Игра «Счастливый случай» по теме «Фразеология»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Елисеева Людмила Геннадьевна

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

по русскому языку «К тайнам слова»

 

Игра «Счастливый случай» по теме «Фразеология»

Цель урока:

  1. Закрепить понятие о фразеологии как разделе русского языка.
  2. Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.
  3. Учить определять лексическое значение фразеологизмов.
  4. Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.
  5. Прививать интерес к изучению русского языка.
  6. Развивать умение работать в группах.
  7. Формировать умение применять на практике полученные знания.
  8. Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь)

Оборудование:

  • жетоны
  • кроссворды;
  • карточки с фразеологическими оборотами;
  • изображения животных (черепаха, заяц, слон, медведь);
  • картинки, иллюстрирующие фразеологические обороты

 

Играют 3 команды (класс предварительно разделен. Вопросы задаются двум командам сразу: кто быстрее ответит (на столе у каждой команды лежат сигнальные карточки). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, а ученик, давший этот ответ, – жетон. В конце игры подсчитываются баллы команд и жетоны у учащихся. Все учащиеся получают оценки в журнале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл schastlivyy_sluchay.docx674.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ПЕРСПЕКТИВА»  ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВЛАСИХА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(наименование образовательного учреждения)

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

по русскому языку «К тайнам слова»

Игра «Счастливый случай» по теме «Фразеология»

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20170313_133216.jpg

Из опыта работы

учителя русского языка

Елисеевой Л.Г.

2017г

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20170313_135323.jpg

Игра «Счастливый случай» в 6 классе по теме «Фразеологизмы»

Цель урока:

  1. Закрепить понятие о фразеологии как разделе русского языка.
  2. Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.
  3. Учить определять лексическое значение фразеологизмов.
  4. Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.
  5. Прививать интерес к изучению русского языка.
  6. Развивать умение работать в группах.
  7. Формировать умение применять на практике полученные знания.
  8. Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь)

Оборудование: 

  • жетоны
  • кроссворды;
  • карточки с фразеологическими оборотами;
  • изображения животных (черепаха, заяц, слон, медведь);
  • картинки, иллюстрирующие фразеологические обороты

Играют 3 команды (класс предварительно разделен. Вопросы задаются двум командам сразу: кто быстрее ответит (на столе у каждой команды лежат сигнальные карточки). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, а ученик, давший этот ответ, – жетон. В конце игры подсчитываются баллы команд и жетоны у учащихся. Все учащиеся получают оценки в журнале.

Гейм 1 «Я начну, а ты продолжи»: Вопросы командам по очереди

Родственники за рубежом

  • Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы – как две ягоды, немцы и чехи – как яйцо и яйцо. А как говорят русские?

(как две капли воды)

  • Англичане говорят о таком человеке, что он живёт в клевере, немцы – что он сидит как личинка в сале, французы – как петух в тесте. А что говорим мы?

(Как сыр в масле катается)

  • Если англичанин знает что -либо хорошо, он говорит:  знаю как кисть своей руки, а француз и немец - как собственный карман. А русский?

(Как свои пять пальцев)

  • Немцы говорят о таком человеке, что у него денег как сена, французы – что он сшит из золота. А что о таком человеке говорят русские?

(У него денег куры не клюют)

  • Если англичанин хочет что-либо хорошенько запомнить, он говорит: это надо положить в свою трубку и выкурить, немец – это надо записать себе за ушами, француз – это надо вбить себе в голову. А что говорим мы?

(Зарубить себе на носу)

  • Французы о таком человеке говорят, что он тебе до лодыжки не доходит, англичане – он не годится на то, чтобы держать тебе свечку. А мы?

(Он тебе в подмётки не годится)

  • После случившегося англичане в этой ситуации видят звёзды, а французы – 36 подсвечников. Что в этом случае происходит с русскими ?

(Искры из глаз сыплются)

Гейм 2 «Добавьте нужное слово…» Сайт 5

. Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20170313_133238.jpgПроверь себя!

Рукой подать- у чёрта на куличках

на вес золота – грош цена

в час по чайной ложке – на всех порах

коломенская верста – от горшка два вершка

семи пядей во лбу – хоть кол на голове теши

повесить нос – воспрянуть духом

мастер кислых щей- мастер на все руки

жить душа в душу – как кошка с собакой

сидеть сложа руки – не покладая рук

Гейм 3 «Заморочки из бочки» (фишки в бочонке)  

Пантомима

 По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами.

 Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм.

Задания на карточках.

Стоять на задних лапках.

Прикусить язык.

Попасть не в бровь, а в глаз.

Ломать голову.

Не находить места.

Намылить шею.

Зарубить на носу.

В рот воды набрал.

Гейм 4 «Тёмная лошадка» см. Сайт 6,7,8

Дать объяснение фразеологизму по картиГейм 5 «Ты мне , я тебе»

На загадку дай отгадку (задают друг другу) C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20170313_135332.jpg

«На загадку дай отгадку».

  • Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)
  • Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)
  • Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)
  • Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)
  • Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)
  • Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)

Гейм 6 «Гонка за лидером…»    Продолжить фразеологизм

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …;

гроша медного не …; днём с огнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….

 Для болельщиков - Вопросы-шутки

  • Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много?

Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать.

  • В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?

Как дважды два (знать).

  • Может ли вопрос заболеть?

Да, во фразеологизме «больной вопрос».

  • Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?

Да, во фразеологизме «И след простыл».

  • Может ли горе быть в жидком состоянии?

Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».

  • Есть ли глаза у правды?

Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».

  • Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?     ( ответ: Каша.)
  • Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?

«Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).

  • Может ли правда иметь неприятный вкус?

Да, «горькая правда».

  • Какого цвета бывает тоска?

Зеленого; «тоска зеленая».

Подведение итогов.

 Что вы узнали новое? Интересна ли игра? Хотелось бы поучаствовать ещё?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра "Счастливый случай" по теме "Первоначальные химические понятия".

Данную игру можно использовать и на уроке и во внеурочное время....

Урок-игра "Счастливый случай" по теме "Жизнь и творчество А. С. Пушкина"

Повторительно-обобщающий урок о жизни и творчестве А. С. Пушкина в нетрадиционной форме по принципу игры "Счастливый случай". Главная цель - воспитывать интерес к личности А. С. Пушкина и его литерату...

Урок - игра " Счастливый случай" по теме " Лексика" по русскому языку в 5 классе по

урок обобщения материала в игровой форме с элементами групповой работы....

Игра "Счастливый случай" на тему "История и герои"

Игра «Счастливый случай» на тему  «ИСТ...

Игра "Счастливый случай" по теме "Лексика"

Внеклассное мероприятие для учащихся 6 классов. Повторяются знания по теме "Лексика": лексическое значение слова, синонимы, фразеологизмы, пословицы и поговорки. Игру можно провести во время декады ру...

Урок-игра "Счастливый случай" по теме "Западная Азия в древности"

Урок-игра это не только интересно для детей, но и полезно - отрабатываются навыки применения знаний нп практике. Данный урок-игра носит разноплановый характе. Я попыталоась занять всех учащихся, т.к. ...