Урока" Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Егорова Инна Григорьевна

Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.

imageВспомогательные цели урока:

Образовательная: обучить учащихся приемам сжатия  текста;

Развивающая:  способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти; 

Воспитательная:  формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку, воспитание литературного вкуса.

Задачи урока:

Повторить приемы сжатия текста.

Научить применять приемы сжатия текста на практике.

Повторить особенности публицистического текста.

Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации (упражнения с текстом, написание изложения).

Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ПОМОЩЬ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. (Слайд)

Цель: научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.

 Задачи: (СЛАЙД)

Развивающие:

 развивать у учащихся умения логически мыслить и обобщать полученные факты;

способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти; 

работать как самостоятельно, так и в коллективе.

Образовательные:

повторить теоретический материал по теме: «Публицистика», «Приемы сжатия текста»;

отработать с помощью предложенных упражнений приемы сжатия текста (исключение и обобщение) на конкретном тексте, умение выделять главную информацию.

Воспитывающие:

 воспитывать любовь к родному русскому языку;

 формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, карточки для практической работы.

Ход урока

1. Оргмомент. (2 мин.)

-Добрый день, ребята! Сегодня  у нас с вами очередной урок по подготовке к ГИА. И это урок по развитию речи, так как первая часть экзамена, как вы знаете, это написание сжатого изложения на основе прослушанного текста. Правда, поскольку у нас сегодня не урок контроля, мы будем работать с печатными текстами.

2. Актуализация полученных ранее знаний. (12 мин.)

Постановка цели и задач урока.

- Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату и тему урока:  Сжатое изложение публицистического текста. 

  • Подумайте, исходя из темы, какими могут быть задачи нашего урока.

(Учащиеся сразу включаются в рассуждение, выясняют, какие задачи нужно решить, чтобы освоить тему урока.)

-Сегодня мы будем готовиться к написанию сжатого изложения текста публицистического стиля. Какие знания теории нам необходимы  для выполнения этой работы?

(Вспомним, что такое публицистика?) 

(Литература по общественно – политическим вопросам современности)

(Характерные стилевые черты публицистики).

(Воздействие на умы, сердца людей, призывность, убедительность. Авторская позиция)

-А какие языковые средства характерны для публицистического стиля?

(Вводные слова, антитезы, повторы, восклицательные предложения, предложения побудительного характера.)

-Какие жанры публицистики вам известны?   

(Статья, репортаж, интервью, заметка)

-С одной из таких статей сегодня мы познакомимся на уроке.

-Чем, по вашему,  отличается подробное изложение от сжатого изложения?

Обсуждение. (Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.)

-А как вы думаете, почему на экзамене предпочтение отдано не подробному, а сжатому изложению?

(Подробный пересказ как вид работы в большинстве случаев требует от ученика механического запоминания и воспроизведения информации без критического осмысления прослушанного текста, а в практической жизни важнее оказывается другое умение - запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно.)

-А что значит сжать текст? 

(Рассуждение. Заслушиваются 2-3 человека. (Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, т.е. убрать всё лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное, отказаться от подробностей.)

-Какие виды сжатия текста вам знакомы? (Слайд)

       3 способа компрессии текста:

  • исключение подробностей, деталей;
  • обобщение конкретных, единичных явлений;
  • сочетание исключения и обобщения.

      Приемы сжатого воспроизведения

  • сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
  • образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
  • сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
  • разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
  • перевод прямой речи в косвенную;
  • пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
  • пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

3. Чтобы проверить, насколько вы владеете приёмами сжатия текста, я предлагаю вам небольшую  самостоятельную практическую работу по вариантам с последующей проверкой.  

Выполняется  задание на листах,  аккуратно делая карандашом необходимые пометки.  Каждый вариант работает со своим заданием. 3-4 минуты. (Слайд)

1вариант: Произведите сжатие фрагмента, используя прием слияния:

 О значении любого слова можно узнать в справочной литературе. Где можно  узнать о значении любого общеупотребительного слова? Конечно, в толковом   словаре русского языка. А где можно узнать о значении слов общенаучной  лексики?  Наиболее полно эта лексика отражена в энциклопедических словарях.

    Вариант ответа:

О значении любого слова можно узнать в справочной литературе, а о значении общеупотребительного слова – в толковом словаре  русского языка, о значении слов общенаучной лексики – в энциклопедических   словарях.

2вариант: Произведите сжатие фрагмента, используя прием замены:

 М.В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры  с ее разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим  деятелем.

     

Вариант ответа:

Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры. Он был ученым, философом, поэтом.

3вариант: Произведите сжатие фрагмента, используя прием исключения:

 За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные: самые большие дома были бревенчатые двухэтажные срубы, где наверху жил  сам купец, а внизу под навесом располагалась его торговля; но таких домов  было немного, и преобладали одноэтажные домики или просто сколоченные из  досок палатки. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.

   

 Вариант ответа:

     За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.

    -Время истекло. Слушаем учащихся первого, второго, третьего вариантов.

Вывод: итак, мы увидели, как можно различными способами сжимать тексты.

4. Анализ текста.

Ребята, на экзамене вы должны будете продемонстрировать практический навык сокращения текста, поэтому следующее задание для вас – работа с текстом.

Несмотря на то, что на экзамене вы должны будете воспринимать текст на слух, сегодня мы поработаем с текстом, который будет у нас перед глазами.

У каждого из вас есть памятка по написанию сжатого изложения.

Текст изложения (Слайд)

          Грубость в языке, как грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уже не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

           По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без

нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый  наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, - человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.

               Учиться хорошей,  спокойной, интеллигентной  речи надо долго и внимательно – прислушиваясь. Запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».          (136 слов)

                                                          ( По Д.С.Лихачёву)

- Давайте вспомним этапы работы с текстом. (Слайд)

  • Определение темы текста
  • Определение идеи текста
  • Определение структуры текста
  • Определение микротем текста как частей общей темы
  • Моделирование сжатого изложения

Как видите, перед вами текст без членения на абзацы. Вам необходимо определить, сколько здесь абзацев, выделить ключевые слова, тему текста, идею.

Для дальнейшей работы по написанию сжатого изложения  я предлагаю вам разбиться на 3 группы, по принципу «Это моя группа» 1группа :все, чьё имя начинается с буквы «А», 2 -  все, чьё имя начинается на букву «В», а 3 – остальные буквы алфавита.

- Итак, сжимая текст, вы обязаны помнить, что должны прозвучать все микротемы, и каждая микротема должна быть сжата. Постарайтесь использовать различные приемы сжатия. Работа в группах.(15 минут).

   5. Проверяем работу.

     Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

У каждой группы получился свой вариант сжатия текста.

- Я предлагаю вам такой вариант сжатия. (Слайд) Удачно ли это изложение? Почему?

       ( Передано основное содержание, но пропущена микротема.)

          Грубость в языке, как грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление и  свидетельствует оно  о слабости человека.

         По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без

нужды громко говорить и ругаться.  Каждый  наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, - человеческой жизни.

Вывод: Значит, чтобы успешно написать сжатое изложение, нужно обязательно полноценное понимание исходного текста.

Учитель:

-Из скольких слов состоит исходный текст? (136 слов)

-Сколько слов получилось в сжатом нами тексте?

 -Давайте оценим свою работу в соответствии с экзаменационными   критериями. (слайд презентации)

    

6. Рефлексия

  • О чём мы говорили сегодня на уроке?
  • Чувствуете ли вы,  что овладели приемами сжатия текста?
  • Какой из приемов вам показался наиболее доступным?
  • Каким приёмом сжатия текста вы воспользовались?

 В графу “+” записываете все факты, которые вызвали положительные эмоции. В графу “–”  записываете все, что у вас отсутствует. (?) выписываете все то, что осталось непонятным,  в чём испытываете затруднение (написать).

Имя

+

_

?

Понятия:

Тема текста?

Идея текста?

Нахождение ключевых слов.

Приёмы сжатия текста: 1.Исключение подробностей, деталей;

2.Обобщение конкретных, единичных явлений;

3.Сочетание исключения и обобщения.

7.  Выставление оценок за урок.

8. Домашнее задание: Написать сжатое изложение по тексту.

План:

  1. Определить микротемы.
  2. Найти ключевые слова (подчеркнуть).
  3. Определить тему текста.
  4. Определить идею текста.
  5. Написать сжатое изложение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА".

Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего активизирует его а...