Анализ результатов предварительных работ по русскому языку в формате ЕГЭ
статья по русскому языку (11 класс) на тему

Дулина Лариса Николаевна

 

В 2015 г. были пересмотрены содержание и структура экзаменационной работы. Изменилось количество частей и заданий в экзаменационной работе.

В части 1 экзаменационной работы содержался отобранный для языкового анализа материал в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений. Вместе с тем задания этой части проверяли овладение экзаменуемыми практическими коммуникативными умениями и важнейшими нормами русского литературного языка.

 Например, задания 1 и 2 проверяли способность улавливать логику развития мысли автора предъявленного для анализа текста. При этом экзаменуемые должны иметь представление о том, что одну и ту же информацию можно изложить, используя разные синтаксические конструкции, и задание 1 КИМ нацеливает экзаменуемых на использование всего богатства синтаксических конструкций, которыми располагает русский язык. Среди новых заданий в экзаменационной работе 2015 г. – работа со словарной статьёй (задание 3), позволяющая проверить уровень сформированности информационных умений экзаменуемых. В экзаменационном варианте не было ни одного задания, которое не имело бы практико-ориентированного характера.Чтобы выполнить задания по орфографии, необходимо было проанализировать, какой частью речи являются приведённые слова, какие грамматическое и лексическое значения они имеют, определить морфемную структуру слова. Задания по пунктуации требуют синтаксического анализа предложения, понимания смысловых отношений между частями сложного предложения и между отдельными членами предложения. Так, например, традиционно сложным заданием экзаменационной работы является задание, проверяющее умение делать верный выбор при написании -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. Сложность обусловлена тем, что умение применять на практике правила орфографии основывается на умении правильно определять часть речи слов и их морфемный состав.

В экзаменационной  работе умения, связанные с синтаксическим анализом предложения, были востребованы при выполнении заданий, проверяющих владение пунктуационными нормами. Анализ языкового материала, требующий владения лингвистической компетенцией, понадобился также при выполнении заданий, связанных с нормами современного русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими). Так, например, выполнение задания 7, которое требовало определить характер грамматической ошибки в речи, можно успешно выполнить только тогда, когда у экзаменуемого сформировано представление о грамматической системе языка.

Заданиями 20–24 проверяют умения  проводить смысловой и речеведческий анализ текста. Задание 24 предусматривало знание выразительно-изобразительных средств, умение не только увидеть их в отмеченном интервале текста, но и терминологически обозначить.

Проценты выполнения заданий части 1 работы представлены в презентации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_vystupleniyu_na_seminare_-_vstuplenie.docx15.91 КБ
Файл k_vystupleniyu_na_seminare.pptx79.61 КБ

Предварительный просмотр:

Единый государственный экзамен по русскому языку является обязательным экзаменом.

 Задания экзаменационной работы по русскому языку позволяют объективно оценить  подготовку по русскому языку выпускников XI  классов общеобразовательных учреждений.

К основным концептуальным подходам к построению экзаменационной модели ЕГЭ по русскому языку относятся следующие:  компетентностный подход, позволяющий  проверить следующие виды предметных компетенций: лингвистическую, т.е. умение проводить лингвистический анализ языковых явлений; языковую, т.е. практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм; коммуникативную, т.е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; культуроведческую, т.е. осознание языка как формы выражения национальной культуры ;  коммуникативно-деятельностный подход, основой которого является система заданий, проверяющих сформированность коммуникативных умений, обеспечивающих стабильность и успешность коммуникативной практики выпускника школы;  личностный подход, предполагающий ориентацию экзаменационной модели на запросы, возможности экзаменуемого, адаптивность модели к уровням подготовки и интеллектуальным возможностям выпускников.

 Каждый вариант экзаменационной работы состоял из двух частей и включал в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержала 24 задания с кратким ответом. В экзаменационной работе были предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом: – задания открытого типа, требующие записи самостоятельно сформулированного правильного ответа; – задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов; – задания на установление соответствия.

 Часть 2 содержала 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

В 2015 г. были пересмотрены содержание и структура экзаменационной работы. Изменилось количество частей и заданий в экзаменационной работе.

В части 1 экзаменационной работы содержался отобранный для языкового анализа материал в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений. Вместе с тем задания этой части проверяли овладение экзаменуемыми практическими коммуникативными умениями и важнейшими нормами русского литературного языка.

 Например, задания 1 и 2 проверяли способность улавливать логику развития мысли автора предъявленного для анализа текста. При этом экзаменуемые должны иметь представление о том, что одну и ту же информацию можно изложить, используя разные синтаксические конструкции, и задание 1 КИМ нацеливает экзаменуемых на использование всего богатства синтаксических конструкций, которыми располагает русский язык. Среди новых заданий в экзаменационной работе 2015 г. – работа со словарной статьёй (задание 3), позволяющая проверить уровень сформированности информационных умений экзаменуемых. В экзаменационном варианте не было ни одного задания, которое не имело бы практико-ориентированного характера.Чтобы выполнить задания по орфографии, необходимо было проанализировать, какой частью речи являются приведённые слова, какие грамматическое и лексическое значения они имеют, определить морфемную структуру слова. Задания по пунктуации требуют синтаксического анализа предложения, понимания смысловых отношений между частями сложного предложения и между отдельными членами предложения. Так, например, традиционно сложным заданием экзаменационной работы является задание, проверяющее умение делать верный выбор при написании -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. Сложность обусловлена тем, что умение применять на практике правила орфографии основывается на умении правильно определять часть речи слов и их морфемный состав.

В экзаменационной  работе умения, связанные с синтаксическим анализом предложения, были востребованы при выполнении заданий, проверяющих владение пунктуационными нормами. Анализ языкового материала, требующий владения лингвистической компетенцией, понадобился также при выполнении заданий, связанных с нормами современного русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими). Так, например, выполнение задания 7, которое требовало определить характер грамматической ошибки в речи, можно успешно выполнить только тогда, когда у экзаменуемого сформировано представление о грамматической системе языка.

Заданиями 20–24 проверяют умения  проводить смысловой и речеведческий анализ текста. Задание 24 предусматривало знание выразительно-изобразительных средств, умение не только увидеть их в отмеченном интервале текста, но и терминологически обозначить.

Проценты выполнения заданий части 1 работы представлены в презентации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ предэкзаменационной работы по русскому языку в формате ЕГЭ в 11-х классах (тестовая часть) школ Красносельского района Санкт-Петербурга Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 291 Красносельского района Санкт-Петербурга Дулина Л.Н. 2015 г.

Слайд 2

Обновление КИМов ФИПИ осуществляет большое обновление КИМов по русскому языку. Измениась концепция экзамена. Заданий стало меньше: 25 вместо 39. В ЕГЭ 2015 еще больший вес приобрели грамотность и способность работать с текстами. По-прежнему важна культура (правильность) речи.

Слайд 3

Новые требования Изменены формулировки почти всех заданий: исключена возможность угадать правильный ответ. В 1, 7, 15 и 24 заданиях верных ответов будет несколько.

Слайд 4

№ задания Проверяемые элементы содержания Вариант формулировки задания Уровень сформированнос-ти умений в % 1 Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 74 2 Средства связи предложений в тексте Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска? 98 3 Лексическое значение слова Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено 3 предложении. 68 4 Орфоэпические нормы (постановка ударения) * Объем слов определен списком ФИПИ В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. 48 5 Лексические нормы В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. 47 6 Морфологические нормы (образование форм слова) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 82

Слайд 5

№ задания Проверяемые элементы содержания Вариант формулировки задания Уровень форсированности умений в % 7 Синтаксические нормы Нормы согласования Нормы управления Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками. 40 8 Правописание корней Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня 92 9 Правописание приставок Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. 68 10 Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е . 96 11 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. 98 12 Правописание НЕ и НИ Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . 65

Слайд 6

№ задания Проверяемые элементы содержания Вариант формулировки задания Уровень форсированности умений в % 13 Слитное, дефисное, раздельное написание слов Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . 84 14 Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. 39 15 Знаки препинания в простом осложнённом предложении(с однородными членами). Пунктуация в ССП и ПП с ОЧ Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 76 16 Знаки препинания в предл . с обособленными членами Расставьте знаки препинания. 75 17 Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями , грамматически не связанными с членами предложения Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. 58 18 Знаки препинания в СПП Расставьте знаки препинания 64

Слайд 7

№ задания Проверяемые элементы содержания Вариант формулировки задания Уровень форсированности умений в % 19 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи Расставьте знаки препинания 46 20 Текст как речевое п ро-изведение. Смысловая и к омпозиционная целостность текста Какие из высказываний НЕ СООТВЕТСТВУЮТ содержанию текста? 57 21 Функционально-смысловые типы речи 22 Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению Из предложений 25–34 выпишите синонимы (синонимическую пару). 79 23 Средства связи предложений в тексте Среди предложений 1–8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения. 81 24 Речь. Языковые средства выразительности Прочитайте фрагмент рецензии, вставьте цифры, соответствующие номеру термина из списка. 70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ диагностических работ по русскому языку в формате ОГЭ - 2015, 9 класс

Бланки анализа диагностических работ по русскому языку в формате ОГЭ 2015 (9 класс) помогут учителю и заместителю директора школы  организовать мониторинг качества подготовки обучающихся к госуда...

Анализ диагностических работ по русскому языку в формате ЕГЭ - 2015 (бланки)

   Бланки анализа диагностических работ по русскому языку в формате ЕГЭ - 2015 помогут учителю русского языка проводить системный анализ работы по подготовке обучающихся 10, 11 классо...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...

Рабочая программа кружка по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ"

Рабочая программа кружка по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» в 11 классе составлена на основе программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». 10-1...

Программа элективного курса по русскому языку в 10-11 классах "Русский язык в формате ЕГЭ"

Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может...

Программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ"

Рабочая программа построена на расширении и углублении базового образования, содержит теоретический материал и практический, который включает в себя отработку правил русского языка в системе и служит ...