УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ В РЕЧИ
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Филиппова Елена Геннадьевна

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ В РЕЧИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predlogi_v_rechi_7_kl.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ В РЕЧИ

Цели:

  1. Закрепление умения написания производных предлогов.
  2. Формирование умения правильного употребления предлогов.

Ход урока

I.        Проверка домашнего задания.

  1. Прочитать предложение, объяснить слитно-раздельное написание (по упр. 295).
  2. Устно упр. 296 (II часть).

II.        Синтаксическая разминка.

Задание: записать предложение своего варианта, расставить знаки препинания, объяснить написание предлогов.

I вариант

  1. Разгораясь и потухая, огни поднимают меня высоко в гору,  бесчисленной россыпью вытягиваются вдоль берегов залива.
  2. Несмотря на вспыльчивость, был он умелым и дельным хозяином.

II вариант

1)        Дачные поезда, проносящиеся вблизи старого дома придают пейзажу еще большую прелесть, заволакивая желтизну лесов облаками паровозного пара.

2)        Он разглядывал зажженные,   несмотря  на  белую ночь, фонари.

III. Диагностика усвоения.

Диктант «Проверяю себя».

Морская стихия

В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море. Вблизи море прозрачно и чисто, а в отдалении лежит густой темно-синей полосой, чуть-чуть подернутой дымкой.

Далеко-далеко белеет одинокий парус. Несмотря на чудесную погоду, море пусто.

Близ берега над волнами носятся чайки. Вдруг чайки, как будто сговорившись, улетают прочь от берега. По-видимому, их зоркие глаза рассмотрели вдали пароход, и они направились к нему. С их отлетом над морем становится по-прежнему тихо. Ниоткуда не слышно никаких звуков. Я всегда с удовольствием вспоминаю свои прогулки по морскому берегу.

(По Д. Э. Розенталю)

IV.        Актуализация знаний. Упр. 298, 299, 300 устно.

V.        Домашнее задание: упр. 301 письменно, упр. 297.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ В РЕЧИ

Цели:

1.        Закрепление умения употреблять предлоги в составе словосочетаний, соблюдая современные нормы русского литературного языка.

2.        Формирование   умения   редактировать   грамматические ошибки, связанные с употреблением предлогов.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

  1. Записать на доске словосочетания из упр. 301.
  2. Устно упр. 297: прочитать, озаглавить, назвать средства выразительности (олицетворения: верхушки вздрогнули, родник позванивает; эпитеты: аромат тонкий; метафора: овраг унизан дождем росистых ландышей).

II. Грамматическая разминка.

1. Задание: запишите словосочетания, правильно употребив предлог, где это нужно.

2. Устно составьте словосочетания:

приплыть

добраться        берег

достичь

препятствовать        движение

тормозить

восхищение        подвиг

уважение        космонавта

гордость

касаться        стол

прикасаться

тосковать        вы

скучать

гордиться        успехи

радоваться

3. Сопоставительный анализ.

1) Яркая зелень камыша перемежалась здесь с белыми облаками цветущего дягиля, распространяющего вокруг неповторимый, я бы сказал, речной аромат (3).

  1. Земля снова двинулась нам навстречу. Она была красива, луг светился ярко и весело. Казалось, от него-то и светлеет вокруг (1).
  2. Все боязливо стали осматриваться вокруг (1).
  3. Косички у нее были заплетены вокруг головы (2).
  1. Сторож ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку (2).
  2. Темные сизые сопки высились вокруг (1).
  3. Персидская сирень густо росла вокруг развалившихся беседок (2).

«Уравняйте» столбики, придумав свои словосочетания.

•        Объясните значение фразеологизмов обводить вокруг пальца, вокруг (нар.) да около. Определите часть речи слова «вокруг» в каждом словосочетании.

5. Анализ схем, предложений по этим схемам.

•        Расшифруйте запись, приведите примеры или выпишите из предложений.

                        наречие

  1. навстречу

                                предлог

  1. на встречу - существительное с предлогом на

  1. Дым багровый кругами всходит к небесам навстречу утренним лучам.
  2. Воздух, бегущий навстречу, свистит в ушах.
  3. Земля снова двинулась нам навстречу.

4)        Пока дождь был благодатью, люди поднимали навстречу золотистым, летящим из голубизны каплям просветленные улыбкой и надеждой лица.

5)        Автомобиль рванул навстречу выползающей из-за леса фиолетовой туче.

6)        Енисей, тяжелый и могучий, падал навстречу, бурлил, уходя под днище теплохода.

Какие положения схемы не проиллюстрированы? Придумайте предложение, в котором будет существительное «встреча» с предлогом «на».

Разъясните различие в написании сочетаний в виду и ввиду, используя следующие схемы:

Глагол + в виду                глагол + ввиду(из-за) сущ.

  1. Трудно было понять, какое удобство имел в видустоляр, загибая так немилосердно спинки стульев.
  2. Впрочем, ввиду недостатка времени не будем отклоняться от темы лекции.
  3. «Что вы имеете в виду?» - поинтересовался Огнев.

Домашнее задание упр.303 (4-5 предложений)

1 вариант

Выписать из предложений словосочетания таких моделей:

  • Глагол + вокруг (наречие)
  • Глагол + вокруг + сущ.
  • Причастие + вокруг +  сущ.

  1. Яркая зелень камыша перемежалась здесь с белыми облаками цветущего дягиля, распространяющего вокруг неповторимый, я бы сказал, речной аромат..
  2. Земля снова двинулась нам навстречу. Она была красива, луг светился ярко и весело. Казалось, от него-то и светлеет вокруг.
  3. Все боязливо стали осматриваться вокруг.
  4. Косички у нее были заплетены вокруг головы.
  5. Сторож ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку.
  6. Темные сизые сопки высились вокруг.
  7. Персидская сирень густо росла вокруг развалившихся беседок.

«Уравняйте» столбики, придумав свои словосочетания.

•        Объясните значение фразеологизмов обводить вокруг пальца, вокруг да около. Определите часть речи слова «вокруг» в каждом словосочетании.

2 вариант

Выписать из предложений словосочетания таких моделей:

Навстречу        предлог

Навстречу        наречие

На встречу – сущ. с предлогом

  1. Дым багровый кругами всходит к небесам на/встречу утренним лучам.
  2. Воздух, бегущий на/встречу, свистит в ушах.
  3. Земля снова двинулась нам на/встречу.
  4. Пока дождь был благодатью, люди поднимали на/встречу золотистым, летящим из голубизны каплям просветленные улыбкой и надеждой лица.
  5. Автомобиль рванул на/встречу выползающей из-за леса фиолетовой туче.
  6. Енисей, тяжелый и могучий, падал на/встречу, бурлил, уходя под днище теплохода.

Какие положения схемы не проиллюстрированы?

Придумайте предложение, в котором будет существительное «встреча» с предлогом «на».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка с использование ЭОР по теме: "Употребление предлогов в речи"

План-конспект урока русского языка с использованием ЭОР по теме: "Употребление предлогов в речи" 7 класс...

Конспекты занятий для детей с ОНР по обучению правильному употреблению предлогов в речи.

Предлагаемый материал может быть использован учителями-логопедами детских дошкольных, школьных и медицинских учреждений по обучению детей с общим недоразвитием речи умению правильно употреблять предло...

Технологическая карта логопедического занятия по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами"

Занятие проводится с учащимися 2 класса с логопедическим заключением ОНР, НВОНР. Проанализировав большое количество технологических карт планирования уроков, можно сделать вывод, что унифицированной ф...

Урок по теме "Употребление предлогов в речи"

Урок русского языка в 7 классе. Обобщающий урок, где рассматривается употребление предлогов в речи, отрабатывается умение различать производные предлоги и самостоятельные части речи. В процессе заняти...

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

Технологическая карта урока  . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....

Употребление предлогов в речи

Презентация к уроку...