11 погружение (5-6)
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Жданова Наталья Сергеевна

Теоретический материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Словарный диктант

Багряный, бордовый, изжелта-красный, искусство, румяный, преодолеть препятствия, терраса, ветеран, рассказ, увлекать, честность, юный, недоумевать, объяснять, преподаватель, шёпот, чёрный, шорох, собирать, вытереть, прекрасный, обвинять, неприятный.



Предварительный просмотр:

Что надо знать к зачёту

1.Теоретический материал по теме «Сложное предложение»

2. Словарные слова

3.Определение и особенности драмы как рода литературы

4. Уметь выполнять синтаксический разбор сложного предложения.

5. Чтение А. С. Пушкина «Маленькие трагедии»



Предварительный просмотр:

11 погружение

Слово и драма. Слово и сложное предложение.

  • знать понятие о драме как роде художественной словесности;
  • познакомиться с драматическими жанрами;
  • совершенствовать навык анализа художественного (драматического) текста;
  • структура сложных предложений разных типов;
  • изучить правила постановки знаков препинания в сложном предложении;
  • познакомиться с порядком синтаксического разбора;
  • повторить изученное о частице и междометии.

Драма как род литературы

Драма – как один из родов художественной литературы существенно отличается от лирики  и эпоса прежде всего тем, что она предназначена для исполнения на сцене. Её содержание составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога (разговор двух или более персонажей) и монолога (речи, рассказа, выражения мыслей и чувств от первого лица). Речь действующих лиц сопровождается ремарками – авторскими указаниями об обстановке действия и внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах. Кроме того, искусство слова дополняется режиссёрской трактовкой драматического произведения, актёрской игрой: мы слышим героев, видим их действия, являемся свидетелями протекающей на наших глазах жизни персонажей драмы. Сценическая обстановка (декорации, костюмы, свет, музыка, шумы) усиливает впечатления от спектакля.

Греческой слово drama означает «действие». В драматическом произведении движение событий, столкновение и борьба противоположных сил, характеров протекают особенно остро и напряжённо. В то же самое время сами события могут быть очень просты и обыкновенны. Но каждое слово, каждое движение раскрывает характер персонажа, его пробуждения, общественное лицо, место в жизни.

Основные виды драматических произведений – трагедия, драма (как вид, жанр, а не род художественной литературы, о котором  здесь идёт речь), комедия. В комедии осмеиваются все стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства в характерах людей.

Пушкин Александр Сергеевич

 (1799- 1837 гг.)

Великий русский поэт, прозаик, драматург, публицист, критик.

Родился 26 мая (6 июня) в Москве, в Немецкой слободе. Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению.

В 1811 г. Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей. После окончания лицея в июне 1817 г. в чине коллежского секретаря Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству. К этому периоду относятся стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «На Аракчеева».

Еще до окончания лицея, в 1817 г., начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820 г.

В мае он был сослан на юг России за то, что «наводнил Россию возмутительными стихами». В июле 1823 г Пушкина перевели под начало графа Воронцова, и он переехал в Одессу. В Михайловском, куда он был выслан в 1824 г, Пушкин сформировался как художник-реалист: продолжил писать «Евгения Онегина», начал «Бориса Годунова», написал стихи «Давыдову», «На Воронцова», «На Александра I» и др.

17 декабря 1825 г узнает о восстании декабристов и аресте многих своих друзей. Опасаясь обыска, он уничтожил автобиографические записки, которые, по его словам, «могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв».

В 1828 г самовольно уехал на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках «Путешествие в Арзрум», стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии».

В 1830 г эпидемия холеры вынудила его на несколько месяцев задержаться в Болдино. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень». В Болдине написаны такие произведения, как «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение» и множество других, закончен «Евгений Онегин».

Летом 1831 г. вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. Начал писать «Историю Пугачева», историческое исследование «История Петра I».

Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии. Но, хотя в таких условиях творческая работа не могла быть интенсивной, именно в последние годы написаны «Пиковая дама», «Египетские ночи», «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник», сказки.

В конце 1835 г. Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник».

Зимой 1836 г. завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету о взаимоотношениях его жены Натальи Николаевны с Ж. Дантесом. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля) 1837 г. на Черной речке. Поэт был смертельно ранен.

Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Пушкина из Петербурга.

А.С. Пушкин

Скупой рыцарь(отрывок)

СЦЕНА II

(Подвал.)

Барон.

Как молодой повеса ждет свиданья

С какой-нибудь развратницей лукавой

Иль дурой, им обманутой, так я

Весь день минуты ждал, когда сойду

В подвал мой тайный, к верным сундукам.

Счастливый день! могу сегодня я

В шестой сундук (в сундук еще неполный)

Горсть золота накопленного всыпать.

Не много, кажется, но понемногу

Сокровища растут. Читал я где-то,

Что царь однажды воинам своим

Велел снести земли по горсти в кучу,

И гордый холм возвысился — и царь

Мог с вышины с весельем озирать

И дол, покрытый белыми шатрами,

И море, где бежали корабли.

Так я, по горсти бедной принося

Привычну дань мою сюда в подвал,

Вознес мой холм — и с высоты его

Могу взирать на всё, что мне подвластно.

Что не подвластно мне? как некий демон

Отселе править миром я могу;

Лишь захочу — воздвигнутся чертоги;

В великолепные мои сады

Сбегутся нимфы резвою толпою;

И музы дань свою мне принесут,

И вольный гений мне поработится,

И добродетель и бессонный труд

Смиренно будут ждать моей награды.

Я свистну, и ко мне послушно, робко

Вползет окровавленное злодейство,

И руку будет мне лизать, и в очи

Смотреть, в них знак моей читая воли.

Мне всё послушно, я же — ничему;

Я выше всех желаний; я спокоен;

Я знаю мощь мою: с меня довольно

Сего сознанья... (Смотрит на свое золото.)

                           Кажется, не много,

А скольких человеческих забот,

Обманов, слез, молений и проклятий

Оно тяжеловесный представитель!

Тут есть дублон старинный... вот он. Нынче

Вдова мне отдала его, но прежде

С тремя детьми полдня перед окном

Она стояла на коленях воя.

Шел дождь, и перестал, и вновь пошел,

Притворщица не трогалась; я мог бы

Ее прогнать, но что-то мне шептало,

Что мужнин долг она мне принесла

И не захочет завтра быть в тюрьме.

А этот? этот мне принес Тибо —

Где было взять ему, ленивцу, плуту?

Украл, конечно; или, может быть,

Там на большой дороге, ночью, в роще...

Да! если бы все слезы, кровь и пот,

Пролитые за всё, что здесь хранится,

Из недр земных все выступили вдруг,

То был бы вновь потоп — я захлебнулся б

В моих подвалах верных. Но пора.

(Хочет отпереть сундук.)

Я каждый раз, когда хочу сундук

Мой отпереть, впадаю в жар и трепет.

Не страх (о, нет! кого бояться мне?

При мне мой меч: за злато отвечает

Честной булат), но сердце мне теснит

Какое-то неведомое чувство...

Нас уверяют медики: есть люди,

В убийстве находящие приятность.

Когда я ключ в замок влагаю, то же

Я чувствую, что чувствовать должны

Они, вонзая в жертву нож: приятно

И страшно вместе.

(Отпирает сундук.)

Вот мое блаженство!

(Всыпает деньги.)

Ступайте, полно вам по свету рыскать,

Служа страстям и нуждам человека.

Усните здесь сном силы и покоя,

Как боги спят в глубоких небесах...

Хочу себе сегодня пир устроить:

Зажгу свечу пред каждым сундуком,

И все их отопру, и стану сам

Средь них глядеть на блещущие груды.

(Зажигает свечи и отпирает сундуки
один за другим.)

Я царствую!.. Какой волшебный блеск!

Послушна мне, сильна моя держава;

В ней счастие, в ней честь моя и слава!

Я царствую... но кто вослед за мной

Приимет власть над нею? Мой наследник!

Безумец, расточитель молодой,

Развратников разгульных собеседник!

Едва умру, он, он! сойдет сюда

Под эти мирные, немые своды

С толпой ласкателей, придворных жадных.

Украв ключи у трупа моего,

Он сундуки со смехом отопрет,

И потекут сокровища мои

В атласные диравые карманы.

Он разобьет священные сосуды,

Он грязь елеем царским напоит —

Он расточит... А по какому праву?

Мне разве даром это всё досталось,

Или шутя, как игроку, который

Гремит костьми да груды загребает?

Кто знает, сколько горьких воздержаний,

Обузданных страстей, тяжелых дум,

Дневных забот, ночей бессонных мне

Всё это стоило? Иль скажет сын,

Что сердце у меня обросло мохом,

Что я не знал желаний, что меня

И совесть никогда не грызла, совесть,

Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть,

Незваный гость, докучный собеседник,

Заимодавец грубый, эта ведьма,

От коей меркнет месяц и могилы

Смущаются и мертвых высылают?..

Нет, выстрадай сперва себе богатство,

А там посмотрим, станет ли несчастный

То расточать, что кровью приобрел.

О, если б мог от взоров недостойных

Я скрыть подвал! о, если б из могилы

Прийти я мог, сторожевою тенью

Сидеть на сундуке и от живых

Сокровища мои хранить, как ныне!..


Вопросы и задания:

-Объясните, откуда взялась скупость у барона? Какая главная черта характера Барона подчиняет себе все остальные? Найдите ключевое слово, ключевой образ.
-
С кем сравнивает себя Барон?

-Кем раньше был Барон?

-Что изменилось, кем стал он сейчас?

- Как вы понимаете термин « драматический характер»? 



Предварительный просмотр:

Синтаксис. Пунктуация. Сложное предложение

1. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.

Синтаксис — раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Синтаксис — греческое слово, оно значит «составление», «построение». Синтаксис показывает, как соединяются слова в синтаксические единицы. Основные единицы синтаксиса — словосочетание и предложение.

Изучение синтаксиса способствует развитию речи, так как помогает правильно строить предложения, выбирать наиболее выразительные виды словосочетаний и предложений, которые более подходят для нужного в данной ситуации стиля речи.

Знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, а также правильно ставить знаки препинания.

Пунктуация содержит систему правил знаков препинания, которые помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между словами в предложении.

Основные виды связи между словами и предложениями — подчинительная и сочинительная.

Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною. (С. Есенин.) Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений.

Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочинённых предложений: Гром скоро затих, но  дождь всё лил и лил. (К. Седых.).

3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Предложение — основная единица синтаксиса, так как в предложении оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить (высказать) слушающему или читающему.

Предложение имеет следующие признаки:

  1. предложение  является  высказыванием  о  предмете  речи. Сообщение,  вопрос  и  побуждение — разновидности  высказывания;
  1. предложение является единицей общения;
  2. предложение имеет грамматическую основу;
  3. предложение   характеризуется   интонационной законченностью.

Например: Между водорослями по песчаному дну перебегают юркие пескари. (И. Соколов-Микитов.) Почему же покой не приносит животным, постоянно обитающим в норах, долголетия? (М. Поповский.) Скажи мне всю правду... (А. Пушкин.)

Виды сложных предложений

Сложные предложения делятся на бессоюзные и союзные, а союзные — на сложносочиненные и сложноподчиненные.

Бессоюзное предложение

Бессоюзное предложение — это сложное предложение, части которого соединены без помощи союзов.

Стемнело, на улице зажглись фонари.
У этого предложения две части. Основа первой части — 
стемнело, основа второй части — зажглись фонари. Между двумя частями сложного предложения нет союзов.

Я смотрю в окно и вижу: идет снег.
У этого предложения две части. Основа первой части — 
я смотрю (и) вижу, основа второй части — идет снег. Между двумя частями сложного предложения нет союзов.

Сложносочиненное предложение

Сложносочиненное предложение — это союзное сложное предложение, части которого соединены с помощью сочинительных союзов. Сочинительные союзы — это союзы ианодаилилибоне только ... но и, как ... так и, или ... или, либо ... либо, ни ... ни, зато, то есть и др.

Части сложносочиненного предложения равноправны по смыслу.

Поезд остановился, и пассажиры вышли из вагона.
У этого предложения две части. Основа первой части — поезд остановился, основа второй части — пассажиры вышли. Две части сложного предложения соединены сочинительным союзом и, поэтому это сложносочиненное предложение.

Я тебе уже два часа объясняю теорию относительности Эйнштейна, а ты ничего не можешь понять.
Основа первой части — 
я объясняю, основа второй части — ты не можешь понять. Две части сложного предложения соединены сочинительным союзом а, поэтому это сложносочиненное предложение.

Не только воздух прогрелся, но и вода стала теплее.

Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение — это союзное сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой. Части сложноподчиненного предложения соединены с помощью подчинительных союзов (чтоеслипотому чтокогда и др.) или союзных слов (которыйкакойчто-местоимение и др.).

В сложноподчиненном предложении выделяют главную часть и придаточную часть (или придаточные части). От главной части можно задать вопрос к придаточной.

В зависимости от значения придаточные предложения разделяют на несколько типов: изъяснительные, определительные, обстоятельственные, присоединительные. Порядок частей сложноподчиненного предложения не имеет значения: придаточная часть предложения может стоять перед главной частью или находиться внутри главной части.

Наполеон понял, что он проиграл битву.
Основа главной части — 
Наполеон понял, основа придаточной части — он проиграл. Части предложения соединены подчинительным союзом что. От главной части к придаточной можно задать вопрос: Наполеон понял — что? — что он проиграл битву.

Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря. (И. Бродский)
Основа главной части — 
лучше жить, основа придаточной части — выпало родиться. Части предложения соединены подчинительным союзом если. От главной части к придаточной можно задать вопрос: лучше жить в глухой провинции у моря — при каком условии? — если выпало в Империи родиться.

Животные, которые родились в зоопарке, не приспособлены к жизни в дикой природе.
Основа главной части — 
животные не приспособлены, основа придаточной части — которые родились. Части предложения соединены союзным словом которые. От главной части к придаточной можно задать вопрос: животные — какие? — которые родились в зоопарке.

Одной главной части может подчиняться несколько придаточных предложений. О видах подчинения в предложениях с несколькими придаточными читайте в отдельной статье.

Я знаю, как тебя зовут и где ты живешь.
В этом предложении три части. Основа главной части — 
я знаю, основа первого придаточного — зовут, основа второго придаточного — ты живешь. Оба придаточных зависят от сказуемого главной части знаю и отвечают на вопрос что? Хотя вторая и третья часть соединены сочинительным союзом и, все предложение в целом является сложноподчиненным.

Сложные предложения с разными видами связи

В сложном предложении может быть больше двух частей. При этом между каждой парой частей сложного предложения может быть свой тип связи. Например, бывают предложения с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями, а также предложения с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями.

Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.
Это сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.

В ходе первой экспедиции следы древнего города найти не удалось, и археологи продолжили исследования, которые заняли несколько лет.
Это сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Связь между первой и второй частями сочинительная, а между второй и третьей частями — подчинительная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Действие жидкости на погруженное тело"

Урок по данной теме построен по принципу микро-исследования учащихся. Ребята самостоятельно проводят предлагаемые эксперименты и учатся делать выводы. В ходе урока повторяются основные звенья процесса...

Разработка урока физики в 7 классе. Тема:Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Урок физики в 7 классе.  Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Урок исследование. Работа в группах....

Методическая разработка урока физики в 7 классе: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело».

Основная дидактическая цель урока- сформировать новые знания и опыт самостоятельной деятельности.По способу проведения - сочетание различных активных форм учебной деятельности. По форме проведения - у...

Действие жидкости на погруженное в нее тело. Сила Архимеда.

Урок изучения нового материала с использованием технологии проблемного обучения....

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Урок "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело" лежит в завершающей части раздела "Давление твердых тел, жидкостей и газа" и является подготовительным этапом для введения темы "Архимедова си...

Проблемный урок-исследование с элементами "погружения" в 11 классе. Тема: "Парадокс любви в стихотворении В.В.Маяковского "Лиличка! Вместо письма,"

Данная методическая разработка урока литературы в 11 классе содержит авторские приемы анализапоэтического текста при помощи структурно-логической схемы,а также с использованием приема "МОЗАИКА АС...