"Роль прилагательных в тексте"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Супрункова Валентина Павловна

Урок русского языка в 5 классе с элементами сингапурской методики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_rol_prilagatelnych.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

III.Разминка. Микс пэа шэа

Timed Pair Share.)3-6) минут

IV Структура ТИК-ТЭК-ТОЙ.  

V. Выполняется структура  РЕЛЛИ РОБИН

VI. Домашнее задание. (2 мин.)

Проверяет готовность учеников к уроку.

— Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга.

Приветствие партнёров по лицу, по плечу. (сигнал тишины)

— Какую тему мы с вами начали изучать на уроках русского языка? (Ответы учащихся.)

— Молодцы! А сегодня мы поговорим о роли прилагательном в тексте.

1.— Сейчас мы должны вспомнить все об именах прилагательных. Работаете с партнером по плечу. Вам нужно заполнить пропуски на этих листочках и привести свои примеры. Кто закончит, обменяетесь с партнерами по лицу для взаимной проверки.

2.— Посмотрите на листочки, которые лежат на столах. Определите количество грамматических основ в предложении, назовите эти основы.

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

(С. Есенин.)

Сейчас вы работаете самостоятельно. У каждого участника будет 30 секунд. Успели? Ещё 20 секунд. Завершили работу. Спасибо большое.

Теперь проверим, как вы выполнили задание. Отвечают участники №3. Участник №3 со стола №1. Все согласны. Спасибо. Садись. Участник №3 со стола №2. Все согласны. Спасибо. Садись. (Если ученик ответил неверно) – Ты понял теперь? Ещё раз объясни свое задание. Спасибо. Садись.

Выполняется структура Сималтиниус Раунд Тэйбл (на отдельных листочках 1 минута).

Сейчас каждая команда за 1 минуту должна как можно больше вспомнить и записать синонимов к слову алый. Вы пишите на одном листе. Передаёте листочек по кругу 

Ученик № 2 за каждым столом называет количество записанных слов.

Аплодисменты команде, которая написала больше синонимов

3. задание. «Конструктор». (3-6 мин.) 1 лист

Опираясь на предыдущее четверостишие, вы должны составить словосочетания с именами прилагательными,  определить вид подчинительной связи в полученных словосочетаниях. Мы проведем РАУНД ТЭЙБЛ.

Участник №1 стол 1 составляет словосочетание с прилагательным из первой строчки, записывает его и передает листочек участнику №2. Участник №2 составляет словосочетание прилагательным из второй строчки, записывает его и передает листочек участнику №3. Участник №4 записывает, какой вид связи использован в этих словосочетаниях  и ставит листок на середину. У каждого участника 15 сек. Начинает участник №1. Участник №1. Вы готовы? Ваши 15 сек. (выполняет)  Участник №2 – ваши 15 сек. (выполняет).  Участник №3 – ваши 15 сек. (выполняет)  Участник №4 – ваши 15 сек. Успели? Ещё 10 сек. Завершили работу. Спасибо большое.

Теперь проверим, как вы выполнили задание. Отвечают участники №4. Участник №4 со стола №1. У всех так получилось. Спасибо. Садись. Молодцы, все справились с заданием!

(Если ученик ответил неверно) – Ты понял теперь? Ещё раз объясни свое задание.

Встаньте из-за парт, задвиньте стульчики.  Звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по классу. Когда музыка остановится, должны образовать пару с ближайшими учениками и «дать пять» (взяться в воздухе за руки), затем вы обмениваетесь ответами на вопрос, дополняя свой список. (Ученики делятся с партнерами, 30 секунд). Вопрос следующий: «Какой делают речь прилагательные?»

Пройдите на свои места.

IV Структура ТИК-ТЭК-ТОЙ.  На каждом столе лежит по 9 листочков с прилагательным на каждом из них. Разложите листочки в формате 3 на 3. Теперь задание для каждого участника: составить 3 предложения, используя 3 слова из одной линии (по горизонтали, по вертикали или по диагонали). Время на выполнение – 1 минута.

V. Выполняется структура РЕЛЛИ РОБИН (Rally Robin) - обучающая структура, в которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка. У участника А вопрос и ответ для участника Б, а у участника Б вопрос и ответ для участника А. Вы обмениваетесь вопросами и ответами в течение 1 минуты.

1. Какие три способа (вида) подчинительной связи в словосочетаниях ты знаешь? (согласование, управление, примыкание).

2. В словосочетаниях какого вида могут участвовать имена прилагательные? (Согласование)

3.  Каким художественным средством чаще всего являются прилагательные в произведениях? (эпитетами)

4. Что достигается с помощью эпитетов? (с помощью эпитетов писатель рисует образную картину природы, которую легко можно себе представить по этому описанию:  выражает и отношение к увиденному — состояние восторга, удивления и т.д.) 

Подведение итогов:

  • Запишите 3 момента, которые вам понравились в сегодняшнем занятии

Приветствуют учителя.

Показывают

Устно выделяют грамматическую основу

Дети составляют словосочетания со словами из четверостишия

Отвечают на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе по теме "Роль имени прилагательного в текстах-описаниях"

Урок-обобщение темы "Имя прилагательное". Урок -практикум (работа учащихся в группах)...

Бинарный урок русского языка и биологии "Цветы — роскошный дар природы» Тема урока: «Роль имени прилагательного в текстах-описаниях»

Cистематизация  материала по теме “Роль имени прилагательного в речи”. Выяснить роль прилагательных в художественных текстах, формировать умение использовать литературное произведение для иллюстр...

Бинарный урок русского языка и биологии "Цветы — роскошный дар природы» Тема урока: «Роль имени прилагательного в текстах-описаниях» Презентация.

Cистематизировать материал по теме “Роль имени прилагательного в речи”, выяснить роль прилагательных в художественных текстах, формировать умение использовать литературное произведение для иллюстрации...

Конспект урока русского языка "Роль прилагательных в художественном тексте. 6 класс" и презентация к нему

Урок позволяет раскрыть возможности использования имён прилагательных при построении  художественного  текста, закрепить представление об эпитете, учит различать тексты разных стилей и типов...

Конспект урока "Роль прилагательных в художественном тексте" 6 класс

Урок с использованием технологии критического мышления "Роль прилагательных в художественном тексте"....