Какие чередования гласных и согласных происходят в словах
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок №

Дата урока

Тема урока: Какие чередования гласных и согласных происходят в словах

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель  урока: понаблюдать  за чередованием гласных и согласных звуков в словах; познакомить учащихся с явлением беглого гласного; воспитывать живой интерес к языковым явлениям.

Планируемые результаты

Предметные

Иметь представление о чередовании гласных и согласных в разных морфемах слова; уметь писать слова с чередованием гласных в корне слова.

метапредметные

Уметь дифференцировать исходный материал

личностные

Развивать функциональную грамотность

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

Актуализация прежних знаний

Повторить материал прошлого урока – выполнить тест №22

Выполняют тест, оценка выставляется в журнал

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

- Запишите число, классная работа.

- Посмотрите на  предложение: «Саша, его друг Витя и все их друзья дружно работали».

- Нравится ли вам предложение? Грамотно ли оно составлено? (использование однокоренных слов в границах простого предложения недопустимо)

- Может быть здесь есть однокоренные слова? Запишите их, выделите корень. Но почему звуковые оболочки родственных корней оказались разными?

Вот этим интересным явлением мы и займемся сегодня.

Прочитайте название §37.

Демонстрируют готовность к уроку.

Отвечают на вопрос учителя.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: строят высказывание на заданный вопрос.

  1. Целеполагание

- Какую цель на уроке мы сегодня преследуем и чему должны научиться к концу урока?

- Какое ключевое слово поможет нам сегодня на уроке в названии параграфа? (чередование)

- Что же такое чередование?

Формулируют учебную цель совместно с учителем

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные:  осознают недостаточность своих знаний

Коммуникативные: строят короткие монологические высказывания.

  1. Планирование учебной деятельности

- Запомните, что чередование – это смена гласных и согласных в пределах одной морфемы при образовании новых слов.

- Начнем мы с согласных. Какие чередования произошли в записанных нами словах? (г//з//ж)

- Как вы думаете, это поддается объяснению, или мы должны это чередование принять как данное нашего языка?

- Почему возникло такое явление? Оно корнями уходит в историю нашего языка. А началось все это в древнерусском языке. К, х, г всегда были твердыми: друг, отрок, тихо.

Но если после этих твердых  возникали гласные е, и или ь (ерь), то к, г, х не могли оставаться твердыми и находили себе замену : к-ч, г-ж, х-ш: дружеский, отроческий, тише.

В современном языке ч осталось мягким навсегда,  а ж и ш из мягких свистящих стали твердыми шипящими.

Слушают объяснения учителя.

Познавательные: извлекают необходимую информации. Из прослушанного учителем объяснения, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания ,

  1. Самоконтроль

- Все чередования согласных мы можем увидеть в таблице к упражнению 301.  

- Объясните, какая информация в ней содержится. Читаем по строке, называя чередующиеся согласные (по цепочке)

физминутка

Мы ногами топ-топ,

мы руками хлоп-хлоп,

А потом прыг-скок

И еще разок.

А потом в присядку

И снова- по порядку.

- А могут ли чередоваться гласные? С чем? - упр.303, чтение информации для размышления.

- Запишите слова, обнаружьте чередование: сон -сна, пень- пня , цветок – цветка, цветочек – цветочка, вобрать – вбирать, , подослать- подсылать. 

- В каких морфемах происходят чередования?

- Какие гласные исчезли при изменении слова? (О и Е – беглые гласны)

Выполняют упражнения

Работа с учебником

Познавательные: извлекают необходимую информацию для выполнения упражнения, планируют необходимые действия.

Регулятивные: адекватно оценивают свои знания, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Информация о домашнем задании

-упр.304 9письменно)

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Составление отчета по итогам урока:

Узнал  новое ______________________

Знал ранее ________________________

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке З, У, Н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какие чередования гласных и согласных происходят в словах.

Какие чередования гласных , согласных происходят в словах....

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов...

Самостоятельная работа. Позиционное чередование гласных и согласных.Тестовые задания по тексту. Синтаксис. Типы текста. Словарные слова.

Для учащихся задержкой психического развития наибольшую трудность вызывают самостоятельные работы, в которых несколько видов заданий из разных разделов русского языка. Поэтому систематически пред...

Исторические чередования гласных и согласных в корне слова

Чередование – это замещение одной фонемы другой или другими в одной морфеме, не нарушающее единства морфемы. Чередование, связанное с живыми фонетическими процессами, называется фонетическим. Ес...

Технологическая карта урока по теме "ПОЗИЦИОННОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ. ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ"

Технологическая карта урока по теме "ПОЗИЦИОННОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ.  ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ"...