Рабочая программа по русскому языку для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Абдурахманова Динара Аскатовна

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Тростенцовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл got.prog_._po_russkomu_9_klass.docx42.28 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Данная рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования; авторской Программы по русскому языку к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. (М.: Просвещение); программа составлена к учебнику Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение.

Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

         Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку, основное содержание, требования к уровню подготовки учащихся, список используемой учебно-методической литературы.

          В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.

Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • применение полученных знаний и умений в речевой практике.

         Данные цели обусловливают решение следующих задач:

- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

- формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в IX классе – 68 часов    (из расчета 2 ч в неделю).

Дополнительные сведения.  При необходимости в течение учебного года учитель может вносить в учебную программу коррективы: изменять последовательность уроков внутри темы, переносить сроки проведения контрольных работ. В этом случае будут внесены соответствующие примечания в конце программы с указанием причин, по которым были внесены изменения.

Тематическое планирование

Наименование раздела

Количество часов

Из них

Развитие речи

Контрольные работы

1

Международное значение русского языка

1

-

-

2

Повторение изученного в 5-8 классах

7

2

1

3

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение

4

1

-

4

Союзные сложные предложения.

Сложносочиненные предложения

8

2

1

5

Сложноподчиненные предложения

25

5

2

6

Бессоюзные сложные предложения

9

2

1

7

Сложные предложения с различными видами связи

5

2

1

8

Повторение изученного

9

1

1

Итого

68

15

7

Содержание программы

Международное значение русского языка. 1час.

-В результате изучения темы обучающийся должен  

Знать \ понимать:

в чем заключается международное значение русского языка.

Повторение изученного в 5-8 классах. 7 часов(4+2+1)

-Р/р Устная и письменная речь.

-Монолог и диалог.

-Р/р Стили речи.

-Простое  предложение  и  его  грамматическая  основа.

- Предложения  с  обособленными  членами, с обращениями, вводными словами и вставными  конструкциями.

-Контрольная работа по повторению изученного.

- Предложения  с  обособленными  членами, с обращениями, вводными словами и вставными  конструкциями.

В результате изучения темы обучающийся должен  

Знать \ понимать:

особенности составления монологов, диалогов;

виды словосочетаний и простых предложений, однородные, обособленные члены предложения.

 вводные слова, уточняющие слова и вставные конструкции;

орфограммы и пунктограммы, изученные в 5-8 классах.

Уметь:

выполнять разные виды грамматических разборов;

формулировать лексическое значение слова, определять прямое и переносное значения слов, подбирать синонимы, антонимы;

находить фразеологизмы и определять их лексическое значение;

пользоваться разными видами словарей;

находить в предложении однородные, обособленные члены предложения, вводные и вставные конструкции, правильно ставить знаки препинания.

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. 4часа(3+1)

-Понятие о сложном предложении. Основные  виды  сложных предложений.

-Союзные и бессоюзные сложные предложения.

-Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

-12.Интонация  сложного  предложения.

-Р/р Изложение с продолжением.

В результате изучения темы обучающийся должен  

Знать \ понимать:

основные виды сложных предложений;

способы компрессии текста;

Уметь:

основные группы сложных предложений;

писать сжатое изложение по аудиозаписи, соблюдать абзацное членение текста.

Сложносочиненные предложения. 8 часов(5+2+1)

-ССП и его особенности. Строение ССП, смысловые отношения в ССП.

-2ч. ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами.

  Знаки препинания в нём.

-Р/р Сочинение-рассуждение.

-Разделительные  знаки препинания между частями ССП с общим второстепенным членом.

-Синтаксический и пунктуационный разборы ССП. Тренинг заданий  ГИА

-Контрольная работа по теме «Сложносочиненные предложения».

В результате изучения темы обучающийся должен  

Знать \ понимать:

основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам;

грамматические признаки ССП, его строение;

основные компоненты рецензии;

Уметь:

определять грамматические основы и способы сочинительной связи между частями;

ставить знаки препинания;

производить синтаксический разбор сложносочиненного предложения;

находить компоненты рецензии в текстах;

писать рецензию на произведения искусства (художественное произведение, кинофильм, спектакль и т.д.).

Сложноподчиненные предложения. 25 часов(18+5+2)

-Понятие о СПП. Строение СПП, средства связи его частей.

-2ч. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП.

-2ч. Союзы и союзные слова в СПП.

-26/27-2ч. Роль указательных слов в СПП.

-Виды придаточных предложений. СПП с придаточными определительными.

-СПП с придаточными изъяснительными.

-2ч. Р/р Сжатое  изложение .

-СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени  и  места

-СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели   и  следствия.

-СПП с придаточными образа  действия, меры, степени  и  сравнительными.

-2ч. Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения». Работа над ошибками.

-2ч. СПП с несколькими придаточными. Знаки  препинания  в  них.

-39.Р/р Подробное изложение текста «Сергей Иванович Ожегов» (упр.177)

-3ч. Повторение и обобщение изученного по теме «СПП». Синтаксический  и пунктуационный

  разборы СПП. Тренинг заданий  ГИА.

-2ч. Контрольная  работа по теме «СПП с несколькими придаточными». Работа над ошибками.

-45.Р/р Сочинение «Что  такое  подвиг?» (упр. 184)

В результате изучения темы обучающийся должен  

Знать \ понимать:

особенности строения СПП и способы связи между частями;

композицию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему, на публицистическую;

способы компрессии текста;

определение многочленных  придаточных, виды подчинительной связи в СПП

  с несколькими придаточными;

особенности написания заявления и автобиографии;

Уметь:

определять грамматическую основу, различать союзы и союзные слова;

выдвигать тезис, приводить аргументы; писать сочинение-рассуждение

  на лингвистическую тему в соответствии с нормами оценивания ГИА;

писать сжатое изложение по аудиозаписи, соблюдать абзацное членение текста;

устанавливать причинно –следственные связи между частями СПП;

определять тип придаточной части, конструировать предложения по схеме;

составлять автобиографию, писать заявление.

Бессоюзные сложные предложения. 9 часов(7+1+1)

-46.Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Интонация в БСП.

-Запятая и точка с запятой в БСП.

-Двоеточие в БСП.

-Тире в БСП.

-50.РР. Сочинение по картине Н.М. Ромадина  «Село Хмелёвка»

-2ч.Синтаксический  и  пунктуационный разборы СБП.

-2ч. Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения». Работа над ошибками.

В результате изучения темы обучающийся должен  

Знать \ понимать:

-определение БСП, правила постановки запятой и точки с запятой  в БСП;

-правила постановки двоеточия в БСП;

- способы компрессии текста;

-правила постановки тире в БСП;

-правила постановки знаков препинания в БСП;

-основные правила написания реферата;

Уметь:

-соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП;

-находить в тексте БСП и определять смысловые отношения между частями;

-писать сжатое изложение по аудиозаписи, соблюдать абзацное членение текста;

-отбирать материал для написания сочинения – рассуждения, выдвигать тезис, приводить аргументы.

Сложные предложения с различными видами связи. 5 часов(2+2+1)

-55.Сложные предложения с различными видами связи. Знаки  препинания в них.

-Синтаксический  и  пунктуационный разборы СП с различными видами связи. Тренинг заданий  ГИА.

-Р/р Подробное изложение текста.

-Р/р Публичная  речь.

-59.Итоговая контрольная работа.

В результате изучения темы обучающийся должен  

Знать \ понимать:

-структуру предложения с разными видами связи;

-случаи постановки авторских знаков как способ усиления выразительности

 синтаксических средств текста;

Уметь:

-создавать мини – тексты, употребляя в них сложные предложения с разными видами связи;

-уметь устанавливать причинно – следственную связь и границы  между частями предложений.

Повторение изученного. 9 часов(7+1+1)

-Фонетика. Графика. Орфография.

-Лексика. Фразеология. Орфография.

-Морфемика. Словообразование. Орфография.

-Контрольное изложение.

-Морфология.

-2ч. Синтаксис.

-2ч. Пунктуация.

В результате изучения темы обучающийся должен  

Знать \ понимать:

-основные понятия по все разделам русского языка;

-порядок разных видов разбора;

Уметь:

- применять теоретические знания на практике;

-объяснять различные лингвистические явления;

-применять способы компрессии текста.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

•        роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

•        смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

•        основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

•        особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

•        признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

•        основные единицы языка, их признаки;

•        основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

ученик должен уметь:

•        различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

•        определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

•        опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

•        объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

           аудирование и чтение

•        адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

•        читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

•        извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

•        воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

•        создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

•        осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

•        владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

•        свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

•        соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

•        соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

•        соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

•        осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

•        развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

•        удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

•        увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

•        использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Учебно – методический комплекс

Литература для учащихся

1.Тростенцова А. А., Т.А.Ладыженская.  Русский язык 9 кл.  - М.: Просвещение, 2010

2.Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать излож. / Г. К.  Лидман-Орлова. - М.: Д-фа, 2007.

3. Львова С.И., Замураева Т.И. Русский язык. Тренировочные задания.(ГИА-2014)-М.:Эксмо, 2013

Литература     для учителя

  1. Тростенцова Л. А.   Обучение   русскому  языку   в   9   классе / Л. А. Тростенцова.   -М.: Просвещение, 2004.
  2. Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2001.
  3. Текучева И. В.   Русский   язык:   Контрольные   и   проверочные   работы:   9   кл. / И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2002.
  4. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.
  5. Львова С.И., Замураева Т.И. Русский язык. Тренировочные задания.(ГИА-2014)-М.:Эксмо, 2013
  6. Угроватова Т. Ю.  Русский язык:  9 класс / Т. Ю. Угроватова.  - М.:  Просвещение, 2005.
  7. Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005..
  8. Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь / Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 2004.
  9. Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005.
  10. Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...