Вводные слова и обращения
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему

Павельева Олеся Александровна

Презентации с теорией и практическими заданиями. Могут использоваться для подготовки к ГИА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrashcheniya.pptx50.26 КБ
Файл vvodnye_slova.pptx93.36 КБ
Файл vvodnye_slova_i_obrashcheniya_novaya.pptx257.26 КБ
Файл 10_vvodnye_slova.pptx1007.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предложения С обращениями

Слайд 2

Дополни определения. 1. Слово или сочетание слов, называющее лицо (иногда предмет), к которому направлена речь, называется 2. Вводные слова могут стоять . 3. Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее за обращением слово пишется с . обращение в начале и в середине предложения заглавной/прописной буквы

Слайд 3

Перепиши предложения, выделяя запятыми обращения. 1. Вы сударь камень. 2. Что ты осень наделала с нами ? 3. Не гаси любимая огонёк . , , , , , ,

Слайд 4

Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! От меня отцу брат милый поклони...ся не забудь. Покажи мне шлем Иван. Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. Играйте , пойте о друзья! Где был ты сын? Последи ...я туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури. Звезда печальная вечерн...я звезда твой луч осеребрил увядшие р...внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. Простите мирные долины и вы знакомых гор вершины и вы знакомые леса.

Слайд 5

Спиши, расставляя знаки препинания. Подчеркни обращения и вводные слова. Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне ( н,нн ) ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал ? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч (?) ся-то словно бы (не)зачем. Спой мне иволга песню пусты( р,нн ) ую песню жизни моей. Весна золотобровая весна золотоносая бедовая суровая (не) пр_ставай с вопросами! Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки пр_ехала она ночью выставил удале ( н,нн ) ое охр_нение . К счастью Печорин был погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВВОДНЫЕ СЛОВА, КОНСТРУКЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Слайд 2

НАЙДИТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ВВОДНОЕ СЛОВО / КОНСТРУКЦИЮ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 1. Они [глаза], казалось, хотели что-то выразить, для чего на языке, – на его языке по крайней мере, – не было слов (Тургенев).

Слайд 3

НАЙДИТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ВВОДНОЕ СЛОВО / КОНСТРУКЦИЮ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 2. Но судей речь его, видимо, не обрадовала, они не шевелились (М. Горький).

Слайд 4

НАЙДИТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ВВОДНОЕ СЛОВО / КОНСТРУКЦИЮ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 3. Действительно, я занимала его, и ему было весело смотреть на мой смех (Достоевский).

Слайд 5

НАЙДИТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ВВОДНОЕ СЛОВО / КОНСТРУКЦИЮ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 4. Зато десятский Архип сохранял спокойствие невозмутимое и не горевал нисколько; напротив, он даже не без удовольствия через них [лежащие дубы] перескакивал и кнутиком по ним постёгивал (Тургенев).

Слайд 6

НАЙДИТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ВВОДНОЕ СЛОВО / КОНСТРУКЦИЮ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 5. Усталыми шагами приближался я к жилищу Николая Ивановича, возбуждая, как водится, в ребятишках изумление, доходившее до напряжённо бессмысленного созерцания (Тургенев).

Слайд 7

НАЙДИТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ВВОДНОЕ СЛОВО / КОНСТРУКЦИЮ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 6. Я вот, видите ли, жду эту даму... я знаю, что она тут (Достоевский).

Слайд 8

НАЙДИТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ВВОДНОЕ СЛОВО / КОНСТРУКЦИЮ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 7. ...А вечер провёл с Теглевым под навесом пустого сарая, в котором он устроил, как он выражался, летнюю свою резиденцию (Тургенев).

Слайд 9

НАЙДИТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ВВОДНОЕ СЛОВО / КОНСТРУКЦИЮ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 8. Однако долг, вы понимаете, прежде всего (Тургенев).

Слайд 10

НАЙДИТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ВВОДНОЕ СЛОВО / КОНСТРУКЦИЮ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 9. Наконец, к неописанной нашей радости, Ермолай вернулся (Тургенев).

Слайд 11

НАЙДИТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ВВОДНОЕ СЛОВО / КОНСТРУКЦИЮ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 10. Филофей , хотя и дурак – по словам Ермолая – не удовлетворился одним этим заявлением (Тургенев).

Слайд 12

НАЙДИТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ВВОДНОЕ СЛОВО / КОНСТРУКЦИЮ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 11. Послушай, Николай! По-твоему, всё это у тебя умно, тонко, по всем правилам психологии, а, по-моему, это скандал, несчастие (Чехов).

Слайд 13

НАЙДИТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ВВОДНОЕ СЛОВО / КОНСТРУКЦИЮ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 12. Искусство Андрея Рублёва, к примеру, было по-настоящему открыто и изучено только в советское время (Кривицкий).

Слайд 14

НАЙДИТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ВВОДНОЕ СЛОВО / КОНСТРУКЦИЮ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 13. В последнее время появились монументы неизвестным солдатам и матросам рядовым, так сказать, солдатам «вообще» (Воронов).

Слайд 15

НАЙДИТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ВВОДНОЕ СЛОВО / КОНСТРУКЦИЮ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 14. В сенокос парни, по древнему порядку, сбрасывают девушек прямо в платьях в тёплую полдневную воду (Солоухин).

Слайд 16

НАЙДИТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ВВОДНОЕ СЛОВО / КОНСТРУКЦИЮ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 15. К счастью, он натёр себе сапогом ногу, и наутро его отвезли в розвальнях на ближайшую станцию (Паустовский).

Слайд 17

НАЙДИТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ВВОДНОЕ СЛОВО / КОНСТРУКЦИЮ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 16. На мой взгляд, Есенин первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных (М. Горький).

Слайд 18

НАЙДИТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ВВОДНОЕ СЛОВО / КОНСТРУКЦИЮ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 17. Но здравый смысл, твёрдость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях – словом, все её достоинства точно родились в ней (Тургенев).

Слайд 19

НАЙДИТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ВВОДНОЕ СЛОВО / КОНСТРУКЦИЮ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 18. Разумеется, во время поисков тебе придётся говорить со многими людьми (Стругацкие).

Слайд 20

НАЙДИТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ВВОДНОЕ СЛОВО / КОНСТРУКЦИЮ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 19. Честно признаться, я и представить себе не мог, что такое возможно (Стругацкие).

Слайд 21

НАЙДИТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ВВОДНОЕ СЛОВО / КОНСТРУКЦИЮ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 20. Следовательно, работать ты будешь один (Стругацкие).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕСТ № 1. Укажите номера запятых в предложении, которые стоят при вводных словах или конструкциях.

Слайд 2

1. Деревья (1) казалось (2) почтительно расступились перед старшим собратом. Человеку (3) казалось (4) что скоро начнётся гроза.

Слайд 3

2. Вы (1) значит (2) уезжаете? В первую очередь (3) нужно посетить исторический музей.

Слайд 4

3. В целом (1) я с тобой не согласен (2) однако (3) не стоит отчаиваться.

Слайд 5

4. Он молчал (1) как мне показалось (2) очень долго (3) а (4) вероятно (5) всего несколько секунд.

Слайд 6

5. Я (1) однако (2) не понимал, что хотел от меня курьер. Деньги я ему уже отдал, но мальчик (3) тем не менее (4) уходить не собирался.

Слайд 7

За каждый правильный ответ – 1 балл. Если в ряду цифр одна неправильная или не хватает одной цифры – балл не начисляется. взаимопроверка Обменяйтесь своими работами Выставляйте баллы честно и справедливо! 1 1 2 2 1 2 3 3 1 2 3 4 1 2 4 5 5 1 2 3 4

Слайд 8

Вам следует: прочитать отрывки из литературных произведений, выделить обращения, указать , какой частью речи они выражены.

Слайд 9

Петрушка, вечно ты с обновкой, С разодранным локтем. Достань-ка календарь; Читай не так, как пономарь; А с чувством, с толком, с расстановкой. А.С.Грибоедов «Горе от ума» (Обращение — Петрушка; выражено именем существительным собственным)

Слайд 10

Тётка Татьяна беспомощно ходила по своему пепелищу, сгребала тлеющие брёвна и выкликала: - Петь, а Петь, где ты, милый? Откликнись! М.Е.Салтыков — Щедрин «Деревенский пожар» Обращение — Петь, а Петь; выражено именем существительным собственным, повторяющееся; обращение — милый, выражено именем прилагательным).

Слайд 11

Князь Гвидон тогда вскочил, Громогласно возопил: «Матушка моя родная! Ты, княгиня молодая! Посмотрите вы туда: Едет батюшка сюда». (Обращение — матушка моя родная; княгиня молодая; выражено именами существительными нарицательными, распространено пояснительными словами, адресовано нескольким лицам). А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане »

Слайд 12

Ты дан мне в спутники, любви залог немой, И страннику в тебе пример не бесполезный: Да, я не изменюсь и буду твёрд душой, Как ты, как ты, мой друг железный. ( Обращения — любви залог немой, мой друг железный; выражено именами существительными нарицательным, распространено пояснительными словами, выступает как приём олицетворения и метафоры). Лермонтов М.Ю. «Кинжал».

Слайд 13

Что же ты сердишься, Варя ? Выделение обращений в схемах. Ты не пой, соловей, под моим окном. [=, O , …]. Не шуми, сосна, не пыли, дорога! [- =, O]? [=, O], [=, O]!

Слайд 14

Привет тебе мой бедный клён прости, что я тебя обидел. Милая добрая нежная с думами грустными ты не дружи. Соседушка мой свет пожалуйста, покушай! Подруга дней моих суровых голубка дряхлая моя одна в глуши лесов сосновых давно-давно ты ждёшь меня. Подруга думы праздной чернильница моя мой век однообразный тобой украсил я. Пылай камин в моей пустынной келье . О чём ты думаешь казак? О Волга колыбель моя! Запишите предложения, выделите обращения запятыми и составьте схемы предложений.

Слайд 15

Привет тебе , мой бедный клён, прости, что я тебя обидел. Милая, добрая, нежная, с думами грустными ты не дружи. Соседушка, мой свет, пожалуйста, покушай! Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя, одна в глуши лесов сосновых давно-давно ты ждёшь меня. Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век однообразный тобой украсил я. Пылай , камин, в моей пустынной келье . О чём ты думаешь , казак ? О Волга, колыбель моя!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вводные слова и обращения Подготовка к экзамену в 9 классе

Слайд 2

Вводные слова и их значения Группа по значению Примеры 1. Уверенность Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно 2. Неуверенность Кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй 3. Различные чувства К счастью, к общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению 4. Источник информации По сообщению…, по словам…, по мнению…, по моему мнению, по-моему 5. Порядок мыслей Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, следовательно, значит, итак, напротив, наоборот, например, так 6. Замечания о способах оформления мысли Одним словом, иначе говоря, лучше сказать

Слайд 3

Найдите вводные слова. Определите их значения Он, государь, к несчастью, недостоин ни милостей, ни вашего вниманья. чувства Я должен буду, без сомненья, письмо Татьяны перевесть уверенность Конечно, шутишь ты – но так шутить безбожно уверенность Онегин, я тогда моложе и лучше, кажется, была, и я любила вас неуверенность Недалеко, в прохладной мгле, казалось, приросли к скале две сакли дружною четой неуверенность Я вас люблю любовью брата и, может быть, ещё сильней неуверенность У

Слайд 4

Найдите вводные слова. Определите их значения Быть бессмертным не в силе, но надежда моя: если будет Россия, значит, буду и я Порядок мыслей По мнению Вернадского, живой организм и земная кора близки по химическому составу источник По летописной легенде, Владимир Мономах получил шапку от византийского императора Константина источник И, наконец, всё ещё впереди Порядок мыслей В прошлом году они, похоже, познакомились неуверенность Итак, у Ильи Лапшина я встретился со Слуцким Порядок мыслей Талант, в сущности, состоит в свойстве выразить в искусстве свой характер Замечания о способах оформления мысли У

Слайд 5

Отличия вводных слов от членов предложения Вводные слова Члены предложения 1. Кажется, шепчут колосья друг другу 1. Мир кажется мне книгой бесконечной 2. Вы, верно, едете в Ставрополь? 2. Задача решена верно 3. Бесспорно, огурец и с дом величиной диковинка 3. Ваше право на отпуск бесспорно 4. Правда, с годами мои стихи делались менее нарядными 4. Правда в огне не горит и в воде не тонет 5. Он, точно, немного странен 5. Все три раза он проводил поезда точно по расписанию 6. Дождь, казалось, зарядил надолго 6. Море на сотни миль вокруг казалось пустынным

Слайд 6

Прочитайте со знаками препинаниями. Разграничьте вводные слова и члены предложения Наконец он приехал. Наконец можно обратиться к врачу за помощью Он может быть ещё успеет уехать со всеми. Что может быть важнее дружбы! Бывало они часто собирались вместе за чаем. Им бывало весело Это было совершенно очевидно. Он очевидно стесняется среди незнакомых У

Слайд 7

Прочитайте со знаками препинаниями. Разграничьте вводные слова и члены предложения Он проработал таким образом до десяти часов. Уже начинало темнеть и таким образом мы возвратились с прогулки вовремя. Всё казалось ему знакомым. Всё здесь казалось напоминало ему о детстве Он часто бывает у нас. Бывает она поёт очень долго, с удовольствием Оля видно только проснулась. Мне видно лес из окна У

Слайд 8

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые при вводном слове Римский философ Сенека в самом начале нашей эры, (1) размышляя о времени, (2) в одном из писем к Луцилию , (3) которые, (4) впрочем, (5) можно адресовать и всем молодым людям нашего времени, (6) писал… 4, 5

Слайд 9

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые при вводном слове Тихий, (1) молчаливый, (2) сдержанный, (3) он появлялся в мастерских, (4) где ещё только заканчивались будущие шедевры живописи,(5) и ,(6) случалось, (7) покупал их для своей галереи прежде, (8) чем они успевали появиться на выставке. 6, 7

Слайд 10

В приведённых предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые при вводном слове Из твоей части, (1) из другой – было невозможно, (2) чтобы кто-то отвернулся, (3) сделав вид, (4) что не заметил. Помогали, (5) тащили на себе, (6) перевязывали, (7) подвозили… Кое-кто, (8) может, (9) и нарушал этот закон фронтовой жизни, (10) так ведь были и дезертиры, (11) и самострелы. 8,9

Слайд 11

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые при вводном слове Поднялся из самых низов, (1) пришёл из Суконной слободки, (2) чтобы дать миру, (3) по выражению Стасова, (4) «радость безмерную». 3, 4

Слайд 12

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые при вводном слове И наконец, (1) четвёртая, (2) к сожалению, (3) самая многочисленная, (4) – необозримое море людей, (5) которые к языкам равнодушны и палец о палец не ударят, (6) чтобы чего-нибудь добиться. 1,2,3

Слайд 13

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые при вводном слове Разумеется, (1) он не сидел всё лето, (2) просто, (3) если человек пробыл всё лето в городе, (4) даже не без удовольствия и пользы, (5) всё равно говорится «просидел». 1

Слайд 14

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые при вводном слове К примеру, (1) некоторые суеверия, (2) связанные с кошками, (3) отличаются жестокостью и основаны на страхе и невежестве, (4) а другие, (5) напротив, (6) основаны на любви и восхищении. 1, 5, 6

Слайд 15

Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью: Паша, это ты?

Слайд 17

Способ выражения Обращения обычно выражено именами существительными одушевлёнными, реже прилагательными или причастиями в значении существительных. Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живём (Щип.). В роли обращений чаще всего выступают собственные имена и существительные, называющие лиц по родству, по общественному положению, по профессии… Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он едет к матушке своей (Остр.) Личные местоимения 2 лица ТЫ и ВЫ чаще входят в состав особого оборота, выступающего в роли обращения и заключающего в себе качественную оценку лица. Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя? В языке художественной литературы, особенно в поэтических текстах, используются обращения к неодушевлённым предметам. Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия (Пушкин).

Слайд 18

Место в предложении Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Обращение не является членом предложения.

Слайд 19

Знаки препинания Обращение выделяется запятыми Наташа, иди сюда! Вперёд тебе наука, друг. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, после него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается с прописной буквы. Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай. Если обращение разбито на части, выделяется запятыми каждая часть. Отколе , умная, бредёшь ты, голова?

Слайд 20

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении. Приплыла к нему рыбка, (1) спросила: - Чего тебе надобно,( 2 ) старче? (Пушкин). Государь ты наш Владимир Андреевич, (1) я, (2) твоя старая нянька,(3) решилась тебе доложить о здоровье папенькином. (Пушкин ).

Слайд 21

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры (или цифру), обозначающие запятые при вводных словах. Не только я и соседи, (1) но, (2) кажется, (3) уже весь вагон слушал радостную повесть девушки о новогодних подарках. Опустились на колени раскрытые книги, (4) развернутые листы газет. Наверное, (5) у всех, (6) как и у меня, (7) отступило, (8) забылось дневное, (9) несладкое... 2,3

Слайд 22

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Так же как и у взрослых,(1) в библиотеке детей есть книги зачитанные,(2) затрёпанные,(3) а следовательно,(4) и самые дорогие,(5) и есть книги новенькие,(6) с нестёршимся золотым тиснением на переплётах,(7) книги,(8) раз только раскрытые и недолистанные до конца. 3,4

Слайд 23

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове (выражении). В нём,(1) казалось,(2) не было ни одного из тех качеств,(3) которыми,(4) по общему установившемуся мнению,(5) должны обладать победители женских сердец. 1,2,4,5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обощающий урок по теме "Вводные слова и обращения" с использованием групповой, дифференцированной и индивидуальной работ. Приложения прилагаются.

На уроке используются такие творческие групповые работа как Бином фантазии, Летопись урока , Сборщики и дифференцированная работа....

Обобщающий урок по теме Вводные слова и обращения" -8 класс

Обощающий урок по теме "Вводные слова и обращения", на котором использованы интересные формы групповой работы....

Пунктуация при вводных словах и обращениях. Подготовка к ГИА.

Данный материал систематизирован и представлен в формате ГИА, его можно использовать при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в 8 классе....

Обобщение и систематизация знаний по теме "Вводные слова,предложения,обращение" 8 класс (1 урок)

Обобщение и систематизация знаний по теме "Вводные слова,предложения,обращение" 8 класс (1 урок)...

Тест. Вводные слова и обращения.

Данный тренажер позволит просто и легко провести урок или часть урока по обобщению темы "Вводные слова" и "Обращение". Он предназначен как для самостоятельной подготовки учащихся к ОГЭ, так и для рабо...

Подготовка к ОГЭ.Задание 10 Вводные слова и обращения. Подготовила Литвинчук Е.Н. МБОУ Обоянская СОШ 3

Подготовка к ОГЭ.Задание 10 Вводные слова и обращения. Подготовила Литвинчук Е.Н. МБОУ Обоянская СОШ 3...

ОГЭ: Задание 10 Знаки препинания при вводных словах и обращении

Презентация к занятию по подготовке к ОГЭ по русскому языку (ОГЭ: Задание 10 Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами пр...