Мастер-класс на конкурсе "Учитель года"
учебно-методический материал по теме

Дыкова Елена Олеговна

Мастер-класс на конкурсе "Учитель года" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_master-klass.docx110.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Мастер-класс

-Добрый день уважаемые члены жюри и коллеги! Поздравляю вас с первым днем весны!

1.Постановка проблемы.

«Однажды  четырехлетняя  Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…

-Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее?

-Как вы думаете,  чему будет посвящен   мой мастер- класс? Он  будет посвящен особым выражениям в нашей речи – фразеологизмам. Что такое фразеологизм все, конечно, знают. Есть необходимость вспомнить?

Фразеологизм –это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом.

-Есть ли необходимость в  изучении фразеологизмов  в  настоящее время?  

Оказалось, что многие из учащихся с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют употреблять фразеологизмы в речи. Фразеологические обороты – особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, – должны возвратиться в нашу речь и обогатить её.

Как же помочь учащимся усвоить эту интересную, но трудную  тему «Фразеология»?

Систему практических занятий можно проводить:

  1.  В начале урока в качестве разминки. Это займет всего 3-5 минут.
  2. Во внеурочной деятельности.
  3. Во время проведения недели русского языка и литературы в школе.

2.Определение  задач. Постановка целей.

-Сегодня приглашаю вас на занятие по развитию речи, цель которого показать приемы работы при  изучении и повторении раздела «Фразеология» средствами активизации познавательной и творческой деятельности учащихся.

Наша задача – узнать как можно больше о фразеологизмах, проведя определённую  работу.

3.Распределение по группам. Получение заданий.

-Я предлагаю вам поработать в группах : художники , писатели и исследователи-искатели. 

Художники –ваша задача создать иллюстрированный словарь тех фразеологизмов ,которые я вам дам.

«вставлять палки в колеса»……………………………………………………………………………………………………. «как кот наплакал»…………………………………………………………………………………………………………….                                                      «как снег на голову» …………………………………………………………………………………………………………… «вешать лапшу на уши»………………………………………………………………………………………………………… «держать   в ежовых рукавицах»…………………………………………………………  

«глаза разбежались»……………………………………………………………………………..

Писатели- ваша задача написать мини-сочинение на тему «Школьная жизнь», в котором вы используете следующие фразеологизмы :    

 внести и свою лепту, делили шкуру не убитого медведя , отложили дело в долгий ящик, водить аудиторию за нос,  язык проглотил,  сел  в лужу. попали впросак.

И ,наконец, третья группа «Исследователи-искатели », используя интернет источник и словари , находите фразеологизмы, объясняете  их происхождение , делаете мини-презентацию.

На всё у вас только 5 минут. После этого пройдёт зашита ваших работ.

Приступайте.

4.Выполнение работы в группах.

5 .Задание для зрителей.

-А чтобы наш зал не скучал, я вам тоже приготовила задание.

Прошу внимания на экран! Попробуйте отгадать изображенный фразеологизм .

Водить за нос………………………………………………………………………………………………………

Волосы дыбом………………………………………………………………………………………………………

Вот где собака зарыта!………………………………………………………………………………………………………

Белены объесться………………………………………………………………………………………………………

Дело в шляпе………………………………………………………………………………………………………

Зарубить на носу………………………………………………………………………………………………………

Горе луковое………………………………………………………………………………………………………

Дым коромыслом………………………………………………………………………………………………………

 (можно если останется время, следующие упражнения)

Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.

        

1) хоть пруд пруди                                                                      1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд                                                                     2) в двух шагах

3) как снег на голову                                                                   3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо                                                                      4)кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать                                                                            5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут                                                                       6) ни то ни сё

7) с пустыми руками                                                                   7) приводить в бешенство

8) ни кровинки в лице                                                                 8) несолоно хлебавши

9) доводить до белого каления                                                   9) как мел  

Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

1) рукой подать                                                                            1) мастер на все руки

2) на вес золота                                                                            2) спустя рукава

3) семи пядей во лбу                                                                   3) у черта на куличках

4) песок сыплется                                                                        4) взять себя в руки

5) в час по чайной ложке                                                            5) грош цена

6) мастер кислых щей                                                                 6) хоть кол на голове теши

7) засучив рукава                                                                         7) молоко на губах не обсохло

8) потерпеть фиаско                                                                    8) потерпеть фиаско

9) душа в душу                                                                             9) одержать победу

10)засучить рукава                                                                      10)на всех парах

6. Защита проектов.

ГРУППЫ  НЕ ОТПУСКАТЬ!!!

7. Рефлексия. Оцените  свои работы, используя фразеологизмы

«Я сегодня работал……… »

  • Не покладая рук
  • Рука об руку
  • Засучив рукава
  • Тяп да ляп
  • Ни шатко ни валко
  • Через пень колоду
  • В поте лица
  • Сидел сложа руки

7. Итог занятия. Спасибо вам за активную и творческую работу!

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер -класс на конкурс "Учитель года"

Мастер - класс на конкурсе "Учитель года". Тема "Сотовый телефон: "за" и "против" ....

мастер -класс на конкурс "Учитель года-2013"

Родительское собрание "Первые итоги школьной отметки" (мастер-класс)...

Мастер-класс для конкурса "Воспитатель года-2014" "Солнечные одуванчики из пряжи"

Техника: цветы из пряжи.Цели деятельности педагога: Учить передавать образ цветка, его строение, форму, используя подручный материал. Вызвать эмоциональную отзывчивость, формировать эстетический вкус,...

Мастер-класс к конкурсу "Учитель года -2013" - "СВЕТОФОР"

Работа с залом по теме "знание правил дорожного движения"...

Мастер класс: Лошадь - символ 2014 года

Мастер класс: Лошадь - символ 2014 года Назначение: Мягкая игрушка-сувенир, рассчитана для творчества школьников среднего звена – 5-7 классов. Нам понадобится для работы:Изображение лошади ...

Мастер-класс "Математический фейерверк", учитель года - 2013

Мастер-класс "Математический фейерверк". Задачи-шутки, головоломки, задачи со спичками и бумагой......

Мастер-класс на конкурс "Учитель года 2017"

Мастер-класс на конкурс "Учитель года 2017"...