Развитие коммуникативных навыков (подготовка устной части ОГЭ)
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Рыжова Светлана Станиславовна

Выступление на региональном научно-практическом семинаре «Общеметодологические позиции развития школьного литературного и языкового образования»

 

     Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

     В мире современных технических достижений (мобильных телефонов, интернета и т.п.) умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков.            Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения,  так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Лицей № 24 имени Героя Советского Союза А.В.Корявина» г. Сергиев Посад Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка при подготовке к устной части ОГЭ в 9 классе Учитель высшей квалификационной категории, учитель русского языка и литературы Рыжова С.С . 2017 г.

Слайд 2

Коммуникативные навыки Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

Слайд 3

Часто коммуникативные умения и навыки делят на письменные – заключаются в умении вести переписку, общаться с помощью различных видов связи, где исключена устная речь. Письменная коммуникабельность проявляется в том, насколько композиционно четко составлен документ (текст), последовательно изложены в нем мысли, а также в отсутствии грубых орфографических и стилистических ошибок; устные – это умения, которые проявляются при непосредственном общении. Устная коммуникабельность включает в себя способность четко и адекватно излагать свои мысли, умение расположить к себе собеседника с первых минут разговора, а также в способности слушать своего оппонента.

Слайд 4

Коммуникативные действия правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи; правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать; свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения; воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи; знать особенности диалогической и монологической речи; строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Слайд 5

Коммуникативная компетентность коммуникативная компетентность – это совокупность таких умений человека, которые адекватны для определенной социальной среды и включают в себя знание культурных норм в общении, знание традиций и обычаев, владение этикетом, демонстрацию воспитанности и умелое применение коммуникативных средств. Они нарабатываются вместе с социальным опытом человека.

Слайд 6

Коммуникативная компетенция основные компоненты: владение той или иной лексикой развитость устной и письменной речи (четкость, правильность) умение соблюдать этику и этикет общения умение анализировать внешние сигналы ассертивность (уверенность) владение навыками активного слушания владение ораторским искусством актерские способности умение строить высказывание и вести диалог

Слайд 7

Апробация устной части ОГЭ, проведенная в МБОУ «Лицей № 24 имени Героя Советского Союза А.В.Корявина» диалог с виртуальным собеседником с использованием компьютера д иалог с учителем

Слайд 8

Структура модели «Беседа с учителем» Приветствие ученика. Знакомство. Короткий рассказ о содержании экзамена. Чтение текста подготовка к чтению вслух (чтение про себя) – 1,5 мин. чтение текста вслух – 3 мин. 3. Переключение ученика на другой вид работы. Ученик выбирает вариант беседы и получает соответствующую карточку с планом ответа. Монолог подготовка к ответу – 1,5 мин. ответ – 2 мин. Беседа с экзаменуемым ответы на вопросы – 3 мин.

Слайд 9

Образец задания (ФИПИ) Монологическое высказывание беседа по монологу Задание 2. Вам дается 1,5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 3 минут. Опишите фотографию 2. Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего. Не забудьте рассказать в каком музее Вы были; когда и с кем; что вы увидели; что понравилось и запомнилось больше всего.

Слайд 10

Образцы заданий для 9 класса при подготовке к устной части ОГЭ Назовите свою любимую (или последнюю прочитанную) книгу. Кто и когда дал или посоветовал вам её почитать? Кто из героев понравился вам больше других? О чем вас заставила задуматься книга?

Слайд 11

Как вы относитесь к чтению? В своем рассказе дайте ответы на следующие вопросы: Как вы понимаете семейное чтение? Можно ли ребёнку привить вкус к чтению? Является ли чтение вашим любимым занятием? Считаете ли вы необходимым читать в век компьютеризации? Можете ли вы обосновать необходимость чтения?

Слайд 12

Не забудьте рассказать Куда и когда Вы ходили в поход? С кем Вы ходили в поход (с одноклассниками, друзьями, с родителями)? Как Вы подготовились к походу? Почему Вам запомнился этот поход?

Слайд 13

Всегда ли нужно следовать моде? В своем рассказе дайте ответы на следующие вопросы: Что означает следовать моде? Для вас важно следовать моде и почему? Следовать моде можно только в одежде? Как вы понимаете выражение «хороший вкус»? Слова «модный» и «современный» обозначают одно и то же?

Слайд 14

Расскажите о своём любимом школьном предмете. Когда и почему у вас появился интерес к этой дисциплине? Какую интересную информацию вы получили, изучая этот предмет? Как любимый школьный предмет поможет вам в выборе будущей профессии?

Слайд 15

Как вы относитесь к школьной форме? В своем рассказе дайте ответы на следующие вопросы: Принята ли в вашей школе школьная форма? Чем может быть удобна школьная форма? Согласны ли вы с тем, что школьная форма дисциплинирует учащихся? Какими вы хотите видеть учеников своей школы?

Слайд 16

Расскажите о вашем любимом семейном празднике. Какое участие в этом семейном мероприятии принимают члены вашей семьи? Какую роль играете вы (какое поручение выполняете)? Как вы понимаете выражение «семейные традиции»? Как вы к ним относитесь?

Слайд 17

Как вы относитесь к компьютеризации общества? В своем рассказе дайте ответы на следующие вопросы: Какую роль в вашей жизни играет компьютер? Как часто и с какой целью вы пользуетесь ПК? Может ли компьютер заменить книгу? Как вы понимаете высказывание: «С появлением компьютера мы носим знания с собой, а не в себе»?

Слайд 18

Расскажите о своём домашнем питомце (растении). Когда и при каких обстоятельствах у вас появилось домашнее животное (растение)? Какие обязанности по уходу за домашним животным (растением) лежат на вас? Как вы понимаете слова А.Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили»?

Слайд 19

Как вы относитесь к коллекционированию? В своем рассказе дайте ответы на следующие вопросы: Занимаетесь ли вы коллекционированием каких-либо предметов? Что является гордостью вашей коллекции? С какими интересными людьми вы познакомились, занимаясь любимым делом? С кем и в какой форме вы хотели бы поделиться своим увлечением?

Слайд 20

Словесная разминка на уроках русского языка в 6 классе (использование физкультминутки) Рассказ на основе изображения (устная речь – описание). Составление текстов (письменная речь – повествование). Составление текста к физкультминутке дается в качестве домашнего задания. Развитие речи при восстановлении последовательности изображения с помощью наглядного материала. Из-за леса, из-за гор выбежала тучка. И решила н апоить землю тёплой водой. Взмахнула она рукава- м и – и полился дождь частый. Появились цветы – т о улыбалась земля. Появилась лужица. Успокоилась д овольная тучка. И пришло красно солнышко, и согрело землю. А на тепло то небесное слетелись вестники весны – бабочки и завели хоровод. Вся земля улыбалась их чудесному танцу.

Слайд 21

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МБОУ «Лицей № 24 имени Героя Советского Союза А.В.Корявина»

г. Сергиев Посад

Учитель высшей квалификационной категории,

учитель русского языка и литературы

Рыжова С.С.

Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка       при подготовке к устной части ОГЭ в 9 классе

Выступление на региональном научно-практическом семинаре «Общеметодологические позиции развития школьного литературного и языкового образования»

     Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

     В мире современных технических достижений (мобильных телефонов, интернета и т.п.) умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков.            Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения,  так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой.

Часто коммуникативные умения и навыки делят на

  • письменные – заключаются в умении вести переписку, общаться с помощью различных видов связи, где исключена устная речь. Письменная коммуникабельность проявляется в том, насколько композиционно четко  составлен документ (текст), последовательно изложены в нем мысли, а также в отсутствии грубых орфографических и стилистических ошибок;
  • устные – это умения, которые проявляются при непосредственном общении. Устная коммуникабельность включает в себя способность четко и адекватно излагать свои мысли, умение расположить к себе собеседника с первых минут разговора, а также в способности слушать своего оппонента.

     В формировании коммуникативных навыков, помимо семьи и социума, важную роль играет школа. Процесс общения, говорения происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности. С учетом нормативно-возрастного развития ребёнка развитие коммуникативных навыков задаёт содержание и характеристики учебной деятельности на уроках гуманитарного цикла, в частности на уроках русского языка.

     В развитии системы универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС в составе личностных, регулятивных и познавательных действий особую значимость приобретают коммуникативные действия:

  • правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать;
  • свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
  • воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи;
  • знать особенности диалогической и монологической речи;
  • строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

      В психологии существует синонимичное понятие: коммуникативная компетентность. Это совокупность таких умений человека, которые адекватны для определенной социальной среды и включают в себя знание культурных норм в общении, знание традиций и обычаев, владение этикетом, демонстрацию воспитанности и умелое применение коммуникативных средств. Они нарабатываются вместе с социальным опытом человека.

      Коммуникативная компетентность – это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки.

      Применительно к планированию и организации уроков русского языка уместно оперировать таким понятием, как коммуникативная компетенция.    

      Коммуникативная компетенция – способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности.

      Коммуникативная компетенция может включать в себя множество компонентов:

  • владение той или иной лексикой
  • развитость устной и письменной речи (четкость, правильность)
  • умение соблюдать этику и этикет общения
  • умение анализировать внешние сигналы
  • ассертивность (уверенность)
  • владение навыками активного слушания
  • владение ораторским искусством
  • актерские способности
  • умение строить высказывание и вести диалог
  • эмпатия (осознанное или бессознательное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего)

     В свете намечающихся изменений в ОГЭ в 9 классе, введении устной части, включающей в себя чтение и   говорение, развитие коммуникативных навыков у учащихся становится ещё более актуальным.

     В штатный режим планируется ввести устную часть в 2018 году как допуск к ОГЭ.

     Экзамен планируется проводить в трех форматах на выбор учащегося: беседа с учителем, беседа с одноклассником и диалог с виртуальным собеседником с использованием компьютера.

      Независимо от выбранного формата учащийся получает 3 задания:

  1. выразительное чтение художественного текста (общее для всех форматов экзамена)
  2. состоит из двух частей: 1) описание фотографии (монологическая речь) и 2) диалог с другом или учителем (или условный диалог с компьютером)
  3. монологическая речь: описание фотографии и размышление на конкретную тему.

      Апробация устной части ОГЭ в 9 классе, проведенная в МБОУ «Лицей № 24 имени Героя Советского Союза А.В.Корявина», состояла из двух моделей: компьютерной и устной (беседа с учителем).  

      Структура модели «Беседа с учителем» выглядит следующим образом:

  1. Приветствие ученика. Знакомство. Короткий рассказ о содержании экзамена.
  2. Чтение текста
  •  подготовка к чтению вслух (чтение про себя) – 1,5 мин.
  •  чтение текста вслух – 3 мин.

3.     Переключение ученика на другой вид работы. Ученик выбирает вариант беседы и получает соответствующую карточку с планом ответа.

  1. Монолог
  • подготовка к ответу – 1,5 мин.
  • ответ – 2 мин.
  1. Беседа с экзаменуемым
  • ответы на вопросы – 3 мин.

После чтения текста учитель предлагает экзаменуемому выбрать вариант беседы. Например:

  1. Мой любимый музей (на основе описания фотографии).
  2. Школьный праздник, который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта).
  3. Нужна ли школьная форма? (рассуждение по поставленному вопросу).

Таким образом, в процессе говорения учащийся должен показать степень владения всеми видами речи (описание, повествование, рассуждение), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей, умение вести диалог. Следовательно, на уроках русского языка следует уделять особое внимание основным видам деятельности: говорению, слушанию, письму и чтению. Именно эти виды деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации.

      По аналогии с заданиями, данными для проведения апробации устной части ОГЭ, я провожу словесную разминку на уроках русского языка, начиная с 6 класса. Использовать для говорения можно любую ситуацию, любой вопрос, заданный на уроке. Я хочу привести пример использования физкультминутки для развития речевой деятельности учащихся.    

Работа состоит из следующих этапов:

  1. Рассказ на основе изображения (устная речь – описание).
  2. C:\Users\Света\Desktop\семинар Рыжова С.С\фотографии с урока\DSCN0294.JPG Развитие речи при восстановлении последовательности изображения с помощью наглядного материала (ученик собирает на доске нарисованных персонажей по сюжету физкультминутки, сопровождая собственным рассказом) (устная речь – повествование).
  3. Составление текстов (письменная речь – повествование) (дается в качестве домашнего задания). Вот некоторые из них:
  1. Туча наползла незаметно и заплакала крупными прохладными каплями. Они словно закружились в хороводе, образовав лужу. Стали появляться пышные цветы, похожие на девушек в платьях. Туча незаметно унеслась вдаль, пропала, уступив место солнцу. Оно словно проснулось и, будто потянувшись, расправило свои лучики. Лужа пригрелась и… растаяла, высохла. Запорхали, словно вырезанные из перламутровой ткани бабочки, перелетая с цветка на цветок, как будто танцуя. Какая красота!
  2. Из-за леса, из-за гор выбежала тучка. И решила напоить землю тёплой водой. Взмахнула она рукавами – и полился дождь частый. Появились цветы – то улыбалась земля. Появилась лужица. Успокоилась довольная тучка. И пришло красно – солнышко, и согрело оно землю. А на тепло то небесное слетелись вестники весны – бабочки и завели хоровод. Вся земля улыбалась их чудесному танцу.

      Шестиклассникам очень нравится выполнять задания устной части ОГЭ: говорить, рассуждать, описывать фотографии. Временные параметры подготовки к ответу и самого ответа не только не пугают учащихся  в этом возрасте, а наоборот, придают элемент игры, не исключая при этом понимание важности и ответственности выполнения задания (младшие школьники ни в чем не хотят отставать от старшеклассников).

      Говоря о подготовке девятиклассников к устной части ОГЭ, я рекомендую включать словесные разминки, аналогичные заданиям, данным в качестве образца для проведения апробации (презентация Т.Н. Малышевой на сайте ФИПИ). В качестве домашнего задания предлагаю учащимся создание презентации (картинка + основные положения (аспекты) для рассказа о себе или вопросы для беседы и рассуждения на заданную тему). Это помогает ученикам глубже понять структуру задания, учит составлять план ответа, определять главную мысль высказывания и подбирать ключевые слова для построения текста монологического характера.

       В 9 классе интересно не только отрабатывать навыки говорения, умение составлять тексты разных стилей, но и создавать ситуацию экзамена. Среди учащихся назначается организатор, который следит за временем; эксперты, которые отмечают нарушения речи. Фиксируя речевые недочеты, повторы и грамматические ошибки в построении предложений и формах слов, учащиеся в дальнейшем стараются в своём ответе избегать этих ошибок. Кроме того, по моему мнению, учащиеся проходят своеобразную психологическую адаптацию.

      Таким образом, формирование коммуникативных навыков с учётом требований современной действительности – одна из главных задач учителя русского языка и литературы  в процессе учебной деятельности.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках иностранного языка

В рамках коммуникативной методики используется широкий спектр образовательных средств и приемов: общение  школьников с преподавателем-носителем языка и друг с другом, игровые элементы, аудио- и видеом...

Развитие коммуникативных навыков с использованием текста на уроках английского языка.

Тема по самообразованию: "Развитие коммуникативных навыков с использованием текста на уроках английского языка"....

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков" У начинающего психолога много пробл...

Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка при подготовке к устной части ОГЭ в 9 классе

Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка       при подготовке к устной части ОГЭ в 9 классе...

Статья на тему: "Развитие коммуникативных навыков и умений в индивидуальной работе с детьми – инвалидами с отклонениями в развитии и множественными сопутствующими нарушениями".

Представленный доклад освещает принципы логопедической работы по развитию вербальных и невербальных способах коммуникации у детей с интеллектуальной недостаточностью....

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

 У детей с задержкой психического развития умение общаться не возникает само собой. Наблюдения показывают, что большинство воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испы...