном языке и его признаках;

    - системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

    - понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм     русского литературного языка;

             - компоненты речевой ситуации;

             - основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и

              письменным текстам различных жанров,

       уметь

    - проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

    - проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

             - оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения

             языкового оформления,   эффективности достижения поставленных задач,

    - создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст,

    аудирование и чтение

    - понимать информацию, воспринимаемую на слух в нормальном темпе,

    - пользоваться словарями разных типов, справочной литературой, извлекать информацию из различных источников,

    говорение и письмо

    - воспроизводить текст с заданной степенью свернутости,

    - создавать тексты различных стилей и жанров,

    - соблюдать в практике письма основные правила орфографии  и пунктуации,

    - соблюдать нормы русского речевого этикета,

    - осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты,

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

    Учебно-методическое обеспечение

    Учебно-методический комплект учителя.

    1. Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы : нестандартные задания, рекомендации, уроки/авт.-сост. Н.М.Сулицкая.- Волгоград: Учитель,2012..
    2. Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М., 1990.
    3. Валгина Н. С. Русская пунктуация: Принципы и назначение. — М., 1979.
    4. Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000.
    5. Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.
    6. Иванова В. Ф. Современный русский язык: Графика. Орфография. — М., 1976.
    7. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
    8. Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфография. — М., 1983.
    9. Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.
    10. Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.
    11. Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. — М., 2000.
    12. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8—9 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.
    13. Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.
    14. Мучник Б. С. Культура письменной речи. — М., 1996.
    15. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. — М., 1996.
    16. Розенталь Д. Э. Вопросы русского произношения и правописания. — М., 1970.
    17. Семенова Г.М. Типичные ошибки старшеклассников. Практикум по русскому языку для поступающих в вузы. В 2 ч.-М.: знание.1992.

    Учебно-методический комплект учащихся.

    1. Демидова Н.И. Русский язык: Орфография:А5-А7:9-й класс.-М.:Астрель;Владимир:ВКТ,2012
    2. Демидова Н.И. Русский язык: Пунктуация:В4, В5,  В7:9-й класс-М.:Астрель;Владимир:ВКТ,2012
    3. Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.
    4. Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.
    5. Львова С. И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). — М., 1991.
    6. Моисеев А. И. Буквы и звуки. Звуки и цифры. — М., 1986.
    7. Панов М. В. Занимательная орфография. — М., 1984.
    8. Панов М. В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. — М., 1964.
    9. Постникова И. И. и др. Это непростое простое предложение. — М., 1985.
    10. Розенталъ Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. — М., 2000.
    11. Цыбулъко И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. — М., 2004.

    Словари:

    1. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.
    2. Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.
    3. Тихонов А. Я. Морфемно-орфографический словарь. — М., 2002.
    4. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).
    5. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы (любое издание).
    6. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.
    7. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. В. Панов. — М., 1984


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по элективному курсу. Стилистика и культура речи 11 класс

    Стилистика, как и культура речи, является неотъемлемой часть литературного языка. Задачи стилистики и культуры речи заключаются в том, чтобы, учитывая все индивидуальные особенности, сделать язы...

    Рабочая программа и КТП по русскому языку 9 класс

        Рабочая программа по русскому языку 2 вида для 9  класса основной общеобразовательной школы составлена на основе  авторской программы по русскому языку  (М.Т.Барано...

    Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс.

    Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс на 18 часов....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА И ЛОГИКА» ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 9 КЛАССА НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

    Рабочая программа элективного курса " математика и логика" по математике для 9 класса...

    Рабочая программа курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. 9 класс»

    Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в преде...

    Рабочая программа по элективному курсу «Профориентация и социальная компетентность» для учащихся 9 класса заместителя директора по воспитательной работе Сураевой Марии Николаевны

    Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих документов: - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования,  утв...